Почему “Титаник”?

Катастрофа “Титаника” будет еще долго привлекать внимание кинематографистов. За оскароносным фильмом последовал его двойник, сделанный в новомодной технологии 3D. Также в этом году к столетию трагедии на экраны вышел четырехсерийный британско-канадско-ирландский фильм, посвященный судьбам пассажиров и членов команды корабля. И это явно не последние проекты.

titanicВ чем же дело. Ведь в мировой истории известны и другие, не менее драматичные катастрофы. На “Титанике” погибли 1513 человек, а на британском лайнере “Лузитания” – лишь немногим меньше, 1198. На “Титанике” среди погибших был один из богатейших людей мира Джон Джейкоб Астор, на “Лузитании” другой мультимиллионер -Альфред Вандербильт, который, как утверждали, в последний момент отказался от поездки на “Титанике”.

Однако “Лузитания” была торпедирована немецкой подводной лодкой в 1915 году в разгар Первой мировой войны и ее жертвы добавились к миллионам других погибших. И хотя трагедия в море на несколько дней вытеснила с первых полос газет сообщения о боях во Франции и России, прошло немного времени, и военные новости вернулись на свое место. И сейчас гибель “Лузитании” вспоминают в основном из-за гибели на ней американских граждан, что способствовало росту в США антинемецких настроений и в конечном счете вступлению страны в мировую войну. Катастрофа же “Титаника” произошла в мирное время, более того, в эпоху торжества технического прогресса подобная драма казалась невозможной.

Сто лет назад большинство людей были убеждены, что все процессы рациональны и предсказуемы, что новейшая техника работает безупречно, а человечество движется к миру без войн. Эти иллюзии быстро рассеялись, и гибель крупнейшего корабля стала предвестником куда более страшных драм прошлого столетия, которые заставили человечество отказаться от безоглядного оптимизма. При этом катастрофа “Титаника” была не самой масштабной среди кораблекрушений ХХ столетия, происшедших в мирное время. На филиппинском пароме “Донья Пас”, столкнувшемся в декабре 1987 года с танкером, погибло почти в три раза больше людей 4375.

Однако психологическое восприятие катастроф таково, что наиболее болезненно (и, одновременно, с повышенным интересом) люди относятся к “персонифицированным” драмам таков закон сенсаций. Не надо сбрасывать со счетов и “евроцентризм”. Одно дело, когда на роскошном корабле, плывшем из Европы в Америку, гибнут представители высшего света западного мира. И совсем другое когда среди погибших на пароме в далеком Тихом океане нет известных имен, которые бы фигурировали в политической, деловой или светской хронике.

Как и другие “вечные” темы, катастрофа “Титаника” воспринимается различными поколениями по-разному. Вспомним другую драматическую историю: знаменитую атаку британской бригады легкой кавалерии на позиции русских войск под Балаклавой во время Крымской войны в 1854 году. Голливудский фильм 1936 года мелодрама об отчаянном мужестве британского офицера. Прошло три десятилетия, и появляется новый фильм об амбициозности, бездарности и кастовой ограниченности генералов, приведшей к гибели их подчиненных.

Что касается “Титаника”, то первоначально внимание широкой аудитории привлекала судьба наиболее известных пассажиров злосчастного корабля. Тем более что многие из них погибли. Астор спокойно отошел в сторону, когда второй помощник капитана не позволил ему сопровождать в шлюпку беременную жену. Другой миллионер, Бенджамин Гуггенхайм, и его камердинер переоделись во фраки, чтобы принять смерть в соответствии со своими представлениями о должном.

Ида, пожилая супруга бизнесмена Исидора Штрауса, отказалась садиться в шлюпку, пожелав разделить судьбу с человеком, с которым она прожила всю жизнь. Разумеется, наряду с героями “Титаника”, общественное мнение назвало и антигероев. Главный из них президент компании собственника корабля, Брюс Исмей, который покинул “Титаник” в последней шлюпке. Он был заклеймен позором, изгнан из элитарного общества и до конца дней прожил в одиночестве.

Ходили слухи еще об одном трусе из высшего общества, пробравшемся в шлюпку в женской одежде, но историкам удалось установить, что этим человеком оказался никому не известный молодой иммигрант. Он спрятался в шлюпке, и пожалевшая его женщина набросила на него свою шаль. Между прочим через несколько лет этот человек пошел в рядах американской армии на Первую мировую войну и погиб на фронте за месяц до конца боев, когда спасал раненых товарищей. Однако в последние десятилетия внимание людей, интересующихся трагедией “Титаника”, все более сдвигается в сторону судьбы малозаметных, но гораздо более многочисленных пассажиров третьего класса.

Неслучайно, что Джеймс Кэмерон построил свой фильм на трогательной (хотя и полностью вымышленной) истории трагической любви бедного художника из третьего класса и невесты нувориша, путешествовавшей, разумеется, первым классом. “Титаник” был последним пассажирским лайнером, количество мест в шлюпках на котором было меньшим, чем число пассажиров. Однако самоуверенность создателей “непотопляемого” корабля привела к тому, что офицеры “Титаника” после столкновения с айсбергом оказались перед страшным выбором. Должны ли они были создать равные условия для спасения всем пассажирам или же отдать предпочтение “приличной публике” из двух первых классов.

На первый взгляд, единственно возможный с моральной точки зрения ответ очевиден. Но офицеры боялись неуправляемого хаотичного развития событий, бунта пассажиров, с которым команда не смогла бы справиться. Они надеялись на разум и выдержку пассажиров двух первых классов, но испытывали большие сомнения в отношении иммигрантов. Можно спорить, насколько эти опасения были обоснованны, но в холодную апрельскую ночь посреди океана времени на раздумья было мало счет шел на минуты.

Поэтому драматическое решение было принято, и большинство людей из третьего класса смогли пробиться на палубу только после того, как шлюпки отчалили, и шансов на спасение почти не осталось. Результатом стала трагедия нищих иммигрантов, надеявшихся начать новую жизнь в Америке, а также членов их семей. Были спасены 60% пассажиров первого класса и лишь около 25% – из третьего класса. Погибли больше половины женщин и детей из третьего класса, которые даже не добрались до шлюпок.

Что касается мужчин-иммигрантов, то среди них, разумеется, были и герои, и трусы как и в любом другом человеческом сообществе. Но им, в отличие от людей из первого класса (и вымышленного Джека Доусона из фильма “Титаник”), не было предоставлено возможности проявить свои лучшие качества. И это еще одна грань апрельской трагедии столетней давности.

Статья взята с: http://earth-chronicles.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий