13 февраля 1633 года итальянский философ, астроном и математик Галилео Галилей прибыл в Рим на суд инквизиции. Следствие по его делу длилось более 4 месяцев. В результате многочисленных допросов ученого признали виновным в нарушении церковных запретов и приговорили к пожизненному тюремному заключению. О других исторических персонажах, осужденных за свои убеждения, в обзоре Diletant.ru.
Суд над Сократом
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
В 399 году до нашей эры на жителя Афин — Сократа, любителя застольных бесед, честно выполнявшего свой долг гражданина, искателя истины и смысла жизни во всех ее проявлениях, призывавшего к моральному самосовершенствованию и отвергавшего чрезмерное приобретение материальных благ, отца троих детей, — был подан донос. В нем философ представал опасным критиком старинных идеалов государственной, религиозной и семейной жизни. В доносе говорилось: «Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софроникса из дема Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть».
Началось судебное разбирательство, дело рассматривалось судом присяжных из 501 человека. После того как обвинители произнесли свои клеветнические речи, слово предоставили обвиняемому. Сократ, уверенный в своей правоте, заявил, что не перестанет и впредь воспитывать граждан. Он рассказал суду об оракуле, признавшем его мудрейшим; о таинственном голосе, который удерживал его от недостойных поступков; о том, как он храбро сражался на поле брани и противился тирании; о том, что он никого специально не обучал и никогда ни с кого не брал денег.
Несмотря на убедительную речь философа, при повторном голосовании в поддержку обвинения было подано 360 голосов, а за оправдание — лишь 141.
Процесс казни Сократа хорошо известен. Заключенному в тюрьму философу принесли сосуд с ядом, изготовленным на основе травы цикуты. Он взял чашу в руки и легко, спокойно выпил ее до дна. Вокруг него рыдали друзья, с которыми он мирно беседовал до последней минуты жизни. Сократ пристыдил их, ибо считал, что умирать надлежит в благоговейной тишине.
«О, святая простота!»
Приготовления к казни Яна Гуса
Одной из самых трагических страниц в истории средневековой Европы были суд и сожжение на костре Яна Гуса — священника, богослова, ректора Пражского университета, вступившего в неравную борьбу с католической церковью.
Все началось с проповедей, которые Ян Гус произносил не на латыни, а на чешском языке. Родная, понятная простым людям речь, живое, вдохновенное слово проповедника привлекало к нему массу народа. Сначала Ян Гус в своих наставлениях обличал грехи и пороки мирян, но затем в его речах осуждение все больше и больше стало касаться лиц духовного звания, начиная с папы и заканчивая простыми священниками, — за их надменность, властолюбие, корысть, безнравственность, за продажу индульгенций. Возмездие за такие проповеди не заставило себя долго ждать: церковь обвинила Гуса в ереси и в служении дьяволу.
Созванный в 1414 году в Констанце католический церковный собор пригласил на свои заседания и Яна Гуса, дабы покончить с его отступничеством от церковных догматов. Король Сигизмунд — один из руководителей этого собора — выдал проповеднику охранную грамоту о его неприкосновенности. Однако когда богослов приехал в Констанцу, его тут же арестовали, поместили в тюрьму и приступили к допросам. Курфюрст оказался клятвопреступником.
Собор, взявший на себя одновременно и функцию инквизиционного суда, предъявил Яну Гусу 42 тезиса обвинений. Священнику вменяли в вину распространение в Чехии еретического учения английского проповедника Уиклифа, который отвергал папство и монашество, требовал упрощения обрядности; возбуждение в чешском населении, в особенности в университетской среде, ненависти к немцам; упорное неповиновение церковной власти.
От Гуса потребовали подчиниться воле собора, подписать отречение, составленное богословами. Священник не согласился ни с одним пунктом обвинения. Тогда собор принял два приговора: первый, признавая учение Уиклифа еретическим, требовал сжечь останки проповедника и все его книги; второй гласил: «Ян Гус был и есть настоящий и очевидный еретик; он осуждается и проклинается».
Процедура исполнения приговора, состоявшаяся 6 июля 1415 года, была обставлена с величайшей торжественностью. Яна Гуса облачили в одежды священника, дали в руку чашу, ввели на помост и вновь предложили отречься. Проповедник был непреклонен, отказавшись насиловать свою совесть и лгать перед Богом. Тогда начался обряд расстрижения: после длительного чтения обвинительного приговора с Гуса сорвали верхнюю одежду, вырвали из рук чашу, сдернули с головы тонзуру. Колонна из 3 000 стражников и служителей церкви направилась к поляне, в центре которой стоял столб. К нему шестью мокрыми веревками привязали осужденного, голову обмотали ржавой цепью. Столб обложили дровами и соломой. Яну Гусу вновь предложили отречься и вновь получили решительный отказ. И тогда запалили костер. До последней минуты за стеной огня и дыма были слышны слова проповедника: «Христос сын Бога живого, смилуйся надо мной!» Пепел от костра, перемешанный с землей, бросили в воды Рейна.
Согласно легенде, некая старушка, видя, что костер плохо разгорается, подбросила в него вязанку хвороста. Ян Гус, пожалев ее, воскликнул: «О, святая простота!».
«Сжечь — не значит опровергнуть!»
«Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом», — писал в своем первом доносе на Джордано Бруно венецианский аристократ Джованни Мочениго.
После повторных обвинений мыслитель был арестован и помещен в тюрьму. Семилетнее заключение не изменило мировоззрения Джордано, пытки не сломили его веру в правоту своих суждений. Отречению от своих убеждений Бруно предпочел костер.
9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Джордано Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Философ был лишен священнического сана и отлучен от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть «наказанию без пролития крови», то есть сжечь живым.
В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь — не значит опровергнуть!».
По решению светского суда 17 февраля 1600 года Джордано Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов. Палачи привели его на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, который находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой веревкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами мыслителя были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай».
«И все-таки она вертится!»
Жозеф-Николя Робер-Флери. «Галилей перед судом инквизиции». Лувр, 1847 год
20 июня 1633 года Галилео Галилей — гражданин Флоренции, ученый, чье имя было известно не только в Италии, но и во всей Европе, — получил предписание явиться в инквизиционный суд Рима. На следующий день он исполнил это приказание, но тут же был задержан и допрошен. 22 июня Галилея препроводили в церковь «Санта Мария», где он предстал перед лицом кардиналов католической церкви и прелатов конгрегации — высшего суда инквизиции. При большом стечении народа, стоя на коленях в одной рубашке перед своими судьями, 70-летний старец выслушал в зловещей обстановке суровый приговор кардиналов:
«Мы, Божию милостью диаконы и кардиналы святой римской церкви, от апостольского престола наряженные генеральными инквизиторами против всякого еретического развращения, могущего появиться во вселенском христианском обществе.
Поелику ты, Галилей… имеющий 70 лет от роду, в 1615 году был обвинен в сем св. судилищем, что считаешь за истину и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, Земля же движется на оси суточным вращением; в том, что ты имел многих учеников, которым преподавал это самое учение… Вследствие сего сим святым судилищем (инквизицией), желающим оградить людей от вреда и соблазна, которые происходили от твоего поведения и угрожали чистоте св. веры, по приказанию нашего господина и высокопреосвященнейших господ кардиналов сей верховной и всемирной инквизиции была подвергнута обсуждению коперникова гипотеза о неподвижности Солнца и движении Земли, и ученые богословы постановили следующие два положения:
1) Что считать Солнце центром Вселенной и стоящим неподвижно — есть мнение нелепое, философски ложное и крайне еретическое, ибо ясно противоречит св. писанию.
2) Что считать Землю не центром Вселенной и не неподвижною — есть мнение нелепое, философски ложное и с богословской точки зрения также противное духу веры.
…В прошлом же 1632 году появилась книга, изданная во Флоренции, заглавие которой показывает, что ты ее автор… Из напечатания этой книги св. конгрегация узнала, что ложное учение о движении Солнца с каждым днем все более и более крепнет; поэтому вышеназванная книга по тщательном ее рассмотрении обнаружила, что ты явно преступил сделанное тебе внушение и продолжал защищать мнения, проклятые и осужденные церковью. В сказанной книге ты разными способами ухищряешься представить вопрос не вполне решенным, а мнение Коперника весьма вероятным, но уже и это есть страшное заблуждение, так как никоим образом не может быть вероятным то, что св. церковь окончательно признала ложным и противным божественному писанию…
Но дабы столь тяжкий и вредоносный грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и ты впоследствии не сделался бы дерзновеннее, а, напротив, послужил бы примером и предостережением для других, мы положили: запретить книгу под заглавием «Разговоры» Галилея, а тебя самого заключить в тюрьму св. судилища на неопределенное время. Для спасительного же покаяния твоего предписываем, чтобы в продолжение трех лет, однажды в неделю, ты прочитывал семь покаянных псалмов…
Так присудили мы, нижеподписавшиеся кардиналы».
Суд над ученым свершался с благословения папы Урбана VIII. Галилея прилюдно заставили отречься и от учения Коперника, и от собственной книги «Разговоры о двух величайших мировых системах: Птоломеевой и Коперниковой».
«Я, Галилео Галилей … на семидесятом году моей жизни, лично предстоя перед судом, преклонив колени перед вами, высокие и достопочтенные господа кардиналы вселенской христианской республики и против еретического развращения всеобщие инквизиторы, имея перед очами священное евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда веровал, теперь верую и, при помощи Божией, впредь буду верить во все, что содержит, что проповедует и чему учит святая католическая и апостольская церковь… Я признан находящимся под сильным подозрением в ереси,
Посему, желая изгнать из мыслей ваших, высокопочтенные господа кардиналы, равно как и из ума всякого истинного христианина это подозрение, законно на меня возбужденное, от чистого сердца и с непритворною верою отрекаюсь, проклинаю, начинаю ненавидеть вышеназванную ересь и заблуждение… Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все наказания и исправления, которое наложило или наложит на меня сие святое судилище…».
После суда и отречения Галилео Галилей прожил еще 9 лет, оставаясь узником инквизиции. Папа не стал долго держать его в тюрьме. Спустя несколько месяцев ученый отправился на родину. Он поселился на своей вилле в Арчетри, рядом с монастырем, где находились его дочери.
В 1992 году папа римский Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции от 22 июня 1633 года ошибочным. Почти 360 лет спустя после осуждения Галилея папа публично принес ученому посмертные извинения.
«Отец» утопического социализма
В конце XVI века Южная Италия находилась под владычеством Испании. Одним из самых страстных борцов за ее освобождение стал доминиканский монах Томмазо Кампанелла, который предложил разработать новые законы и, преобразовав форму правления, отменить монархический строй. В планы философа входило и восстание, которое должно было начаться в конце 1599 года. Однако два изменника из среды заговорщиков предали план мятежа, и его организаторы были схвачены властями.
«Я был заключен в пятидесяти различных тюрьмах и семь раз меня подвергали самой жестокой пытке, — писал впоследствии Кампанелла. — В последний раз пытка длилась 40 часов. Туго связанный веревками, резавшими мне тело, подвешенный со скрепленными на спине руками над острым колом, вонзавшимся в меня… Через 40 часов, считая меня мертвым, прекратили пытку. Одни надругались надо мною и, чтобы обострить мои мучения, потягивали веревку, на которой я был подвешен; другие тихо хвалили мое мужество. Ничто не могло меня поколебать — и у меня не могли вырвать ни одного слова».
Обвинения против Кампанеллы звучали так: он придерживается воззрений Демокрита, питает злые чувства против церкви и ее учения и, вообще, он — еретик. Приговор суда был жесток — пожизненное заключение.
Однако спустя некоторое время режим заключения смягчили, и философ получил возможность читать книги, переписываться с друзьями, возобновить научные занятия и принимать посетителей. Среди них однажды оказался даже король, пожелавший посоветоваться с мудрым Кампанеллой по многим вопросам. Пройдя через чудовищные пытки, разочаровавшись в своих сторонниках, писатель не потерял веру в светлое будущее человечества. В заточении он написал самое выдающееся свое произведение — «Город Солнца», став наряду с Томасом Мором основоположником утопического социализма.
После 27 лет тюремного заключения, папа Урбан VIII освободил знаменитого узника. По приглашению герцога Ришелье Кампанелла приехал во Францию, где и закончил жизнь в доминиканском монастыре, занимаясь философией, астрономией, составлением гороскопов. Сам Томмазо Кампанелла так писал о себе в одном из сонетов: «Я рожден был для борьбы с тремя великими бедствиями — тиранией, софистикой и лицемерием».
Пустозерский мученик
П. Е. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума, 1897 год
В 1653 году властный и высокомерный патриарх Никон приступил к реформе православной церкви. Начали исправлять богослужебные книги, унифицировать обряды, заменили при крестном знамении двуперстие троеперстием, земные поклоны — поясными, ввели проповеди. Унификация единообразного церковного культа проводилась по греческим образцам. Яростные противники церковной реформы, отстаивающие «старую» веру, стали называться раскольниками или старообрядцами. Одним из вождей старообрядчества был протопоп Аввакум, за что и понес суровую расплату: предание церковному суду, лишение сана священника и ссылка в Пустозерский острог.
Сидя в земляной тюрьме, Аввакум написал автобиографическую книгу «Житие», впервые в древнерусской литературе объединив в одном лице автора и героя повествования. Сочинение Аввакума — это и подробное описание его жизни, и яростная борьба за «старую» веру, и его снисходительное отношение к своим мучителям — он их жалеет, называет «горюнами» и «дурачками». «Житие» высоко ценили русские писатели — И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и другие. Максим Горький писал: «Язык, а также стиль писем протопопа Аввакума и «Жития» его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца, и вообще в старинной литературе нашей есть чему поучиться».
Именно за эту страстность характера, за несогласие с проводимой церковной реформой, 14 апреля 1682 года, после 15 лет заточения в земляной тюрьме Пустозерска, протопоп Аввакум был сожжен вместе с тремя своими единомышленниками в срубе.
«Бунтовщик, хуже Пугачева»
11 сентября 1802 года, приняв смертельную дозу яда, в возрасте 53-х лет покончил с жизнью великий русский писатель и философ, автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Радищев. Екатерина II посчитала, что книга наполнена «самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремление к тому, чтобы произвесть в народе негодование против начальников и начальства».
30 июня 1790 года по распоряжению императрицы Радищев был арестован и заключен в каземат Петропавловской крепости. Несмотря на раскаяние автора, суд приговорил его к смертной казни, но замененной «по милосердию и для всеобщей радости» десятилетней ссылкой в Сибирь. После пятилетнего пребывания в Илимском остроге писатель по распоряжению взошедшего в 1796 году на престол императора Павла I был возвращен из Сибири. Еще через 4 года, с воцарением Александра I, его полностью амнистировали и даже привлекли к работе во вновь созданной комиссии по составлению законов.
Последний раз Радищев принял участие в работе комиссии за 9 дней до своей кончины. «Вызванный самим Александром I на работу, он надеялся провести несколько своих мыслей и пуще всего — мысль об освобождении крестьян в законодательство, и когда, пятидесятилетний мечтатель, он убедился, что нечего думать об этом, тогда он принял яду до смерти», — писал А. И. Герцен о причине смерти писателя.