Неразгаданные тайны лузитании » скачать фильмы бесплатно на galfilm.com с файлообменников или через торрент

Трагедия теплохода Армения Теплоход Армения был атакован фашистской авиацией на траверзе Гурзуфа в районе Медведь-горы. Около сорока самолетов непрерывно бомбили транспорт. В результате прямого попадания бомб судно переломилось и затонуло. Погибли практически все 7000 человек, находившихся на борту.

Жительнице Ялты Анастасии Поповой, находившейся на борту Армении в тот роковой день, посчастливилось остаться в живых. 6 ноября 1941 года я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку Армения была и так переполнена ранеными и беженцами. Гибель 7 ноября 1941 года транспорта Армения является одним из самых трагичных случаев гибели пассажирских судов.

Достаточно лишь сказать, что с транспортом на дно ушло не менее 6000 человек. Для сравнения можно упомянуть катастрофу Титаника 1503 погибших, гибель торпедированной Лузитании. 1198 погибших. Но потопление Армении является весьма таинственным эпизодом войны по многим обстоятельствам, предшествовавшим катастрофе.

Официальная информация о гибели Армении весьма скудна. Более интересную информацию дает Итоговый отчет по боевой деятельности ЧФ В ВОВ 1941 1945 годов. Третий том этого закрытого документа опе-ротдела штаба ЧФ сообщает, что 7 ноября 1941 года на санитарном транспорте Армения полностью погибли: Севастопольский морской госпиталь на 700 коек, военно-морской госпиталь ЧФ и ее имущество, 5-й медико-санитарный отряд, базовый лазарет и так далее. число погибших около 6000 человек, спаслось 8 человек.

После гибели Армении, ЧФ остался без медицинского обеспечения, и пришлось создавать главный госпиталь ЧФ 40, базовые лазареты, призвав врачей из запаса. Погрузка на один сантранс-порт всего состава нескольких лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой. Ошибкой ли. Многие обстоятельства катастрофы Армении свидетельствуют об обратном.

Попробуем прояснить некоторые моменты этой катастрофы. Что из себя представляет грузо-пассажирский лайнер Армения. Это был двухтрубный, двухпалубный теплоход с протяженной на 81,7 м средней надстройкой. Клепаный корпус подразделялся на девять отсеков, а для размещения грузов имелось шесть трюмов (вместимость 2820 куб.

м) и два твиндека. Спуск теплохода на воду состоялся в начале ноября 1928 года и в 1930 году теплоход Армения вступил в строй. На судне могло разместиться: 60 пассажиров первого класса, 192 второго класса, 266 третьего класса, 426 человек на палубе, то есть 980 человек. Безопасность пассажиров обеспечивалась наличием 16 спасательных шлюпок (по 48 мест каждая).

После переоборудования в плавгоспи-таль Армения вступила в строй 10 августа 1941 года. Командиром судна был назначен достаточно опытный моряк капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плау-шевский. Штатная эвакоемкость судна 400 человек, имелась одна операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

Главным врачом плавгоспиталя являлся военврач 2 ранга Петр Андреевич Дмитриевский, мобилизованный с должности главврача железнодорожной больницы Одессы. Всего до момента гибели Армения успела совершить 15 эвакорейсов (в основном из Одессы и Севастополя) и доставила на Кавказ более 15 000 человек (в среднем 1000 человек за рейс). Судно провело на ходу 820 часов, в ремонтах 144 часа. Последний, трагический для Армении рейс начался в 05 часов 40 минут 4 ноября 1941 года.

Теплоход с военными грузами и маршевым пополнением вышел из Туапсе в охранении эсминца Способный и тральщика Груз. Из-за неисправности машины в 11. 00 Армения возвратилась в Туапсе, охраняемая тральщиком и двумя сторожевыми катерами. После краткого ремонта транспорт вновь покинул Туапсе в охранении эсминца Сообразительный.

Командир Армении следовал по предписанию в Ялту, а на эсминце считали, что Ялта уже захвачена противником и силой повернули транспорт в Севастополь. Судно начало приемку раненых, подвозимых на катерах с угольной пристани. Внезапно поступило приказание штаба СОР (Севастопольского оборонительного района) об эвакуации всего () медицинского персонала ЧФ из Севастополя. Похоже, что командование флота не собиралось оборонять Севастополь и тихо готовилось к его оставлению.

Транспорт Армению тем временем перевели в Корабельную бухту, к причалу артмастерских и продолжили погрузку людей. Раненые и медики грузились и по узкому трапу с правого борта, и с катеров по левому борту. Напряжение на борту теплохода росло, так как людей скопилось огромное количество, а выход судна перепланировали с 19. 00 на 17.

00. Ускорение отправки лайнера было вызвано поступившими из Ялты сообщениями. В них говорилось, что в городе собралась крупная группа эвакуируемых работников партаппарата города и области, но вывозить их не на чем. Военный совет ЧФ решил и их эвакуировать на Армении, хотя имелись под загрузкой лайнеры Грузия и Белосток, грузовые транрпорты.

В сопровождении единственного сторожевого катера СКА-041 (командир старший лейтенант П. А. Кулашов) Армения направилась в Ялту. Здесь лайнер изрядно задержался, продолжая принимать на борт эвакуирующихся людей медработников госпиталей и лазаретов ЮБК, партруководство области и курортной зоны, раненных и беженцев.

Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир Армении капитан 3 ранга В. Я. Плау-шевский приказал отдать швартовые. У Гурзуфа на сопровождаемый уже двумя катерами транспорт налетела вражеская авиация.

По официальной версии в 11 часов 29 минут Армению случайно потопил одиночный самолет-торпедоносец, вынырнувший не со стороны моря, а из-за гор (. ). В лайнер попала одна из двух торпед, и он в течение 4 минут затонул кормой вверх. Но очевид-* цы вспоминают другое две четверки Юнкерсов-87 (лап-тежники) медленно и спокойно перевалили хребет главной Крымской гряды.

Они четко и точно шли на лайнер, словно заранее зная его маршрут. Выстроившись в круг, пикировщики провели классическое бомбометание. Несколько авиабомб поразили судно и корпус теплохода переломился посередине. Через считанные секунды на месте Армении лишь бурлил водоворот с клубами дыма и пира.

Выход в море Армении утром, а не ночью обрек ее на верную гибель. Но командующий ЧФ адмирал Ф. С. Октябрьский в своих дневниках констатирует, что командир теплохода, по сути, не выполнил его личный приказ не выходить из Ялты до темноты.

В условиях того времени такого быть не могло. Или адмирал исказил истину, или В. Плаушевский получил другой приказ, аннулирующий первый. В одной из распространяемых версий происшедшего утверждается, что транспорт стал жертвой спецподразделения ГПУ.

Это подразделение сознательно вело радио-переговоры с транспортами, на которых эвакуировались беженцы и выводило на эти транспорты немецкую авиацию. Полагают, что такая акция, если она действительно имела место, выполнялась с ведома Сталина и преследовала цель не допускать паники и прибытия в кавказские порты беженцев и масс раненных. Впрочем, подобная акция маловероятна и по сути, бессмысленна. Поток беженцев подобными мерами не остановить.

Более вероятны другие версии: в штабе ЧФ или СОР сидел предатель; немецкая разведка раскрыла радио коды ЧФ и проводила собственные радио игры. Правду установить не возможно, но назвать случайностью намеренное уничтожение всего медицинского состава Черноморского флота очень трудно. Такого рода операции всегда крупный успех для всей разведки. И сейчас, спустя 60 лет со дня этой страшной трагедии, загадки Армении все еще ждут своего исследования и раскрытия.

В. В. КОСТРИЧЕНКО

Статья взята с: http://forum.hayastan.com

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий