«От него царство в крови и в пепле»

Отношение к царю Василию Шуйскому всегда было неоднозначным. Это касается не только историков, но и современников, ставших очевидцами событий Смутного времени. Одни считали царя спасителем народа и защитником православной веры, другие же называли Шуйского виновником всех мыслимых и немыслимых зол. 

«От него царство в крови и в пепле»

«Необходимость признать государем Шуйского, ненавидимого большею частию своих подданных, возбудила сильное неудовольствие в простом народе во многих городах, в особенности же в области Северской, называемой русскими Северской стороной, равно как и в Путивле, где заперли в башню посланного туда знатного господина, и в Астрахани, где народ, услышав имя Василия Шуйского, стал браниться и кричать: «Ужели же этот шубник станет нашим царем? Мы не хотим его принять, ибо признаем своим царем только Димитрия». То же говорили и в Путивле».

Элиас Геркман

«Князь же Василей Иванович Шуйской скачюще на кони по площади и к рядом и вопиюще гласом велим: «Отцы и братия, православные христиане! Постражите за православную веру, побежайте врагов христианских!»

«Пискаревский летописец»

«Излюбили себе на царство мужа праведна и благочестива, прежних великих, благородных царей корени, великого болярина, князя Василья Ивановича Шуйскаго, еже первие пострада за православную христьянскую веру».

«Изначала от прародителей своих держяще в сердцах своих к богу велию веру и к человеком нелицемерную правду».

«Повесть, како отомсти всевидящее око Христос…»

Шуйский «открыл русским, что Димитрий не прирожденный наследник».

Конрад Буссов

«От него царство в крови и в пепле»
Портрет Василия Шуйского из «Царского титулярника»

«Между тем судьба Шуйского стала выясняться. Когда печальная весть о неудачной битве подтверждена была множеством людей, в страхе бежавших в город, сначала всех охватил ужас, потом гнев; народ в негодовании обвинял небеса и несчастливую царскую власть, говоря, что его бьют из-за ее безумия, что понесенные поражения и неудачу, испытанную в битве, надо ставить в вину этой власти. Вельможи, бывшие тогда в городе, с криком бегут во дворец в сопровождении нескольких тысяч бояр и дворян, и когда великий князь, не то добровольно, не то по принуждению слагает с себя знаки власти, уводят его в родной дом Шуйских, где он прежде жил частным человеком, и держат там под стражей вместе с братьями и ближайшими приспешниками».

«Так как Шуйский разными путями пытался уйти из-под стражи, то вельможи, заметив это, тотчас послали Ляпунова, а он, взяв монаха из Чудова монастыря, постриг Шуйского по монашескому обряду и, одев в рясу, заключил в соседний монастырь вести в дальнейшем более святую жизнь».

Юхан Видекинд

«Днем он царством своим правил, ночью же перед господом богом молитву творил».

Отто Антон Плейер

«Виною всех ваших зол — есть Шуйский: от него царство в крови и в пепле. Для одного ли человека гибнуть миллионам?»

Гетман Станислав Жолкевский

«От него царство в крови и в пепле»
Станислав Жолкевский показывает пленного царя и его братьев на сейме в Варшаве. Ян Матейко

«Скитался меж двор с женишком и с людишками от его государева изменника, от Василия от Шуйскаго».

Иван Годунов в письме к Лжедмитрию II

«А все материалы, приготовленные для возведения великой церкви, не принятой Богом, царем Василием Шуйским как ненужные были распроданы на другие здания и даже на простые храмы. Хотя добрые дела по виду все хороши, но судит о них Бог по намерениям творящих их, — так и об этих».

«Самого же царя, который незадолго до этого из боярского рода самовольно, как хищник, бесстыдно вскочил на царство — думаю, что случилось это без Божиего благословения, что доказал и конец его, небесный суд над всеми его делами, так как царствовал он бесчестно и кратковременно — его, князя Василия Шуйского со всеми его воинами, как в худой клетке, безвыходно заключили в городе».

Иван Тимофеев

Оцените статью
Тайны и Загадки истории