Неудавшиеся экспедиции на полюса Земли

Покорять неизведанное во все времена было свойственно человеческой природе. Северный и Южный полюса Земли были полем для соревнования для ученых разных стран. «Дилетант» публикует подборку тех экспедиций, которые, к сожалению, не достигли своей цели.

Экспедиция Франклина (1845—1847)

экспедиция по освоению Арктики, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году. Будучи офицером Королевского военно-морского флота и опытным исследователем, он участвовал в трёх арктических предприятиях, в двух из них — в качестве командира. В возрасте 59 лет Франклин предпринял свою четвёртую экспедицию. Её целью были исследование неизвестной части Северо-Западного прохода и завершение его открытия. Однако экспедиция на двух судах со 129 членами экипажа, включая самого Франклина, пропала.

Под давлением супруги Франклина и общественности Адмиралтейство начало поиски лишь в 1848 году. Отчасти благодаря известности Франклина, отчасти из-за предложенного Адмиралтейством вознаграждения множество сторонних экспедиций присоединилось к поиску. В 1850 году пропавших одновременно искало одиннадцать британских и два американских корабля. Некоторые из них встречались у острова Бичи, где и были найдены первые следы экспедиции — могилы троих членов её экипажа.

В 1854 году врач и путешественник Джон Рэй во время изучения топографии канадского побережья Северного Ледовитого океана к югу от острова Кинг-Уильям записал рассказы местных эскимосов и получил из их рук предметы, принадлежавшие людям Франклина. Основываясь на рассказах эскимосов, Джон Рэй первым высказал предположение о каннибализме среди участников пропавшей экспедиции, вызвав этим гнев британской общественности. В частности, в горячую полемику с Рэем на страницах британской печати вступил писатель Чарльз Диккенс, заявивший о «принципиальной невозможности каннибализма среди моряков Королевского британского флота».

В 1859 году поисковая экспедиция во главе с Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком обнаружила записку, оставленную на острове Кинг-Уильям, с подробной информацией о судьбе пропавших до весны 1848 года. Поиски продолжались на протяжении всей второй половины XIX века. Наибольших успехов здесь добился в 1860-х гг. американский путешественник и журналист Чарльз Френсис Холл, подтвердивший гипотезу о каннибализме.

В 1981 году группа учёных во главе с Оуэном Битти, профессором антропологии из Университета Альберты, начала серию научных исследований могил, тел и других артефактов, которые оставила после себя экспедиция Франклина на островах Бичи и Кинг-Уильям. Они пришли к выводу, что члены экипажа, могилы которых были найдены на острове Бичи, скорее всего, умерли от воспаления лёгких и, возможно, туберкулёза, на фоне общего ухудшения здоровья вследствие отравления свинцом из-за некачественно произведённой пайки банок, в которых хранилось продовольствие. Тем не менее, позднее было выдвинуто предположение, что, возможно, источником отравления послужили не консервы, а система дистиллированного водоснабжения, установленная на кораблях экспедиции[2]. Отметины на человеческих костях, обнаруженных на острове Кинг-Уильям, рассматривались как признаки каннибализма. Из совокупных данных всех исследователей следует предположение, что причинами смерти всех членов экспедиции стали голод, гипотермия, отравление свинцом и болезни (в том числе цинга), наряду с общим воздействием экстремальной внешней среды при отсутствии соответствующей условиям одежды и продуктов питания.

Викторианские СМИ представили сэра Франклина героем, несмотря на провал экспедиции и свидетельства каннибализма. О нём были написаны песни, в родном городе Франклина Спилсби, в Лондоне и на Тасмании были установлены памятники, а многие географические объекты были названы его именем. В 1852 году ему посмертно присвоен был чин контр-адмирала.

Пропавшая экспедиция Франклина является предметом множества художественных произведений, в числе которых песни, стихи, рассказы, романы, а также телевизионные документальные фильмы.

Экспедиция «Дискавери»

Роберт Скотт — английский морской офицер, исследователь Антарктиды. Родился в Девенпорте 6 июня 1868. Поступил на службу в военно-морской флот в 1880. В 1900 был назначен руководителем первой Национальной антарктической экспедиции на корабле «Дискавери». Вместе с близким другом доктором Эдуардом Вильсоном и лейтенантом Эрнестом Шеклтоном исследовал ранее не известный шельфовый ледник Росса, достиг в его пределах 82°16ў с. ш. и сделал ряд важных научных открытий. По возвращении на родину в 1904 был произведен в капитаны, командовал судами «Викторьес», «Эссекс» и «Булвэк». В 1909 Скотт организовал новую экспедицию при поддержке правительств Англии и доминионов для продолжения исследований в Антарктиде. Отправившись в конце ноября 1910 из Новой Зеландии на паруснике «Терра-Нова», в начале января высадился на берег недалеко от своей прежней базы в проливе Мак-Мердо с отрядом, включавшим 6 офицеров и 12 ученых, среди которых был и доктор Вильсон. Первый год был проведен преимущественно в пробных походах, из которых наиболее известен поход к мысу Крозье. Отрядом был также создан большой склад (т.н. «склад на одну тонну») на пути к полюсу, в 200 км от базы. 1 ноября 1911 Скотт направился к Южному полюсу, используя сани, запряженные шотландскими пони и собаками, на участке от побережья до конца ледника Бирдмора. Оттуда до полюса и обратно участники экспедиции тащили сани вручную. Таких трудных путешествий раньше никто не предпринимал. Несмотря на задержки из-за плохой погоды в начале похода, Скотт с четырьмя товарищами достиг Южного полюса 18 января 1912 и обнаружил там записку, оставленную за месяц до этого норвежским отрядом Руаля Амундсена. На обратном пути из-за суровой погоды и усталости переход через шельфовый ледник Росса затянулся, и отряд потерял двух человек. Скотт, Вильсон и Бауэрс с трудом преодолели еще четыре коротких перехода и погибли в палатке, примерно в 20 км от «склада на одну тонну». Точная дата трагедии неизвестна, однако последнюю запись в дневнике Скотт сделал 29 марта. Палатка с телами путешественников, их дневниками и коллекциями была обнаружена спасательным отрядом 12 ноября 1912.

Экспедиция Делонга

Джордж Вашингтон Делонг — американский полярный исследователь. Окончил морскую Академию США в 1865. Первое плавание совершил в Баффинов залив (1873). В 1879 возглавил экспедицию на яхте «Жаннетта», целью которой было достижение Северного полюса и отыскание экспедиции Н. А. Норденшельда. К С.-В. от острова Геральд «Жаннетта» вмёрзла во льды; во время дрейфа были открыты острова Жаннетты и Генриетты. После гибели «Жаннетты» в июне 1881 экипаж её, вынужденный дрейфовать на льдине, открыл остров Беннетта. Освободившись от дрейфа, Д.-Л. с частью спутников достиг устья р. Лены, где погиб от голода. Именем Д.-Л. названа группа островов в Восточно-Сибирском море.

Арктическая экспедиция Андре на воздушном шаре

Неудачная попытка шведских исследователей добраться до Северного полюса, в ходе которой все три члена экспедиции погибли. Август Андре (1854—1897), первый шведский воздухоплаватель, предложил организовать экспедицию на заполненном водородом воздушном шаре от Шпицбергена к России или Канаде, при этом ее путь должен был пройти, если повезёт, прямо через Северный полюс. Патриотически настроенные силы встретили эту идею с энтузиазмом, так как Швеция, будучи северной страной, отставала в гонке за Северный полюс.

Андре пренебрёг многими потенциальнымии опасностями, связанными с его планом полёта в Арктику на воздушном шаре, которые были очевидны ещё задолго до начала экспедиции. Для безопасности подобного путешествия большое значение имеет возможность реально контролировать полёт воздушного шара, и было много свидетельств тому, что изобретенная Андре техника пилотирования с помощью крепёжных канатов, оказалась неэффективной; однако он всё же поставил судьбу экспедиции в зависимость от прочности канатов. Хуже того, полярный воздушный шар Örnen («Орёл») был доставлен непосредственно на Шпицберген его производителем из Парижа, не проходил предварительной проверки, а когда измерения показали, что утечки водорода происходит больше, чем ожидалось, Андре не посчитал это серьезной проблемой, потенциально чреватой катастрофой. Большинство учёных-современников экспедиции видели оптимизм Андре, верили в мощь современных технологий и пренебрежительно относились к силам природы как основным факторам в серии возможных событий, которые случились на самом деле и привели к смерти Андре и гибели двух его молодых соратников — Нильса Стриндберга (en) (1872—1897) и Кнута Френкеля (en) (1870—1897).

После того как Андре, Стриндберг и Френкель стартовали со Шпицбергена в июле 1897 года, воздушный шар потерял водород очень быстро и разбился во льдах уже через два дня. Исследователи при его падении не пострадали, но столкнулись с необходимостью изнурительного похода на юг через дрейфующие полярные льды. Не имея достаточно тёплой одежды, снаряжения и подготовки и потрясённые трудностью прохождения местности, они имели немного шансов на благополучный исход. Когда арктическая зима закрыла им дальнейший путь в октябре, группа оказалась зажатой на пустынном острове Белом в Шпицбергенском архипелаге и там погибла. В течение 33 лет судьба экспедиции Андре оставалась одной из нерешённых загадок Арктики. Случайное обнаружение в 1930 году последнего лагеря экспедиции произвело сенсацию в шведских СМИ, где погибших оплакивали и боготворили. Мотивы Андре позднее были пересмотрены (в отрицательном ключе), как и его роль в полярных исследованиях — она рассматривалась как «полигон» для испытания мужественности и патриотизма. Одним из первых примеров является беллетризованный роман Пера Олафа Зундмана (en), ставший бестселлером в 1967 году, — «Полёт Орла» (позже по нему был снят фильм (en)), который изображает Андре слабым и циничным, находящимся во власти своих спонсоров и средств массовой информации. Приговор современных исследователей Андре, пожертвовавшему жизнями двух своих младших товарищей, колеблется в своей резкости в зависимости от того, рассматривается ли он как манипулятор или жертва шведского националистического пыла на рубеже XX века.

Экспедиция Седова

Седов Георгий Яковлевич — полярный исследователь. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу на судне «Святой Фока». Зимовал на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках. Умер близ острова Рудольфа.

В 1912 году он выступает с идеей Первой русской экспедицией к Северному полюсу: «…Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…”Седова поддержали. Ему был предоставлен двухлетний отпуск с сохранением содержания, из капитанов по Адмиралтейству он был переведен во флот с чином старшего лейтенанта. Однако вскоре специально созданная при Гидрографическом управлении комиссия резко и во многом справедливо раскритиковала план экспедиции. К 1912 году Седов много и успешно поработал на Севере, но он не знал зимней Арктики, не имел опыта движения по дрейфующим льдам. Отсюда и проистекали все промахи разработанного им плана. К тому же, стремясь «опередить» Амундсена, Георгий Яковлевич намечал срок выхода экспедиции на 1 июля. Времени на подготовку было явно недостаточно.

В конце мая Седов подготовил новый, уточненный план экспедиции. Но и он вызывал много вопросов. Комиссия отвергла планы Седова. Император пожаловал 10 тысяч рублей, но правительство отказалось выделить деньги на экспедицию.

Создан комитет по сбору средств для экспедиции, во главе которого становятся издатели газет. 10 июля удалось зафрахтовать судно «Святой мученик Фока».

27 августа на Соборной пристани Архангельска — торжественные проводы, молебен, льется шампанское…

По плану «Фока» должен был доставить отряд Седова на Землю Франца-Иосифа и вернуться в Архангельск. Однако из-за позднего выхода выполнить план не удалось. Судно было затерто льдами у северо-западного побережья Новой Земли.

Нелегкой была эта зимовка: теплой одеждой был обеспечен только полюсный отряд, не хватало многих «мелочей». Из-за спешки при сборах никто не знал даже что взято. Поставщики обманули Седова — солонина оказалась гнилой, как и треска.

Однако Седов не терял бодрости духа и даже подумывал идти к полюсу с Новой Земли. Участники экспедиции проводили разнообразные наблюдения и совершили несколько санных походов, существенно уточнив карту Новой Земли. Седов прошел со съемкой около семисот километров и впервые закартировал северное побережье архипелага.

В начале лета пять человек во главе с капитаном Н. П. Захаровым ушли на юг, чтобы добраться до ближайшего становища, а оттуда в Архангельск. На судне кончался уголь. Седов надеялся, что еще летом 1913 года комитет сумеет обеспечить доставку угля и других припасов на Землю Франца-Иосифа.

Когда «Фока» в 1912 году не вернулся, в России раздавались голоса, призывавшие к организации спасательной экспедиции. Ведь на «Фоке» не было радиостанции, и судьба его оставалась неизвестной. Предполагали худшее.

Седов был полон решимости во что бы то ни стало продолжить плавание к берегам Земли Франца-Иосифа и оттуда идти к полюсу. Но прошло лето, а льды все еще держали корабль в плену, который во время зимовки Седов переименовал в честь редактора газеты «Новое время». Теперь корабль назывался «Михаил Суворин».

Только 6 сентября подул восточный ветер, и судно вместе со льдами отнесло от берега…

Офицеры экспедиции посчитали достижение Земли Франца-Иосифа очень маловероятным и призвали Седова повернуть назад. Но Седов повел судно вперед! Лавировали в тяжелых льдах, жгли в топке бревна, доски, старые ящики. И все-таки они пробились! На вторую зимовку судно встало в бухте Тихой на острове Гукера. Надвигалась полярная ночь. Условия жизни были крайне тяжелыми. Помещения едва отапливались, в каютах лежал лед, и одеяла по утрам нередко примерзали к переборкам. Многие продукты уже кончились. В подборе пищевых рационов тоже сказались и спешка при подготовке, и отсутствие опыта у Седова.

Болели почти все: кровоточили десны, многие жаловались на одышку, на странные «ревматические» боли, некоторые едва передвигались на опухших ногах.

Несмотря ни на что Седов продолжал подготовку к полюсному походу. Выход был назначен на 15 февраля 1914 года. Вместе с Седовым шли два матроса — Г. Линник и А. Пустошный.

Из дневника Седова: «…Увидели выше гор впервые милое, родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удрученные, под 82° северной широты!”Матросы похоронили Седова на острове Рудольфа, самом северном острове самого северного нашего архипелага. Вместо гроба — два парусиновых мешка, в изголовье — крест, сделанный из лыж. В могилу положили флаг, который Седов мечтал водрузить на полюсе.

9 марта Линник и Пустошный двинулись в обратный путь. В упряжке оставалось 14 собак. Керосину — на 5 варок. Экономя горючее, они ели мерзлое сало, вместо чая пили холодную воду, растапливая снег дыханием. Через пять дней керосин кончился.

Утром 19 марта они вернулись на корабль.

Вечером все собрались вместе. Читали дневник Седова, потом Линник рассказывал о последних днях Серова.

Именем Седова названы архипелаг и остров, мыс и пик, пролив, два залива, две бухты… Именем его назван поселок Седова (бывшая Кривая Коса), где он родился и где открыт музей Георгия Яковлевича Седова. Улица Седова есть в Москве и во многих других городах и поселках. Именем Седова называли и называют корабли. Так, в историю полярных путешествий вошел длившийся 812 суток дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов», который пересек Северный Ледовитый океан.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории