26 января 1897 года в Новом Орлеане была легализована проституция…
Существование проституции всегда беспокоило лучшие умы человечества, но на протяжении всей его истории не было однозначного отношения к этому явлению. О том, как менялся взгляд общества на занятие «древнейшей профессией», и пойдет речь в данной статье.

История «древнейшей профессии» уходит своими корнями в глубокую древность. Так, случаи проституции описываются в библейской мифологии: Лот, защищая гостей, остановившихся у него на ночлег, от преследования развращенных содомлян, попытался откупиться от них невинностью своих двух дочерей. Иуда вступил в интимные отношения с Фамарью, пообещав ей козленка, и отдав в залог свои печать, перевязь и трость.
Вместе с проституцией возникли и споры о ее легальности. В древности, как и сейчас, они зависели от принятых в обществе этических и религиозных норм, которые у разных народов сильно отличались. Но принципиальная неискоренимость явления уже в Древней Греции заставила политиков издавать специальные регулирующие документы.
Впервые определенные правовые рамки для проституции были установлены в VII веке до нашей эры в Древней Греции Солоном. Им были санкционированы легализация проституции, открытие публичных домов. Античные бордели («диктерионы») находились в ведении государства, и в них действовал устав, который сужал права проституток, предписывая им селиться в строго назначенных местах, носить конкретную одежду. «Общественным женщинам» запрещалось принимать участие в празднествах вместе с замужними дамами. За выполнением правил следил поставленный для этих целей государственный чиновник — эдил.
Еще большее распространение получила регламентация проституции в Римской империи, где данный вид деятельности являлся одним из источников дохода. Государство обложило налогом публичные дома, а также торговлю женщинами с целью использования их для организации проституции. Для борьбы с беспошлинным промыслом в данной области была образована полиция нравов, в обязанности которой входил, наряду с надзором за соблюдением правил приличия, сбор налогов с лиц, зарабатывающих на поприще распутства. Уже в то время проститутки разделились на две категории: явные (состоящие под надзором полиции) и тайные. Зарегистрированные женщины брались на учет, им выдавались специальные билеты, наличие которых гарантировало уплату налога и исключало возможность скрыться от полиции. «Жрицы любви» лишались гражданских прав и поселялись в определенных кварталах и, как в Греции, обязаны были носить одежду, отличавшую их от других жительниц.

Сцена в борделе. Николаус Кнюпфер, ок. 1650 года
После падения Римской империи проституция в Европе не исчезла, но господство христианской церкви вывело ее из легального поля. Так, в Германии Карл V в Имперском полицейском уставе 1530 года повелевал пресекать и преследовать всякое внебрачное сожительство. При австрийской императрице Марии Терезии уголовное наказание применялось не только за занятие проституцией, но и за любую любовную связь вне брака. Сводничество наказывалось розгами и ссылкой.
Строго запретительная система регламентации проституции была установлена и во Франции. В 1256 году французский король Людовик IX издал указ, в котором запрещал специализированные бордели и вводил очень жесткие меры против таверн, в которых велась торговля телом. По законодательству 1684 года дела в отношении «распутниц» были полностью отнесены к ведению полиции. Жесткие карательные меры осуществлялись в отношении лиц, способствовавших проституции. В Англии сходные мероприятия, помимо перечисленных, относились и к персонам, которые пользовались услугами проституток (их секли розгами, клеймили, выгоняли из города). В Женеве к смертной казне приговаривались опекуны, если девушки, о которых они заботились, стали заниматься продажей своего тела. В Неаполе, Испании и Португалии сводникам и проституткам отрезали носы.
В России, как и в других странах, проституция существовала издревле. Однако в средние века в нашей стране не было официальных борделей, как в Западной Европе. Известен изданный в 1649 году Алексеем Михайловичем указ, в котором царь требовал следить, чтобы «на улицах и в переулках б***и не было».
Начало широкому распространению проституции и одновременно официальной борьбе с нею было положено во времена Петра I. Военный устав 1716 года требовал пресекать наличия проституток при солдатских полках. В то же время в стране появились публичные дома, количество которых пытались сокращать разными указами и постановлениями, начиная с 1718 года. При Екатерине II правительство приняло законы, направленные не только на пресечение занятий проституцией, но и на перевоспитание падших женщин (их направляли работать на фабрики или передавали в «смирительные дома»). Был издан «Устав городского благочестия», в котором вводились обязательные врачебные осмотры и пребывание проституток в специально отведенных для этого районах.
Целью запретительного режима было искоренение проституции путем установления жестких наказаний. В то время считалось, что существование в обществе такого социального зла неизбежно влечет подрыв нравственных устоев в конкретном государстве. Другой причиной введения санкций за занятие проституцией была большая волна венерических заболеваний, с которой, как предполагалось, возможно было справиться, лишь предприняв подобные решительные меры.

С появлением органов по охране общественного порядка европейские государства установили полицейский медико-санитарный надзор за проституцией. В соответствии с французским законодательством середины XIX века открытию дома терпимости должно было предшествовать разрешение, полученное у префекта или мэра города, которые могли его дать только женщинам (в крайних случаях, мужчинам), предварительно поручив полицейскому комиссару собрать точные справки о просительнице и о месте, где желают открыть такой дом. При положительном решении вопроса содержатель заведения был обязан обеспечивать соблюдение специальных правил, контроль за которыми возлагался на полицию.
Немецкое законодательство позволяло выдавать разрешение на открытие домов терпимости при наличии следующих условий: их расположение должно быть в малонаселенном месте и не могло быть в здании, выходящем на две улицы. В соответствии с правилами содержания заведений такого рода за их нарушение предусматривались денежные штрафы и изъятие постановлений.

В 1843 году Николай I после запретительных репрессий Павла I и Александра I вернулся к системе регламентации и врачебно-полицейскому надзору за проституцией. В интеллигентской среде дореволюционной России сложилось представление о проститутках как о «жертвах общества», достойных жалости, а не осуждения.

После революции 1917 года ситуация с проституцией в России в корне изменилась. Уже в первые годы советской власти количество «жриц любви» резко сократилось. В Советском Союзе стали массово возникать женотделы, которые вели борьбу с публичными домами и помогали бывшим «ночным бабочкам» начать новую жизнь. Кроме того, большевистское правительство считало труд проституток непроизводительным и социально вредным, поэтому их приравнивали к классовым врагам, что автоматически вело к ужесточению мер наказания за проституцию и закрытию публичных домов.
Введение НЭПа вызвало временное возрождение проституции как криминальной сферы услуг. Ее рост привел к тому, что от единичных несистематизированных мер пресечения советское правительство перешло в 1920-е годы к планомерной борьбе с этим явлением. Первым шагом явилось ужесточение уголовных наказаний, причем упор был сделан на борьбу с организаторами проституции. Следующими шагами стало открытие лечебных диспансеров и профилакториев, а также введение системы социального патронажа, помогающего женщинам найти законный заработок.
В 1930-е годы борьба с проституцией опять стала проводиться чисто репрессивными методами, которые лишь на время ликвидировали ее как социальное явление. Новое оживление проституции в России произошло в последние десятилетия существования СССР и особенно в 1990-е годы.
В настоящее время в различных странах и культурах отношение к проституции неодинаково — в одних она считается нормальным явлением и законным видом коммерческой деятельности, в других — правонарушением, в третьих — преступлением. Согласно данным социологических опросов, большинство россиян осуждают проституцию, но выступают за ее легализацию.








