16 декабря 1866 года в Москве родился Василий Кандинский, выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Основное музыкальное и художественное образование он получил в Одессе, куда семья переехала в 1871 году. Родители ожидали, что их сын станет юристом. И он блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. Дерптский университет в Тарту предложил Кандинскому место профессора, но молодой человек отказался.
В 1895 году Василий Васильевич посетил выставку импрессионистов в Москве. Клода Моне «Стог сена». Впечатление от полотна Моне было столь сильным, что в 30 лет Василий Васильевич решает стать художником.
В 1896 году он переезжает в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства, и записывается в престижную частную школу художника Антона Ажбе. Весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. «Нередко я уступал искушению «прогулять» занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре», — писал художник.

«Ахтырка. Осень. Этюд», 1901
Пару лет спустя Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Выполняя его требования, Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме.
В начале XX века Кандинский много путешествовал по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. Именно тогда происходил этап интенсивного и плодотворного поиска. Работы этих лет — в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине.

«Русская красавица в пейзаже», 1904
Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Уже в 1901 году он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает.

«Дома в Мурнау на Обермаркт», 1908
В 1909 году вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтером и другими Кандинский основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство.
По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».
В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В 1912 году выходит книга «О духовном в искусстве». Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что «цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны — и одинаково велики… и одинаково сильны», художник провозгласил творческий процесс «самовыражением и саморазвитием духа».

«Ущелье», 1914
С началом мировой войны Кандинский как гражданин России вынужден покинуть Германию. В эти кризисные годы революции художник колеблется между языком полуабстракций, импрессионистическими пейзажами и романтическими фантазиями. В абстрактных картинах усиливается геометризация отдельных элементов, причиной чему, во-первых, собственный процесс упрощения, а во-вторых — авангардистско-художественная атмосфера Москвы того времени.
В России Кандинский находится в русле послереволюционного культурно-политического развития. С 1918 по 1921 год он сотрудничает с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы. Участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Однако здесь мнения с коллегией института расходятся. Постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы «изуродованным спиритизмом» являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. Давление социалистической идеологии на искусство, приведшее впоследствии к появлению соцреализма, начинается после 1922 года. Картины Кандинского на многие годы убирают из советских музеев.

«Маленькая мечта в красном», 1925
Вернувшись в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и возглавляет мастерскую настенной живописи. Он снова преподает и развивает свои идеи. Это касается, прежде всего, усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в сочинении Точка и линия на плоскости. Также Кандинский много работает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученные выводы в преподавательской деятельности.
Творчество Кандинского вновь претерпевает изменения: отдельные геометрические элементы все более выступают на первый план, палитра насыщается холодными цветовыми гармониями, которые, порой, воспринимаются как диссонанс, особо используется круг как чувственный символ совершенной формы.
В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься собственным творчеством.

«Причудливое», 1930
Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Между 1926 и 1933 годами художник написал 159 картин маслом и 300 акварелей.
В начале 1930-х годов художник эмигрирует во Францию. Он живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».

«Композиция Х», 1939
В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата.
Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным».








