К апрелю 1988 года, тянувшаяся уже почти семь лет Ирано-Иракская война умудрилась изрядно довести практически всех, включая США. Обе стороны, не в силах развить успех, вели бесконечные бои на истощение, существенно ухудшавшие безопасность в районе Персидского Залива. Так называемая “танкерная война”, атаки на танкеры нейтральных стран, нарушала мировой нефтяной рынок, от которого существенно зависели как США так и СССР.
Последней каплей с точки зрения Соединенных Штатов стали попытки иранцев минировать нейтральные воды Персидского Залива. 14 апреля 1988 года, американский фрегат “Самуэль Б. Робертс” подорвался на минах во время патрулирования в заливе. Взрыв пробил 7-метровую дыру в борту фрегата, но экипаж смог спасти корабль без потерь личного состава. Когда серийные номера выловленных по соседству мин сравнили с серийными номерами мин, захваченных на борту минного заградителя “Iran Aji” (пойманого американцами в 1987 году во время попытки ставить мины в нейтральных водах) стало абсолютно ясно, что иранцы вновь взялись за старое.
Это стало последней каплей. Американский флот в Индийском Океане получил приказ ответить на провокации и нанести удары возмездия по иранским целям (в первую очередь – нефтедобывающим платформам) в Персидском Заливе. Основной целью операции было наглядно продемонстрировать иранцам, что шансов на победу в войне у них нет, и пора заканчивать с этой опасной для нейтральных народов тягомотиной.
18 апреля 1988 года, крупное соединение американских надводных кораблей вошло в Персидский Залив. Американцы направили в бой две надводные ударные группы (SAG), из трех кораблей каждая.
Первая ударная группа, состоявшая из эсминца класса “Спрюэнс” DD-976 “Merril”, флагманского ракетоносного эсминца DDG-8 “Lyndel McCormic” (класса “Чарльз Ф. Адамс”) и десантного корабля-дока “Trenton”, направилась к нефтедобывающей платформе Сассен (Sassan). Эта платформа с начала войны использовалась иранцами как военная база, с которой координировались атаки на танкеры и корабли.
Ровно в 8 часов утра, военные корабли подошли к платформе. По радио был передан приказ иранцам покинуть платформу в течении 20 минут, в противном случае угрожая начать атаку. Ультиматум был иранцами проигнорирован, и 20 минут спустя американские корабли открыли огонь.
Американская эскадра открыла огонь по платформе из бортовых 127-миллиметровых пушек. Иранцы в ответ вели обстрел из спаренных 23-миллиметровых ЗУ-23. После первых же американских залпов, почти половина иранских огневых точек, впрочем, замолчала, и спустя короткое время персонал платформы по радио попросил американцев о перемирии для эвакуации персонала. Американцы согласились на временное прекращение огня. Вскоре от платформы отошел буксир, груженый эвакуирующимся персоналом.
Тем не менее. так как на орудийных точках еще присутствовали иранские солдаты, американцы сочли условия перемирия не выполненными и вскоре снова открыли огонь. Очень скоро, все 23-миллиметровые установки были подавлены одна за другой. Большую роль в атаках на платформы сыграли палубные вертолеты “Кобра”, атаковавшие платформы с воздуха и подавившие сопротивление иранцев. Когда последние артиллерийские установки замолчали, американские морские пехотинцы высадились на платформу, и захватили единственного выжившего иранского солдата и ценную разведывательную информацию (в частности, карты минных постановок)
Затем морские пехотинцы установили на платформе взрывчатые заряды, и вернулись на корабли. Флот двинулся к следующей цели, нефтяной платформе Раксш (Rakshs). По пути, два иранских F-4 “Phantom” приблизились к кораблям, но одного включения “Линделом МакКормаком” прицельного радара хватило, чтобы пилоты мгновенно утратили боевой дух и отвернули на базу. На пол-пути до платформ, тем не менее, атака была отменена: американское командование хотело продемонстрировать иранцам готовность к снижению накала противостояния.
Вторая ударная группа состоявшая из ракетного крейсера “Wainwright” (класс “Белкнап”), фрегата “Bagley” класса “Нокс” и фрегата “Simpson” класса “Оливер Хазард Перри” направилась к нефтедобывающей платформе Сирри (Sirri). Платформа, как и в первом случае, оказала некоторое сопротивление, открыв огонь из мелкокалиберных орудий. Корабли провели артиллерийскую подготовку, подавив огневые точки, и отделение SEAL приготовилось к высадке, но по результатам осмотра, высадку сочли ненужной: 127-миллиметровые снаряды так разворотили платформу, что она представляла собой сплошные пылающие руины.
Эта атака, наконец, вызвала какую-то реакцию иранцев. Группа легких катеров “Бохаммар”, воруженных пулеметами и безоткатными пушками, вышла в залив и обстреляла несколько американских и нейтральных кораблей, находившихся вблизи побережья.
В ответ на эту акцию, поднявшиеся с находившегося в Индийском Океане авианосца “Энтерпрайз” штурмовики A-6 атаковали иранские катера. Наведение для них выполнил фрегат “Симпсон”, определив положение катеров с помощью своего радара. Американские летчики использовали для поражения катеров бомбовые касеты с суббоеприпасами, эффективно накрывавшие площадные цели. Как минимум три катера были потоплены, остальные бежали к побережью.
Между тем, ситуация продолжала накаляться. Иранский малый ракетный корабль “Джошан”, патрулировавший в заливе, приблизился к платформе Сирри и двинулся в сторону американской военной группы. Корабль этот представлял собой 265-тонную ракетную канонерку французской постройки, вооруженную четырьмя ракетами “Гарпун”.
Американский командующий с борта крейсера “Уэйнрайт” несколько раз вызывал иранцев по радио, призывая изменить курс. Иранцы, тем не менее, упорно шли на сближение. Последнее предупреждение, посланное американцами, звучало как “Остановите двигатели и покиньте корабль. Я собираюсь потопить его”.
В ответ, “Джошан” выпустил в крейсер ракету “Гарпун”. Ракета, запущенная иранцами, была американского производства, частоты работы ее радаров были известны, и поэтому средства РЭБ кораблей США отклонили ее без особого труда.
Отреагировав на атаку, фрегат “Симпсон” запустил две ракеты SM-1MR со своей пусковой в иранский корабль. Были выбраны “Стандарты” вместо “Гарпунов” потому, что сверхзвуковые ЗУР обладали меньшим подлетным временем, а бой шел на сравнительно близкой дистанции. Обе ракеты попали в катер, практически полностью разрушив его надстройку. В тот же момент, крейсер “Уэйнрайт” запустил ракету SM-1ER, также попавшую в корпус иранского катера, и уничтожившую почти весь его экипаж.
Катер, тем не менее, не желал быстро тонуть (все попадания пришлись выше ваттер-линии), и поэтому, фрегат “Бэгли” выпустил в него ракету “Гарпун”. Попадания он не добился – надстройки и все выступающие части катера были снесены “Стандартами”, и его ЭПР был очень низким. В итоге, “Бэгли” и “Уэйнрайт” подошли к иранскому катеру, и потопили его артиллерийским огнем.
В ответна отчаяные призывы иранцев о помощи, два F-4 взлетели с береговой авиабазы и приблизились к американским кораблям. Крейсер “Уэйнрайт” включил свои радары и начал отслеживать их полет. Один F-4 немедленно отвернул, но второй продолжил атаку, явно готовясь вступить в бой. Тогда крейсер выпустил две зенитные ракеты. Одна поразила самолет в крыло, нанеся тяжелые повреждения, но летчик все же сумел довести машину до аэродрома.
Наконец, к полю боя подошли иранские “тяжелые” корабли. Иранский фрегат “Sahand”, британской постройки, водоизмещением в 1500 тонн, покинул порт Бандар Абасс и двинулся к американским кораблям, демонстрируя намерение вступить в бой. Он был обнаружен двумя A-6, возвращавшимися с боевого задания, и эсминец “Joseph Strauss”, класса “Чарльз Ф. Адамс” вышел ему наперерез.
Вызванные с авианосца A-6 атаковали иранский фрегат, который выпустил по ним ракету (вероятно с ПЗРК) но промахнулся. Затем два A-6 запустили с подвесок ракеты “Гарпун” и дополнительно сбросили четыре лазерно-наводящиеся бомбы AGM-123 с полутоной боевой частью.
Обе ракеты и по крайней мере две бомбы попали в фрегат, буквально разворотив его надводную часть. Фрегат, получив общим счетом две 225-килограммовые боеголовки (с “Гарпунов”) и две 450-килограммовые бомбы, превратился в пылающие руины. Вскоре еще один “Гарпун”, запущенный “Джозефом Штрауссом” поразил фрегат, окончательно довершив его уничтожение.
Фрегат горел более двух часов, пока пламя не добралось до погребов, и их детоанция не расколола корабль на части.
Чуть позднее, еще один фрегат, “Sabalan” попытался сблизиться с американскими кораблями. но был обстрелян штурмовиками. Самолеты сбросили на фрегат бомбу Mk-82 с лазерным наведением, полностью выведя его из строя. Горящий корабль был отбуксирован вскоре обратно в порт.
Операция “Богомол” завершилась. Иранцы понесли в ходе нее значительные потери – один фрегат был потоплен, один поврежден, кроме того потоплен был ракетны катер, три легких катера и выведен из строя самолет. Помимо этого две нефтяные платформы были уничтожены вместе с базирующимся на них военным персоналом. Операция наглядно продемонстрировала небоеспособность иранских вооруженных сил и была одним из главных аргументов, в итоге толкнувших правительство Ирана к мирным переговорам, завершившим войну в августе 1988.
Единственной американской потерей стал разбившийся из-за ошибки пилота вертолет “Кобра”.