С количественным ростом активно развивается и содержательная сторона образовательных программ.
Индивидуальные курсы и интенсивные программы, “полное погружение” и сочетание занятий с отдыхом, спортом и творчеством, курсы профессиональной лексики и курсы, целенаправленно приближающие ваш язык к языку носителя, – выбор по-настоящему велик, если Вы зайдете на сайт http://www.aerovectra.ru/.
Не менее разнообразна география учебных заведений, предоставляющих такого рода образовательные услуги. Английский язык можно изучать в Великобритании, США, Канаде и совмещать его с изучением других языков в международных центрах Бельгии, Германии, Испании. Для того чтобы выделить из длинного списка наиболее подходящую школу следует сделать две вещи.
Во-первых, четко поставить перед собой цели и задачи, ответить на вопрос: “Для чего на данный момент мне нужен иностранный язык?”. Во-вторых, узнать, какими принципами руководствуется та или иная школа, какие методы используют преподаватели. Знание этих приоритетов позволяет не ошибиться при выборе образовательной программы и получить максимальное удовлетворение от потраченного на учебу времени.
Как правило, выделяют несколько наиболее популярных подходов к преподаванию иностранного языка.
Лингво-социокультурный подход
Данный подход присущ практически всем зарубежным языковым школам. Основной принцип подхода: “Изучая иностранный язык, вы узнаете культуру страны, в которой на нем говорят”. И наоборот: “Познавая культурные феномены, вы усваиваете язык культуры”. На занятиях большое внимание уделяется традициям и обычаям страны, культурным кодам, этническим особенностям.
Коммуникативный подход
Коммуникативным подходом руководствуются британские и американские языковые школы Bell International, OISE, St. Giles International, Rennert Bilingual, NESE. Основная задача – научить студента сначала говорить и легко воспринимать устную речь, а уже затем писать. Подход ориентирован в первую очередь на тех, кто желает за небольшой срок адаптироваться в языковой среде.
Интенсивный метод
Метод предназначен для деловых людей, предполагающих за короткий срок овладеть конкретными языковыми навыками. Преподаватели школ OISE и Centre Linguista Canada формируют у слушателей “выразительное речевое поведение”. За небольшой период времени слушатели запоминают определенный круг устойчивых клишированных выражений, а затем учатся их употреблять, при этом слегка импровизируя и добавляя более эмоциональные разговорные фразы.
Зачастую интенсивного курса достаточно для использования языка в профессиональной области: в деловой переписке, при проведении презентаций и телефонных переговоров, составлении коммерческих предложений.
“Прямой” (direct) метод
Данный метод широко известен как метод Берлица. Основной принцип состоит в полном исключении родного языка студента из процесса обучения. Цель – научить студента думать на иностранном языке. В связи с этим, даже студентам, имеющим нулевой уровень владения языком, приходится воспринимать иностранную речь. Перевод слов и выражений на родной язык полностью отсутствует. Исключение перевода позволяет преодолеть иллюзию, что каждое слово и выражение родного языка имеют точный эквивалент в новом языке. Отсутствие перевода позволяет обеспечить “прямой” доступ к языковым конструкциям. Метод активно используется языковыми школами Международной корпорации Берлица (The Berlitz School of Languages).
Деловой (или деятельностный) подход
Мы бы хотели выделить особый подход, редко встречающийся в общепринятых классификациях. Деловой (деятельностный) подход предполагает изучение иностранного языка в сочетании с практикой общения в профессиональной области. Такую возможность предоставляют языковые школы Нью-Йорка, Лондона, Сан-Франциско, Торонто и других мировых бизнес-центров. Как правило, программа (она получила название «Стажировка – Internship») состоит из двух частей: первая – повышение языкового уровня на занятиях в школе, вторая – стажировка в иностранной компании по специальности.
Деловой метод по своей природе очень интенсивен. Происходит наиболее активное овладение иностранным языком путем быстрого решения деловых вопросов, реализации задач и проектов. Участник программы мобилизует все возможные ресурсы, и даже если уровень его языка не достигает отметки “advanced”, он быстро подключается к работе. Как отмечают профессионалы, преподаватели школы Rennert Bilingual, деловой подход можно иначе обозначить как непосредственное использование языка в действии. Это как раз тот случай, когда практика имеет очевидный приоритет перед теорией.
Направления же получения профессионального опыта очень разнообразны:
- Маркетинг и реклама;
- Продажи;
- Право;
- Индустрия моды;
- Строительство;
- Финансы;
- Банковское дело;
- Средства массовой информации;
- Гостиничный бизнес;
- Тур индустрия;
- IT;
- Искусство;
- Производственные сферы.
Деятельностный метод изучения иностранного языка может оказаться очень эффективным. Его рекомендуют людям, нацеленным на стремительную карьеру, профессиональное и творческое развитие, тесное знакомство с западной бизнес-практикой и принципами организации труда за рубежом. В то же время сам подход к выбору релевантного метода должен быть деловым. Взвешивая собственные цели, соотнося задачи и возможности их реализации, человек выбирает те методики и принципы преподавания иностранного языка, позволяющие ему наиболее успешно пройти обучение.