Ножницы или Меч? Символизм средневековой стрижки

Саймон Коутс исследует символические значения, придаваемые волосам на раннесредневековом Западе, и то, как они служили для обозначения различий в возрасте, поле, этнической принадлежности и статусе.

Scissors or Sword? The Symbolism of a Medieval Haircut

В Проживая в Париже в VI веке, королева Клотильда, вдова Хлодвига меровингского правителя, стала невольной жертвой закоренелых заговоров своих сыновей Лотара и Хильдеберта, которые завидовали ее попечительству над внуками, детьми их брата Хлодомера. Хильдеберт распустил слух, что они с братом планируют коронацию юных принцев, и послал об этом сообщение Клотильде. Когда мальчиков отправили к их дядьям, их схватили и разлучили с семьей. Затем Лотар и Хильдеберт послали своего прихвостня Аркадия к королеве с ножницами в одной руке и мечом в другой.

Он предъявил королеве ультиматум. Хотела бы она, чтобы ее внуки жили с коротко остриженными волосами, или предпочла бы, чтобы их убили? Вне себя от горя, Клотильда заявила, что, если они не унаследуют трон, она скорее увидит их мертвыми, чем с коротко остриженными волосами. Отказавшись от ножниц, она остановила свой выбор на мече.Продолжение этой истории, рассказанное Григорием Турским (ум. 594), открывает альтернативу смерти или коротко стриженному бесчестию. Третий внук, Хлодовальд, был хорошо охраняем и сбежал от своих дядей. Стремясь избежать участи своих братьев, он коротко постригся собственными руками и стал священником. Добровольное пострижение не несло в себе позора стрижки под принуждением.

Для аудитории двадцатого века эта история кажется странной. Почему королева предпочитает убивать своих внуков, а не подвергать их стрижке? В мире меровингской Галлии, однако, эта история имела мощный резонанс, и сами волосы имели первостепенное значение. Меровингские короли, обосновавшиеся на развалинах Римской Галлии, были известны как Reges criniti, длинноволосые короли. Для них длинные волосы символизировали не только их аристократический статус, но и статус королей. Он был наделен сакральным качеством и, как полагали, содержал магические свойства. Византийский поэт и историк Агафий (ок. 532-ок. 582) писал::

Это правило для франкских королей-никогда не стричься; действительно, их волосы никогда не стригутся с детства и в изобилии свисают на плечи…их подданные стригутся по всей длине и не имеют права отращивать их дальше.

Ультиматум, выдвинутый Лотаром и Хильдебертом, таким образом, попал прямо в сердце меровингской высшей политики. То, что они фактически говорили, было: “Вы хотите жить не по-царски или умереть?”. Решив поставить под угрозу права своих племянников на власть, они использовали ножницы как мощное символическое оружие. В Галлии в VI века стрижка означала политическое принуждение и социальную изоляцию. Если вы удалили длинные волосы короля, вы удалили его претензии на само царствование.

Некролог длинноволосых королей был вписан в историю семьи, которая вытеснила их в 751 году, каролингов. Согласно Эйнхарду, биографу самого знаменитого каролинга Карла Великого, позднейшие меровинги были ройс файнианцами, декадентскими и бездельничающими королями, власть которых была фактически вытеснена каролингской династией в виде мэров Дворца. Последний меровинг, Хильдерик III, который был королем только по имени и волосам и вынужден был разъезжать по своему королевству в повозке, запряженной волами. Ножницы снова появились. Каролинги при поддержке папы отрезали Хильдерику волосы и заключили его в монастырь. Они также эффективно десакрализовали значение волос. Голова Карла Великого и его право править – отличались не волосами, а коронацией и помазанием от руки папы. Святое масло, а не святые волосы сделали царя.

Кроме того, каролинги гордились тем, что были потомками святого, который не подвергался ритуалу насильственного пострижения. Гертруду, дочь высокопоставленного франкского дворянина Пиппина, собирались выдать замуж в пользу семьи. Пиппин, однако, умер, прежде чем он смог привести в исполнение свою волю и осуществить свой план, оставив Гертруду на попечение ее матери Итты. Заручившись поддержкой святого человека, Амандуса, мать и дочь решили основать монастырь в Нивеле и, “чтобы насильники душ не втянули ее дочь силой обратно в незаконные мирские удовольствия”, мать Гертруды “схватила железные ножницы и подстригла волосы дочери в виде короны”. Гертруда была двоюродной бабушкой каролингского мэра дворца Карла Мартеля и стала святой покровительницей каролингского дома. Длинноволосые короли были свергнуты семьей, которая культивировала культ монахини с постригом. В то время как насильственное пострижение воспринималось как позор, стрижка волос в соответствии с обетом могла рассматриваться как похвальная.

Волосы были способны нести такие символические значения, потому что это часть тела, которая легко поддается изменению: ее можно покрасить, придать форму, носить свободно, связать или удалить. Более того, поскольку она окружает самую выразительную часть тела, лицо, любые изменения, вносимые в нее, по своей сути заметны и заметны. Как только были предписаны правила относительно его значения, функции и лечения, он приобрел особый резонанс в зависимости от того, как его понимали в местных сообществах. Эти значения были, конечно, сильно контекстуализированы. Монах, ожидающий пострига, признает, что наличие ножниц указывает на то, что он исполнил свой обет оставить мирской мир и стать слугой Божьим. Если только монах не был уверен в своем призвании, это вряд ли вызовет панику. Однако для меровингского короля ситуация выглядела бы совсем иначе.

Связь между длинными волосами и высоким происхождением была древней и присутствовала в обществах, отличных от меровингской Галлии. В Ирландии, например, подстриженные волосы означали слугу или раба. Тацит отмечал важность длинных волос в раннегерманском обществе, говоря, что это признак свободных людей. Цвет волос тоже имел социальное значение. В ирландском эпосе Тейн бо Куайлнгеу короля Конхобара золотые волосы, которые ассоциируются с королевской властью , в то время как каштановые и черные волосы также приписываются вождям и героям. Ассоциация длинных волос с классом воинов имела сильное библейское подтверждение в рассказе о Самсоне в Книге Судей 16:17. Длинные волосы означали силу и мужественность. Кроме того, у женщин он олицетворял плодовитость. Поскольку длинные волосы были частью социального знака воинской аристократии, они были защищены законом. В законах аламанов, фризов, лангобардов и англосаксов стрижка волос предусматривала наказание. По законам короля Альфреда, тот, кто отрезал человеку бороду, должен был заплатить компенсацию в размере 20 шиллингов, а в Ландфриде Фридриха Барбароссы 1152 года было запрещено либо хватать человека за бороду, либо вырывать любые волосы с его головы или бороды. Во франкском Pactus информацию legis Salicae, если пуэр crinitus (длинноволосый мальчик) был острижен без согласия его родителей, тяжелый налагался штраф в сорок пять солидов, в то время как среди бургундов существовали большие штрафы за стрижку волос свободной женщины.

Бороды воспринимались как признак мужественности, отделяющий мужчин от мальчиков. По словам англо-нормандского историка Ордерика Виталиса, Вильгельм Завоеватель жаловался на то, что ему приходится защищать Нормандию, “пока он еще невыносим”, ссылаясь на то, как он был поставлен во главе обороны герцогства, когда он был еще мальчиком. Особенно древней функцией обработки волос был способ, которым они обозначали этническую принадлежность и, следовательно, могли использоваться для различения различных этнических групп. Тацит считал, что для свевов характерны характерные узловатые волосы. Другие группы, такие как лангобарды и фризы, были названы в честь их особой моды на укладку бороды или волос. Византийцы, например, отмечали, что авары “носили очень длинные волосы на затылке, перевязанные лентами и заплетенные в косы”. И великий испанский церковник шестого века Исидор Севильский, автор “Этимологии”, краткой энциклопедии классической культуры, и Павел Диакон, историк лангобардов, получили имя Лангбард от немецкого Langbarte, или длинная борода. Григорий Турский рассказывает, как в 590 году королева Фредегунда приказала саксонской армии в районе Байе напасть на франкского герцога, но замаскироваться под бретонцев, постригшись на бретонский манер и надев бретонскую одежду. В “Gesta Regum” Вильгельма Малмсбери саксы отличались от норманнов во времена норманнского завоевания, ссылаясь на различия в прическах двух этнических групп. Как раз перед норманнским вторжением в Англию Гарольд послал нескольких шпионов, которые сообщили, что все норманнские солдаты были священниками, потому что у них все лицо, с обеими губами, выбрито, в то время как англичане оставили верхнюю губу необрезанной, с непрестанно растущими волосами. В Вильгельм писал в XII веке, но его свидетельство подтверждается гобеленом Байе, на котором почти все норманнские солдаты чисто выбриты, а англосаксонские-с длинными усами.

Лечение волос может также использоваться для обозначения возрастных категорий, как мы уже видели в отношении обладания бородами. Одним из наиболее характерных обрядов перехода в раннесредневековую борьбу была ритуальная стрижка волос, чтобы отметить переход от младенца к очень молодому. Эти древние обряды, известные как барбато-рика, создавали духовную связь между резцом и огранкой. В конце 730-х годов каролингский мэр дворца Карл Мартель отправил своего сына Пиппина к лангобардскому королю Лиутпранду, чтобы тот подстриг мальчика и стал ему как отец. Важность такого вымышленного родства также очевидна в истории, связанной с происхождением Меско, первого христианского правителя Польши, чей отец, Семовит, подвергся ритуальной стрижке от рук двух незнакомцев во время пьяного пира, где бочонок пива чудесным образом наполнился. Установление чужеземцев в качестве покровителей Семовита ознаменовало основание новой династии, когда Семовит изгнал бывшего герцога и назначил себя на его место. Как и в случае с появлением каролингов, волосы были одним из вопросов, на которых можно было строить исход династической политики. Стрижка волос также может служить маркером полового различия. На основании слов Святого Павла в Первом Послании к Коринфянам 11:4, длинные волосы считались славой для женщины, пока она держала их покрытыми на публике, в то время как более короткие волосы считались наиболее подходящими для мужчин. Римляне ценили короткие волосы. Все влиятельные римляне носили короткие волосы-знак того, что они находятся под контролем. Императоры четвертого века создавали тщательно выбритый общественный имидж. Длинные волосы, прическа и волосы на лице считались характерными для женщин и варваров. Аристократы обвиняли друг друга в том, что они выглядят как блудницы из-за того, как они носят свои волосы. Император Юлиан Отступник (р. 361-363) шокировал наблюдателей не столько своими попытками восстановить старых богов, сколько своей бородой. Так он написал “Мисопогон”, или “Ненавистник бороды”, в котором порицал гладко выбритых антиохийцев, высмеивавших его длинную бороду и нечесаные волосы.

В то время как в период между падением Римской империи и возникновением империи Каролингов, по-видимому, преобладало терпимое и даже обнадеживающее отношение к волосам на лице и бородам, период Каролингов и последующий посттысячелетний европейский мир видели развитие враждебности к длинным волосам и считали это проблемой, характеризующейся скандалом. В восьмом веке Беда написал следующее:..борода, которая является признаком мужского пола и возраста, обычно считается признаком добродетели”. Однако в Пепельную среду 1094 года архиепископ Кентерберийский Ансельм отказался дать ни пепел, ни свое благословение мужчинам, которые “отрастили волосы, как девушки”. В Руане в 1096 году церковный собор постановил, что “никто не должен отращивать длинные волосы, но стричь их как христианин”.

И Вильгельм Малмсбери, и Ордерик Виталис связывали длинные волосы при дворе Вильгельма Руфуса с моральным скандалом. Ордерик писал как:

Теперь почти все наши соотечественники сумасшедшие и носят маленькие бородки, открыто заявляя таким образом, что они упиваются грязными похотями, как вонючие козлы.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий