Научил женщин дымить и подсадил американцев на бекон: племянник Фрейда и гений-манипулятор Эдвард Бернейс

Научил женщин дымить и подсадил американцев на бекон: племянник Фрейда и гений-манипулятор Эдвард Бернейс

Это с его лёгкой руки женщины перестали стесняться курить на людях, а мужчины сменили карманные часы на наручные. Впрочем, это далеко не все привычки, которые изменили американцы под влиянием племянника Фрейда. А ещё он задорого продал русского Дягилева и помог итальянцу Карузо. И даже Гитлер в определённой степени обязан ему своей политической карьерой. Ведь не зря Эдварда Бернейса называли гением пиара.

До него реклама опиралась на два незамысловатых приема: изо всех сил расхваливать свой товар и как можно серьезнее очернить конкурентов. Но Эдвард Бернейс нашёл другой путь: создать среду, в которой человек убдет считать навязанное ему решение своим собственным и примет его. К этой мысли его подтолкнуло знание психоанализа: Зигмунд Фрейд приходился ему родным дядей. А ещё он состоял в родстве с классиком немецкой литературы Генрихом Гейне

«Факелы свободы»

Странное зрелище наблюдали нью-йоркцы, которые пришли на традиционный Пасхальный парад в 1929 году. В толпе ряженных шла группа изысканно одетых женщин, и каждая из них – о ужас! – курила. Это было с одной стороны неприлично, а с другой – притягательно и даже красиво. Фотографии участниц шествия с сигаретами были растиражированы во всей Америке, и общество восприняло из как шаг в борьбе за равенство. Ведь в то время курить на людях – было чисто мужской прерогативой. Акцию даже символически назвали «Факелы свободы».

Научил женщин дымить и подсадил американцев на бекон: племянник Фрейда и гений-манипулятор Эдвард Бернейс
Участники шествия «Факелы свободы»

Правда, ни сами участницы акции, ни те, кто ими восхищался, даже не догадывались, что за этим праздником эмансипации и свободы только коммерческие интересы. Табачные компании решили расширить свое влияние и разработать «золотую жилу», которая, как говорил президент компании American Tobacco Джордж Вашингтон Хилл, «была прямо под носом». И «Факелы свободы» действительно пошатнули вековые устои: уже в 1930-е годы женщины открыто курили в общественных местах и могли не бояться, что в них бросят тухлый помидор.

И реальностью это стало благодаря Эдварду Бернейсу – человеку, чьими методами до сих пор пользуются пиарщики всего мира.

Кто он – гений маркетинга Эдвард Бернейс

Научил женщин дымить и подсадил американцев на бекон: племянник Фрейда и гений-манипулятор Эдвард Бернейс
Эдвард Бернейс.

Эдвард Бернейс родился в Вене в 1891 году. Через год отец получил выгодное место в США, и семья обустроилась в Нью-Йорке. В Америке Эдвард Бернейс окончил школу и сельскохозяйственные университет. Правда, диплом он сразу забросил на полку и решил податься в журналистику. Начав сотрудничать с журналами, он довольно быстро понял, как можно управлять общественным мнением.

А начиналось все с театра…

В 1912 году на Бродвее готовили постановку пьесы «Бракованный товар», сюжет которой выстраивался вокруг венерической болезни героя. До этого спектакль был уже запрещён во Франции из-за табуированности темы. Такая же угроза возникла и в Америке, да и денег на постановку не было.

И тогда по просьбе друга в эту проблему включался Бернейс, который в то время работал в медицинском журнале. Он преподнёс пьесу как поучительно-воспитательную, а ещё организовал общественный фонд для борьбы с этим бедствием эпохи, куда пригласил таких авторитетных личностей как будущий президент Франклин Рузвельт, бизнесмен и филантроп Джон Рокфеллер-младший и других. В результате удалось не только привлечь внимание к спектаклю, но и собрать 11 тыс. долларов. Интерес публики оказался настолько высоким, что вместо запланированные 14 постановок прошло 66. Это был первый успех Бернейса.

Научил женщин дымить и подсадил американцев на бекон: племянник Фрейда и гений-манипулятор Эдвард Бернейс
Гений-манипулятор Эдвард Бернейс.

В 1915 году стало известно о гастролях в Нью-Йорке «Русского балета Дягилева» Дягилева. Вот только в то время в Америке считалось, что танцы – занятие не мужское, а танцовщиков считали чуть ли не извращенцами. Бернейс сумел сместить акценты и показать привлекательную сторону этого действа – через изящество танца и красоту костюмов.
Он даже провел опрос «Стыдятся ли американские мужчины быть грациозными». В итоге билеты были распроданы еще до приезда артистов.

Бернейс сумел помочь даже стареющему Энрико Карузо. С годами голос мэтра потускнел, и публика начала терять к нему интерес. Он придумал историю о том, что голос Карузо невероятно чувствителен к любому внешнему воздействию и не постеснялся добавить несколько курьезов о том, как известный певец старается спасти голос. Байки разошлись по всей стране, что в значительной степени подогрело интерес к стареющему тенору.

Бернейс и политика

В 1917 США объявили о вступлении в Первую мировую войну, что вызвало недовольство населения. И тогда президент Вудро Вильсон обратился к Бернейсу с просьбой убедить американцев, что этот шаг – ничто иное, как пас в защиту демократии. И получилось.

Позднее именно Бернейс помог занять пост президента Калвину Кулиджу, которого избиратели считали замкнутым и скучным. Чтобы изменить мнение электората, Бернейс пригласил в Белый дом три десятка голливудских звезд – разумеется, в сопровождении операторов и фотографов. Те тщательно засняли, как президент непринужденно общается со знаменитостями, шутит шутки и вообще держится по-свойски. И народ поверил, что кандидат в президенты – настоящий рубаха-парень, который им и надо.

За свою жизнь, а прожил Эдвард Бернейс 103 года, он консультировал десятки политиков, в том числе и Голду Меир.

А дядюшка Фрейд против

В 1919 году Бернейс открыл собственное агентство и стал работать как консультант по связям с общественностью. Кстати, и термин этот вошёл в оборот именно с его легкой руки. А в 1920 году он опубликовал в Америке «Введение в психоанализ» своего дядюшки Зигмунда. Полученный гонорар от отправил родственнику в Вену. Фрейд деньги с благодарностью принял, но от сотрудничества, на которое племянник рассчитывал, отказался. Но даже этот факт не помешал Бернейсу изменить многие привычки американцев.

Как племянник Фрейда изменил привычки американцев

С легкой руки племянника Фрейда американские мужчины начали носить наручные часы, хотя раньше они считались чисто женским аксессуаром. Мужчины носили только карманные часы. Но когда производители часов обратились к Бернейсу, он провел исследование и выяснил, что солдаты, чтобы узнать время, подносят к карманным часам зажженную спичку. И вот тогда он сумел убедить армейские чины, что наручные часы спасают жизнь: чтобы посмотреть время, не нужно зажигать спичку, огонь от которой может заметить враг. В результате клиент Бернейса получил солидный заказ от армии, а наручные часы стали стандартным мужским аксессуаром.

В 1920-е к гению маркетинга обратились производители чемоданов и дорожных сумок из-за падения продаж этих товаров. И прошло совсем немного времени, как американки начали возить с собой тяжелые сумки и чемоданы, даже если отправлялись на однодневную прогулку за город.

А все потому, что Бернейс предпринял несколько несложных манипуляций. Во-первых, разослал во все журналы статьи о том, как должна выглядеть стильная женщина на выходных. А во-вторых, обратился в транспортные компании, а также в кинотеатры и театры, с призывом продумывать место для багажа. Всё это отшлифовал советами должностных лиц из органов здравоохранения, которые рассказывали, что часто менять одежду – это гигиенично, а стильная женщина должна выглядеть прекрасно независимо от ситуации.

Так, казалось бы, чисто коммерческая компания сослужила прекрасную службу путешественникам – нормы багажа были увеличены. Обратите внимание, даже в кинофильмах 1050-70-х героини всегда путешествуют с целым ворохом чемоданов.
Яичница с беконом, которая сегодня стала классикой американского завтрака, – тоже придумана Бернейсом.

Производители бекона попросили его стимулировать продажи. Оказалось, что обычный завтрак американцев – кофе, тост, джем. Бернейс разослал около 5000 врачам с вопросом – согласны ли они с утверждением, что плотный завтрак лучше легкого, поскольку дает энергию на весь день. И около 90% ответов оказалось положительными. И реклама с полным правом начала вещать: «Тысячи американских врачей считают, что…» Так изменилась еще одна всенародная привычка.
Кстати, «Факелы свободы» сломали стереотип, что женское курение неприлично, не только в Америке. Впрочем, уже в 1990-е сам Бернейс говорил, что если бы знал о последствиях, но никогда не подключался бы к этой кампании. Кстати, своей собственной жене гуру PR категорически запрещал курить.

А Гитлер здесь причем

Научил женщин дымить и подсадил американцев на бекон: племянник Фрейда и гений-манипулятор Эдвард Бернейс
Эдвард Бернейс дожил до 103 лет.

Страстным поклонником методов Бернейса был Йозеф Геббельс. Он выстроил культ личности Гитлера, именно по методике американского пиарщика. И при этом Геббельса ничуть не смущало, что его идейный вдохновитель – еврей. Но сам Бернейс, когда узнал об этом, был просто в ужасе. Он писал: «Нацисты опирались на мои книги, чтобы выстроить разрушительную кампанию против евреев Германии, – писал он. – Это привело меня в шок, но я понимал, что любые человеческие действия можно использовать как во благо, так и во зло общества».

И в заключение…

Эдвард Бернейс всегда считал, чтоб среди общей интеллектуальной массы есть лишь «горстка умных», которые и манипулируют массовым сознанием. Себя он, конечно, он относил к той самой горстке и никогда этого не скрывал. Справедливости ради стоит сказать, что у него на это были все основания: журнал Life включил его в список 100 самых влиятельных американцев ХХ века.

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий