Поборники толерантности всех мастей очень любят сокрушаться по поводу связей между националистическими кругами и миром боевых искусств. Только и слышишь – этот боец вышел на бой в «неправильной» майке, тот сфотографировался «не с теми людьми», третий вообще создал свою организацию «ксенофобского толка». Ну а чего ,собственно, вы ожидали? Нет ничего более естественного, чем этот союз. Идеалы иерархии, дисциплины, чести и верности являются общими и для первой и для второй среды. Более того, испокон веков многие мастера боевых искусств были замечены в политической деятельности далекой от прославления идеалов Франкфуртской школы.
Отцом всех тоталитарных идеологий считается Платон, Карл Поппер подробно это разъяснил в своей фундаментальной работе «Открытое общество и его враги». Так вот, по утверждению греческого историка Олимпиодора, Платон дважды становился чемпионом по панкратиону – то есть по смешенным единоборствам.
С восточными единоборствами все еще интереснее. Мастера боевых искусств в Китае принимали активное участи в борьбе против иноземных захватчиков – монголов и маньчжуров. В антизападном Ихэтуаньском восстании 1898-1901 гг. ведущую роль так же играли мастера боевых искусств, поэтому на Западе оно осталось в памяти как Боксерское восстание. В Японии мастера единоборств и даже основатели некоторых школ были членами ультранационалистических организаций таких как «Кокурюкай» (Общество черного дракона). Эта секретная организация ,так же известная как Амурский союз, была основана Рехэем Утидой в 1901 г. и изначально ставила своей целью вытеснение России с Дальнего Востока, а потом переключилась на активность по всей планете, финансируя различные национально-освободительные движения в странах Третьего мира и тренируя их боевиков. Так в 1940-х агенты Общества уже вовсю налаживали контакты с черными националистами из Нации ислама в США. Для достижения своих целей «Кокурюкай» использовало шпионаж, диверсии, убийства и т.д. Агентов организации готовили лучшие специалисты в мире боевых искусств. Например, членом организации был Йошида Котаро, который учился у Такэды Сокаку – основателя Дайто-рю Айки-дзюцу. Йошида привел к Сокаку Морихея Уэсибу, будущего основателя айкидо. Это сейчас Уэсиба считается этаким Львом Толстым в мире единоборств, а в 1930-40-е он был тесно связан с офицерскими ультраправыми организациями. Рехэй Утида поддерживал тесные отношения с Дзигаро Кано – основателем дзюдо. Сложился своеобразный тандем между националистическими организациями и школами боевых искусств. Получалось, что с одной стороны в школах боевых искусств готовились боевики националистических организаций, с другой стороны эти организации лоббировали интересы определенных школ.
Ну а что же в России? Речь не пойдет о так называемом «русском стиле». Дело даже не в том, насколько он похож или нет на аутентичный русский кулачный бой. Просто «русский стиль» не практичен. В начале 90-х адепты славяно-горицкой борьбы, бузы, боевого гопака и т.д. пытались выступать в турнирах по смешанным единоборствам, но слишком уж часто терпели поражения. Зато самбисты давно вошли в элиту MMA. «Причем здесь самбо?» – удивится иной читатель. Ведь самбо ,как известно, борьба «советско-интернациональная», созданная по утверждению ее «основателя» Анатолия Харлампиева на основе «следующих национальных борьб: грузинской, татарской, карачаевской, казахской и туркменской». Да и сам Харлампиев был советским верноподданным. «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменами Ленина – Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать прекрасный вид спорта – Советскую борьбу вольного стиля!” Эти слова он говорил в 1938 г. на Всесоюзном сборе по борьбе вольного стиля, на котором и объявил себя основателем самбо. В то время как его учитель, тот, чья школа стала основой современного самбо за год до этого погиб в застенках НКВД.
Этим человеком был Василий Сергеевич Ощепков – первый русский выпускник легендарного Кодокана. Он родился на Сахалине в 1892 г., его мать была арестанткой, простой крестьянкой по происхождению. От печальной перспективы сразу с младых ногтей погрузиться в мир криминала его спасла случайность. По указу царского правительства группа сирот должна была пройти обучение в учебных заведениях при Русской православной церкви в Японии, что бы с детства впитать трудно постижимые для европейцев язык и культуру Страны восходящего солнца. Ощепков по счастливой случайности попал в эту группу. При духовной семинарии в Киото он не только получает классическое всестороннее образование, но и начинает изучать дзюдо – боевое искусство, созданное уже упоминавшимся Дзигаро Кано. Попал ли будущий отец самбо в секцию по дзюдо по своей воле или он был направлен туда, ведь связи между школами боевых искусств и тайными военизированными обществами не были секретом для царской разведки – точно не известно. В любом случае вскоре Василий прошел отбор у самого Дзигаро Кано и 29 октября 1911 г. был зачислен в знаменитый Кодокан. В те времена тренировки в Кодокане были безжалостны сами по себе. А если еще учесть, что Ощепков для своих учителей и других учеников был не просто белым варваром – гайдзином, а ,вдобавок к тому, еще и русским, ненависть к которым еще не утихла со времен русско-японской войны, то можно представить через какой ад прошел простой сахалинский паренек. Но оказалось, что его невозможно сломить и довольно быстро он стал первым русским и третьим европейцем, получившим первый дан. В 1914 г. Ощепков возвращается на Родину. Здесь он работает переводчиком в контрразведке Заамурского военного округа в Харбине, потом переходит разведотдел Приамурского округа. Параллельно с основной работой Василий Сергеевич начинает преподавать дзюдо. В хаосе, возникшем после Февраля 1917 г, разведка уже никому не нужна, поэтому он окончательно переходит к преподавательской деятельности на «Курсах для подготовки милиционеров городской и уездной милиции» во Владивостоке в задании клуба «Спорт». Кстати, тогда это было единственное место, где сотрудникам правоохранительных органов преподавался рукопашный бой. В 1919 г. колчаковцы мобилизуют его, и как переводчика командируют в японское Управление военно-полевых сообщений. В то же время он устанавливает отношения с красным подпольем. Почему? Нет, Ощепков никогда не был марксистом, в коммунистическую партию он так и не вступил до конца своих дней. Просто он принадлежал к тем слоям, которые приняли Октябрьскую революцию за Национальную революцию. Как писал об этом Михаил Агурский “… С самого начала большевистской революции большевизм и само новое советское государство получили признание со стороны различных групп эмиграции и в самой России как отвечающие истинным русским национальным и даже религиозным интересам. Численность этих групп была относительно невелика, и не всегда эти группы были влиятельны, но их голос был слышен, и с их точкой зрения были знакомы широкие круги, как вне партии, так и внутри нее. Национальное признание большевизма было весьма разнообразным». Ощепков считал, что только большевики способны защитить интересы исторической России на Дальнем Востоке. Он боролся не за Советскую власть, а против присутствия японцев на Дальнем Востоке, так как прекрасно знал, с какой неохотой японские войска покидают территории однажды ими занятые. После того как японцы покинули Дальний Восток, ему поступило предложение о сотрудничестве с советской разведкой. Василий Сергеевич согласился. Интересна характеристика Ощепкова из его личного дела от 26 октября 1924 г., которую начальник разведчасти штаба Первой Тихоокеанской дивизии направил начальнику Разведупра штаба РККА при 19-ом корпусе.
В ней написано, что «по убеждению Ощепков – сменовеховец Устряловского типа». Сменовеховец устряловского типа – это национал-большевик! Николай Васильевич Устрялов – правовед, философ и политический деятель был основателем русского национал-большевизма. Уже в своих дореволюционных работах («К проблеме русского империализма») он выступал за агрессивную, экспансионистскую политику Российской империи. В годы гражданской войны Устрялов поддерживал Колчака, которого, впрочем, считал слишком мягкотелым, неспособным стать подлинным национальным лидером с диктаторскими полномочиями. После предательства «верховного правителя России» западными союзниками и краха Белого движения он пришел к выводу, что именно большевики теперь парадоксальным образом оказались подлинными выразителями русских национальных интересов – “через отрицание России мы придем лишь к ее мощному утверждению”. В октябре 1920 Устрялов пишет письмо Петру Струве – лидеру партии кадетов (членом которой был сам Николай Васильевич) и министру иностранных дел в правительстве Врангеля. В нем в общих чертах излагается идеология, к которой он пришел – «…я занял здесь весьма одиозную для правых групп позицию «национал-большевизма» (использование большевизма в национальных целях. Кажется, в современной Германии такая точка зрения тоже высказывается некоторыми). Мне представляется, что путь нашей революции мог бы привести к преодолению большевизма эволюционно и изнутри». Программной статьей для него становится «Patriotica» в сборнике «Смена Вех», изданном в 1921 г. в Праге., в которой излагается суть русского национал-большевизма.
Вот и получается, что взгляды у Василия Сергеевича Ощепкова были национал-большевистские. Стоит учитывать, что Устрялов после Гражданской войны жил на Дальнем Востоке, в Харбине, где был советником на КВЖД. На Дальнем Востоке так же прошла большая часть жизни Ощепкова. Знакомы ли они были лично? Пока что мы можем об этом только гадать. В любом случае в своих действиях Ощепков руководствовался устряловским принципом – “можно ненавидеть красное знамя, но нельзя предавать знамя национальное”. Свое решение о сотрудничестве с советской разведкой он объяснял так. «Я командирован нашей армией на опасную и важную для Родины работу. На эту работу может встать человек ,прежде всего, глубоко любящий свою Родину и ненавидящий вечного и хитрого врага России. Я истинный русский патриот, воспитанный, хотя и в японской школе. Но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию. Я воспитывался на средства русской армии, чтобы посвятить себя вечному служению Родине, что я и делаю с 1914 года». Едва ли большевики были в восторге от его взглядов, но в начале 1920-х советская разведка представляла собой довольно жалкое зрелище и прагматизм взял верх над соображениями идеологической чистоты, нельзя было потерять такого специалиста. В 1925 г. Ощепкова отправляют в Японию под видом кинопродюсера. Но некомпетентность советского разведывательного начальства приводит к тому, что в 1926 г. ему приходится вернуться. Он продолжает работать во Владивостоке в качестве военного переводчика. Затем его переводят в Новосибирск. В 1927 г. на собрании ячейки Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа Василий Сергеевич выступил с докладом о дзюдо. Так как у некоторых присутствующих возникли сомнения в эффективности этого боевого искусства, тут же на «Фомах неверующих» были продемонстрированы различные приемы. Сразу же после доклада было решено создать для сотрудников штаба кружок по изучению рукопашного боя. В 1929 г. Ощепкова переводят в Москву, где он начинает преподавать «дзюу-до» в армейских кругах и принимает участие в написании руководств по физическому воспитанию в РККА. Физкультурный комплекс ГТО создается при непосредственном его участии. Василий Сергеевич создает курсы инструкторов по дзюдо. А это уже что-то новое. Ощепков начал создавать свою Школу боевого искусства именно в восточном смысле этого слова. До него в дореволюционный период и в 1920-е годы в лучшем случае выходили пособия по самообороне или переводные материалы. Отдельно стоит упомянуть о Викторе Афанасьевиче Спиридонове, разработавшим свою боевую систему на основе джиу-джитсу, французского савата, английского бокса и вольной борьбы. Собственно эта система и стала называться сначала «САМ», потом «самоз», и наконец самбо. Но Спиридонов был принципиальным противником популяризации рукопашного боя, он считал, что эти знания предназначены лишь для нужд чекистов и должны находиться под грифом «секретно». Спиридонов подходил к рукопашному бою сугубо с прикладной точки зрения, и не рассматривал его как спорт. Прислушаемся к мнению М.Н.Лукашева – ведущего специалиста в области истории рукопашного боя в России. «Современная борьба самбо, хотя и обрела со временем название, которым пользовался Спиридонов, главным образом вырастала из того, что было сделано именно Ощепковым. Решительно отвергая весьма распространенное в те годы кустарное натаскивание на приемы, Василий Сергеевич исходил из того, что безотказно прочные навыки самозащиты могут быть воспитаны только лишь на широкой и надежной спортивной основе».
Более того, Ощепков начал отходить от японского канона и творчески доработал дзюдо, добавив в него элементы европейских, американских и китайских боевых систем, а так же различных видов борьбы народов бывшей Российской империи. Ощепковское дзюдо можно было бы назвать «русским дзюдо» по аналогии с бразильским джиу-джитсу. В Бразилии семья Грэйси точно так же творчески переработала японское джиу-джитсу, создав из него одно из самых популярных единоборств. Именно Ощепков ввел в употребление привычную нам самбистскую форму – куртку, шорты и борцовки. Василий Сергеевич мог бы еще многое сделать для развития отечественного рукопашного боя, но наступил роковой 1937-й. В ночь с первого на второе октября он был арестован и обвинен в шпионаже в пользу Японии. Обычно это связывают исключительно с тем, что он развивал «систему физического воспитания, предназначенную исполнять классовые заказы японских империалистов» и отказался замалчивать японское происхождение своей школы. Дело в том, что биографию Ощепкова изучают спортивные, а не политические историки. Ощепков был арестован по делу так называемых «харбинцев». «Органами НКВД учтено до 25.000 человек, так называемых «харбинцев» (бывшие служащие Китайско-Восточной железной дороги и реэмигранты из Манчжоу-Го), осевших на железнодорожном транспорте и в промышленности Союза. Учетные агентурно-оперативные материалы показывают, что выехавшие в СССР харбинцы, в подавляющем большинстве, состоят из бывших белых офицеров, полицейских, жандармов, участников различных эмигрантских шпионско-фашистских организаций и т.п. В подавляющем большинстве они являются агентурой японской разведки, которая на протяжении ряда лет направляла их в Советский Союз для террористической, диверсионной и шпионской деятельности» (приказ Наркома внутренних дел СССР №00593 от 20 сентября 1937г).
Вот текст приказа, согласно которому был арестован Василий Сергеевич:
«ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 1-го октября 1937г. приступить к широкой операции по ликвидации диверсионно-шпионских и террористических кадров харбинцев на транспорте и в промышленности.
2. Аресту подлежат все харбинцы:
б) бывшие белые, реэмигранты, как эмигрировавшие в годы гражданской войны, так и военнослужащие разных белых формирований;
в) бывшие члены антисоветских политических партий (эсеры, меньшевики и др.);
3. Аресты произвести в две очереди:
а) в первую очередь, арестовать всех харбинцев, работающих в НКВД, служащих в Красной армии, на железнодорожном и водном транспорте, в гражданском и воздушном флоте, на военных заводах, в оборонных цехах всех других заводов, в электросиловом хозяйстве всех промпредприятий, на газовых и нефтеперегонных заводах, в химической промышленности; …
5. Следствие по делам арестованных харбинцев развернуть с таким расчетом, чтобы в кратчайший срок полностью разоблачить всех участников диверсионно-шпионских и террористических организаций и групп.
6. Всех арестованных харбинцев разбить на две категории:
а) к первой категории — отнести всех харбинцев, изобличенных в диверсионно-шпионской, террористической, вредительской и антисоветской деятельности, которые подлежат расстрелу,
б) ко второй категории — всех остальных, менее активных харбинцев, подлежащих заключению в тюрьмы и лагеря сроком от 8 до 10 лет.
8. После утверждения списков НКВД СССР и прокурором Союза приговор приводить в исполнение — НЕМЕДЛЕННО.
11. Операцию закончить к 25 декабря 1937 года.
12. В отношении семей репрессируемых харбинцев руководствоваться моим приказом №00486 от 15 августа 1937 года.
Народный Комиссар Внутренних Дел СССР — Генеральный Комиссар Государственной Безопасности Н. И. ЕЖОВ»
Связь между арестом Ощепкова и его национал-большевистскими убеждениями очевидна (сам Николай Устрялов ко времени его ареста уже был расстрелян). К тому же ему могли припомнить ту связь, которая существовала между «кругами реакционного японского фашизма» и школами боевых искусств. Ведь он единственный из специалистов по рукопашному бою высокого уровня обучался в Японии.
По распространенной версии в застенках Бутырской тюрьмы Василия Ощепкова начали пытать, и тогда он дал своим мучителям такой последний бой, что потом непонятно было каким образом объяснить вышестоящему начальству массовые тяжелые травмы среди чекистов. Живым он не дался…