Именно эту версию доказывает профессор Венского университета Кристина Пеллех. Где 10 лет скитались на галере царь Итаки и его спутники? Их странствий, описанные Гомерам, стали очень давно предметом интереса историков и географов. В результате пятилетних исследований доктор Пеллех доказывает: Одиссей совершил кругосветное плавание!
Известно, что еще древние греки пытались установить истину Одиссеева плавания и высказывали гипотезу: путь царя Итаки пролегал за Геркулесовы Столпы, т.е. за пределы Средиземного моря. «3а 2700 лет, прошедших со времен Гомера, – подчеркивает К. Пеллех, – возникло более 70 версий, посвященных тайне 10-летнего плавания команды Одиссея».
А были ли вообще возможны кругосветные плавания в те древнейшие времена? Доктор Пеллех утверждает, что вполне. Она напоминает, что жители Финикии, которые вели интенсивную морскую торговлю, и египтяне, знавшие, что Земля круглая, обладали необходимыми сведениями, судами и инструментами для подобной «кругосветки». Знаменитый мореход Тур Хейердал трижды доказал, что длительные океанские путешествия на примитивных судах древней конструкции вполне возможны, пройдя тысячи миль на бальсовом плоту «Кон-Тики» и папирусных лодках «Ра» и «Ра-II». А если иметь а виду, что самое старое из найденных археологами судов (1200 лет до н. э., то есть период Троянской войны) имело солидную двойную обшивку и длину 18 метров, то возможность подобных путешествий, по мнению специалистов, имеет под собой реальную основу.
А что же, в таком случае, скрывается за невероятными и очень подробными описаниями циклопов, листригов, лотофагов, одноглазого великана-людоеда Полифема, которыми изобилует рассказ о путешествии?
Напомним, что финикийцы, долгое время остававшиеся монополистами в морской торговле, хранили в секрете карты своих торговых путей, а конкурентам, любопытным и чужакам рассказывали жуткие истории об опасностях, подстерегавших мореходов. Безусловно, это и нашло свое отражение в рассказах Гомера. Доктор Пеллех изучила этапы путешествия Одиссея с точки зрения географии, этнографии, с целью отшелушить мифологические наслоения от этих данных.
Так где же побывал Одиссей? Относительно первого этапа плавания царя Итаки по Эгейскому морю, мимо берегов Египта к стране лотофагов, у историков нет расхождений. А вот с этого момента начинаются неувязки и проблемы с толкованием стихов Гомера. По греческой мифологии логофаги – это племя, питавшееся плодами лотосов. Как сказано в «Одиссее», к этой земле судно царя прибило бурей. Отведав угощения из плодов лотоса, спутники Одиссея начисто забыли обо всем. Силой затаскивал их Одиссей на судно. К. Пеллех доказывает, что поскольку лотос – цветок, содержащий сильнодействующие наркотические вещества, – был распространен тогда только в Египте и на нынешнем побережье Ливии, то страной логафагов является современная Ливия.
Следующий этап путешествия – земля циклопов. Сравнивая описание этой территории с современной географией побережий Средиземного моря, К. Пеллех резюмирует: речь идет о диком и агрессивном народе, населявшем в тот период озеро Тритон в Южном Тунисе. Его представители были настоящими гигантами – до 2,5 м высотой, мощного телосложения, свирепого нрава. Как теперь доказано, в раннем Средневековье они были уничтожены испанцами. Обычаи этого племени в точности соответствуют описаниям Гомера.
Собственно, «кругосветка» Одиссея со спутниками началась после того, как неосмотрительно был развязан мех бога ветров, в котором были заперты шторма и ураганы. Они-то и погнали судно за пределы Средиземного моря.
Очень характерная деталь: упоминание о том, что «пути дня и ночи перекрещиваются». Обращают на себя внимание рассказы об отвесных мрачных скалах, извилистых проходах в бухты, необычайно долгом дне и гигантском лосе, которого с трудом убили мореходы. Все это свидетельствует, по мнению Пеллех, о Норвегии, норвежских фьордах и полярном дне. Описание лося в точное характеризует виды животных, живших а те далекие времена в районах Полярного круга.
Согласно Гомеру, после того как Одиссей побывал на острове волшебницы Кирке, он отправляется в Царство Мертвых, и это, по глубокому убеждению доктора Пеллех, вовсе не выдумка автора. Волшебница направляет царя Итаки по подземному царству к тени умершего прорицателя Тиресия, от которого Одиссей узнает о смерти матери и о великих опасностях, ожидающих его в плавании домой. Если отбросить все мифические наслоения, то остается точное описание через океанскую ширь Атлантики. По всей вероятности, царь доплыл до полуострова Лабрадор, достигнув долины реки, как отмечено у Гомера, «устье которой состоит из двух рука-воз». Один из этих рукавов, говорится у Гомера, образован водопадом. У автора, кроме того, дается детальное описание растительного мира этого района, а именно – платанов, и климатических особенностей – утреннего мороза. Подобное сочетание возможно лишь в одном месте, заявляют географы, а именно – в устье реки Святого Лаврентия, впадающей в одноименный залив.
Важнейшим признаком дальнейшего этапа путешествия, согласно исследованиям К. Пеллех, является указание Тересия, пославшего мореплавателей через «фиолетовое море» туда, где находится дом богини утренней зари Эос и где бог солнца Гелиос начинает свое восхождение. Иными словами – на Восток. Встреченные мореходами сирены также находят свое объяснение. Пеллех указывает на такую деталь, как упомянутые Гомером горы костей и высушенной кожи убитых сиренами мореплавателей. Дело в том, что подобная сушка, а точнее мумифицирование, была известна лишь у южноамериканских индейцев – охотников за человеческими головами.
Таким образом, наличие громадных стай птиц, коралловых рифов, препятствующих высадке, воинственных племен, по мнению К. Пеллех, однозначно указывает на Южную Америку. И вообще поскольку Земля воспринималась древними греками лишь в горизонтальной проекции, потусторонним миром для них являлось то, что находилось под их собственным «полом», т. е. другое полушарие. Довольно подробное описание пути Одиссея к Сцилле и Харибде наталкивает исследователя на вывод, что речь идет о проливе, отделяющем Огненную Землю от материка.
Главное доказательство Пеллех черпает из анализа описаний погодных условий, особенностей мест, встречающихся у Гомера. Остров Тринакия, где паслись священные коровы бога Гелиоса, для Пеллех – Индия, где коровы и сегодня пребывают в ранге священных животных. Заслуживает внимания указание Гомера на то, что остров Тринакия расположен где-то а пограничной области, где кончается «фиолетовое» море и начинается море «пурпурное». Кроме того, само описание острова помогает определить, что речь идет об Аравийском полуострове. При этом интересная деталь: прорицатель Тиресий объяснил Одиссею лишь путь до «пурпурного» моря – безусловно, это Красное море, – полагая, что дальнейший маршрут ему уже известен.
Остров Херия, куда Одиссей добирается вплавь после кораблекрушения в Красном море, представляет собой, по выводам Пеллех, Синайский полуостров. А отсюда до Греции, действительно, рукой подать. С помощью царя феаков Алкиная, правившего там, Одиссей возвращается домой. Описание же дворца Алкиная, как утверждают ученые-египтологи, однозначно соответствует величественному убранству египетских дворцов. Таким образом, именно египтяне помогли Одиссею вернуться в родную Грецию.
Гомер в своей «Илиаде» дал довольно точные координаты города Троя. И действительно, развалины древнейшего города были найдены именно там, где указывал великий исследователь античности. Так почему не допустить, что кругосветное странствие Одиссея также является правдой, а не авторской выдумкой?