Отравлял ли Моцарта Сальери?

Вольфганг Амадей Моцарт Свыше двухсот лет назад, в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года, всего лишь тридцати пяти лет отроду, не приходя в сознание, скончался в Вене гениальный Вольфганг Амадей Моцарт.

Он был настолько беден, что денег хватило лишь на простой сосновый гроб; похороны состоялись на кладбище для бедняков.

Сразу после смерти композитора в обществе заговорили о том, что он пал жертвой яда.

Берлинская газета «Музикалишен вохеблатт» от 12 декабря поместила материал о том, что тело музыканта было отекшим и существует «большая доля вероятности того, что он был отравлен».

А в 1819 году журналисты уже открыто утверждали, что Моцарта отравил итальянский композитор, служивший при венском дворе, Антонио Сальери. Мотив — зависть к гению…

Можно лишь представить себе, как страдал от этих слухов и статей еще живой в ту пору 69-летний Сальери, — между прочим, великолепный композитор, автор многих опер, учитель Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта и Ференца Листа!

В последней четверти ХХ века австрийский врач и музыковед, профессор Антон Ноймайер, представил доказательства того, что Моцарт не был отравлен, а скончался от застарелых болезней, которыми страдал еще с детства.

Вольфганг, ребенок весьма болезненный, нередко сваливался в постель от ангины; у него случались воспаления суставов и даже рожистые воспаления.

Его отец, Леопольд Моцарт, кстати, также весьма талантливый композитор, видимо, без зазрения совести использовал своего сына-«вундеркинда» для прославления и обогащения семьи.

Маленького Вольфи заставляли выступать с концертами при императорском дворе и ездить чуть ли не по всей Европе, не считаясь со здоровьем и силами мальчика.

В одном из своих писем Леопольд упоминает о красных опухших пятнах, вдруг возникших на теле сына; в другом письме — о том, что «Вольфганг не может вставать на ноги, не может пошевелить пальцами ног, согнуть колени… Каждую ночь у Вольфганга поднимается температура и его лихорадит».

Проанализировав множество свидетельств и фактов, профессор Ноймайер сделал вывод: «В тех социальных условиях и при том уровне развития медицины, при отсутствии соответствующих медикаментов воспаление суставов с сопутствующими осложнениями на сердце и почках часто приводили к смертельным исходам».

Лечившие Моцарта в последний год его жизни венские врачи Клоссет и Саллаба чаще всего применяли к пациенту метод, считавшийся тогдашними медиками универсальным, — пускали композитору кровь, чем окончательно расшатали его слабый организм.

После процедур кровопускания Моцарт нередко лишался чувств и угасал с каждым днем. Именно после очередного «отворения крови» он и отошел в вечность…

Итак, «Моцарт и Сальери», одна из лучших «маленьких трагедий» Александра Пушкина, может окончательно перейти в жанр фантастики. Почтенный маэстро никого не отравлял… А нам, ныне живущим, остается лишь пожалеть о том, что прогресс медицины был столь медленным.

Однозначно доказано, что несколько уколов антибиотиков могло бы спасти самого Пушкина после ранения на дуэли, а несложная операция — не дать умереть Петру Великому…

Надо полагать, при более высоком уровне врачевания жил бы долго и Моцарт. Хотя бы как Сальери, доживший до 75…

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий