Образ пророка Мухаммеда в Средневековье

Образ пророка Мухаммеда в Средневековье

Материал подготовлен Юрием Сапрыкиным, автором проекта «Страдающее Средневековье».

Начнем с того, что исламская живопись и все, что с ней связано, очень щекотливая и деликатная тема. Мусульмане, как известно, не изображают портрет пророка Мухаммеда. Однако, как и в любом вопросе, которые касаются религии, бывают исключения. Мусульманам требовалось яснее и понятнее изобразить жизнь пророка и события, связанные с его жизнью, поэтому, начиная с 14 века, мы можем встретить ряд миниатюр и других произведений искусства, на которых присутствует пророк.

Традиция восточной живописи перешла в Ислам с монголами. В начале 14 века изображение пророка никак не указывало на его святость. О ней может свидетельствовать лишь увеличенная по сравнению с другими образами фигура Мухаммеда. То есть статус пророка на миниатюрах 14 века практически никак не выделяется. У него, как и других персонажей, на голове чалма белого цвета, зеленого или синего цвета арабское одеяние, накидка — джубба.

Образ пророка Мухаммеда в Средневековье
Позже к образу пророка добавится ореол пламени.

Образ пророка Мухаммеда в Средневековье
(Персия, 17 век. Копия миниатюры 14 века. Дата неизвестна).

Очень интересно то, что художники с определенного момента перестают рисовать лицо пророка или изображают его покрытым. Путем нанесения завес на лица и предметы происходило символическое утверждение, таким образом, мусульмане стали подчеркивать этическую ценность объекта. Символизм заключается в том, что человек не может познать объект в силу несовершенства своих природных качеств. Божественная природа у мусульман непостижима, поэтому на многих миниатюрах отсутствует лик пророка. В статье Ш. Шукурова о проблемах в изобразительном искусстве ислама мы можем встретить отличный пример с отсылкой к средневековому поэту Камалу Худжанди:

Без-знаковость (отсутствие облика) есть знак Божьего Человека.

Покрытие завесой, как отмечает Шукуров, лишает наблюдателя возможности полноценной вербальной или визуальной коммуникации.

Образ пророка Мухаммеда в Средневековье
Мухаммед в Каабе. 1595

Мухаммед герой разноликий. Его образ, как можно наблюдать, сопровождается заменой костюма, его цвета, и прочих деталей. Такая практика, как отмечают исследователи, присутствовала в изобразительном искусстве ислама с XIV по XIX века. Сформировались две традиции: одни изображали пророка с завесой на лице, другие же старались открыть лицо, подчеркнуть его черты.

Образ пророка Мухаммеда в Средневековье
Мухаммед, изображённый с закрытым лицом. Иллюстрация Сиери Неби, XVI век

Есть примеры полного исчезновения фигуры пророка, к примеру, при совершении им Ми’раджа. Однако отсутствие фигуры не меняет смысла происходящего, а лишь придает изображению некоторую сакральность. Подобное смешение изобразительных приемов есть показатель того, что художники при изображении миниатюр отрицали полноценную идентификацию персонажа.

О том, как выглядел пророк, мы никогда не узнаем, потому новые изображения чаще всего отрицают предыдущие. Многоликость — это идея мусульманского изобразительного искусства, которая утверждает невозможность передачи черт лица пророка. Авторы тем самым говорят о невозможности передачи образа, так как совершенный облик непередаваем.

Образ пророка Мухаммеда в Средневековье
Мирадж. Датировка изображения: 1539−1543 годы.

Конечно, есть часто цитируемые отрывки египетских биографов о внешности пророка, однако значение для мусульман в первую очередь имеет само учение — то, что Аллах ниспослал Мухаммеду. Конечно, миниатюры были созданы для духовного сопричастия, но их значение, в целом, не так велико.

Ответ на вопрос о том, откуда пошла традиция многоликости и особенно покрытия лица завесой, следует искать у фольклористов. Они связывают это с древними традициями изоляции царей от посторонних глаз или закрытием их лика. Таким образом происходило накопление магических сил, в исламе — это духовные ценности. М. М. Бахтин вообще писал о том, что четкие портретные изображения уничтожают образ и мы видим «лица людей, которые уже все сказали и как бы умерли» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1970). Поэтому, изображая пророка в разных образах даже в наши дни, мы продолжаем традиции исламского изобразительного искусства.

Известно, что Коран молчит по вопросу целесообразности изображения пророка. Однако есть конкретные примеры сборников рассказов и высказываний Мухаммеда — хадисов. Эти высказывания имеют разную интерпретацию, поэтому в одной части религиозных общин изображения получили широкое распространение, а в других изобразительное искусство было полностью запрещено.

Образ пророка Мухаммеда в Средневековье
Уничтожение идолов Каабы. Мухаммед представляется в виде пылающего ореола. 1808 год. Универсальный вопрос — наследие средневековой культуры — это переход от общего к частному и наоборот. Единичность сменяется множественностью.

Резкое недовольство большинства распространением подобных изображений (вероятно, в связи с этим мы наблюдаем отсутствие лица пророка) привело, в результате, к отказу от подобных форм изображения. Однако, в целом, причины исчезновения мусульманской миниатюры мало связаны с массовыми восстаниями мусульман. С причинами можно подробнее ознакомиться здесь.

Но, тем не менее, к исчезновению такого искусства в мусульманской культуре это не привело. Наоборот, крупные музеи мира имеют огромные коллекции материалов по искусству в исламе, в том числе миниатюры с изображением пророка.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории