Оттон I Баварский


Первый король независимой Греции Оттон I – принц Фридрих-Людовик из Баварской династии Виттельсбахов, Августейший сын короля Людовика I Пфальского (1786 – 1868 гг.) и Терезы Саксен-Альтенбургской (1792 – 1854 гг.) родился 1 (14) июня 1815 года.

Он получил хорошее образование (в числе его преподавателей был Шеллинг), которое пополнил путешествиями по Германии и Италии. Его венценосный отец – поклонник древней Греции, был единственный Монарх того времени, увлекавшийся греческим восстанием. Августейший сын его унаследовал от родителя симпатию к греческому народу, а потому именно его 7 (20) мая 1832 г., с подачи Франции, Лондонская конференция европейских держав с участием Турции избрала королем Греции под именем Оттона I. 8 (21) августа греческое народное собрание единогласно подтвердило это избрание, что стало датой рождения новой православной Монархии. 6 (19) февраля 1833 года 18-летний Монарх торжественно вступил на греческий престол. С королем вместе прибыли в Грецию из Баварии три регента: Армансперг, Маурер и Абель для управления страной до совершеннолетия Монарха.

В 1834 году молодой король перенёс свою резиденцию в г. Афины, который стал благодаря его усилиям бурно развиваться. До этого Афины мало отличались от деревни и не располагали Дворцом, пригодным для королевской резиденции. Однако вскоре было отстроено несколько главных улиц и ряд монументальных общественных зданий, включая королевский дворец на площади Синтагма и комплекс домов Афинского университета. В последующие десятилетия добавились новые сооружения: Национальный парк, выставочный зал Заппион, новый королевский Дворец, Олимпийский бассейн и восстановленный Панафинейский стадион. Тогда же в Афинах появились несколько богато украшенных особняков, которые резко отличались от типичных одно- и двухэтажных строений.

1 (14) июля 1835 года король Оттон I официально принял бразды правления Греческим королевством. Незадолго до этого, 28 февраля (13 марта) 1835 года Государь Император Николай I Подвиголюбивый пожаловал королю орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

То было первое в истории награждение греческого Монарха высшим императорским орденом Российской Империи. В 1836 г. король женился на принцессе Амалии Ольденбургской (1818 – 1875 гг.), дочери Великого герцога Пауля Фридриха Августа фон Ольденбург (1783 – 1853 гг.) и Адельгейды Асканианской (1800 – 1820 гг.), прожив с ней 39 лет.

Правление Монарха

Новое королевство должно было находиться под покровительством России, которая сделала гораздо больше, чем кто-либо для освобождения Греции. Однако политика, проводимая Великобританией сделала Грецию и короля чрезвычайно зависимым от Лондона.

Поначалу Монарх пытался проводить независимую внешнюю политику, вызвав недовольство великих держав. Во внутренней политике он установил весьма централизованную систему управления, высшие посты заняли его соотечественники, например, граф Йозеф фон Армансперг. Это встретило враждебное отношение со стороны греческих либералов, конституционалистов и олигархов.

Олигархия и пророссийские элементы противились авторитарным мероприятиям короля не только потому, что им не нашлось места в новом государственном аппарате, но и потому, что католик Оттон I национализировал собственность некоторых православных монастырей и сделал греческую церковь административно независимой от Константинопольского Патриархата. Либералы, ориентировавшиеся на Францию, требовали расширения территории государства и включения в его состав земель со значительным греческим населением. Умеренные пробританские конституционалисты желали правительства, способного примирить идею аристократии с принципом неприкосновенности прав личности и собственности.

Король Оттон I покровительствовал открытию Афинского университета и других учебных заведений Греции, проявлял самые добрые намерения, но, как утверждали его современники, не обнаружил ни самостоятельности убеждений, ни способностей государственного человека.

Увлечение идеалами древнегреческой борьбы за свободу нимало не мешали ему по преимуществу сочувствовать всем реакционным стремлениям и духу централизации, обуявшему правящие круги Греции, хотя он даже и здесь не обнаруживал самостоятельности, и попеременно поддавался влиянию боровшихся партий – баварской (Армансперга), потом русской, французской и английской. Так, под давлением народа король Оттон I вынужден был освободить из тюремного заключения вождя революционных греков инсургента Колокотрони, осужденного за организацию заговора против правительства. При поддержке послов Великобритании и России олигархи и конституционалисты совершили в 1843 г. государственный переворот и заставили короля-католика избавиться от баварских советников, созвать Национальное собрание и обнародовать конституцию.

Принятие конституции

Так, в результате антибаварского, антикатолического восстания в Афинах, поддержанного православным духовенством и всеми партиями, в стране появилась конституция. Теперь Министры назначались парламентом, избираемым на три года. Ввиду разгрома, учиненного Русской партии в предыдущие годы, главным претендентом на пост премьер-министра считался Маврокордатос. Но, тем не менее, победу на выборах одержала именно Русская партия (правда, официально она уже именовалась Национальной).

Первым конституционным премьером Греции стал Метакса, именем которого назван знаменитый коньяк, сподвижник Каподистрии и Колокотрониса. Принятая в 1844 году конституция провозглашала свободу печати и собраний, равноправие граждан перед законом и двухпалатный законодательный орган. Испуганный, как и многие Монархи, устроенной анархистами революцией 1848 г. король присягнул на верность конституции, но все последовавшее его державное управление было рядом систематических ее нарушений.

Пробританская группировка, однако, быстро уступила свое положение профранцузской партии, во главе которой стоял Иоаннис Колеттис, полагавший, что решение проблем страны связано с расширением ее территории за счет присоединения районов Османской империи с преобладанием греческого населения. Недовольная политикой профранцузских либералов, в 1850 году Великобритания организовала блокаду порта Пирей под предлогом удовлетворения претензий, предъявленных грекам несколькими британскими подданными. В частности, ставился вопрос об удовлетворении требований английского гражданина дона Пасифико, чей дом был разграблен во время беспорядков. Действия англичан, однако, повысили популярность короля, который обратился за помощью к России.

Во время Крымской войны

Во время Крымской войны 1853–1856 гг., когда Великобритания, Франция, Турция и позже Сардиния сражались против России, греческие повстанцы заняли входившие в Османскую империю Фессалию и Эпир, где проживало много греков. Франция и Великобритания усмотрели в этом угрозу стабильности на Балканах и в мае 1854 году взяли под контроль порт Пирей, сделав невозможным вступление Греции в войну на стороне России.

Король Оттон I сохранял свою популярность до 1859 года, когда на греческую политическую арену вышло новое поколение либералов, выступивших в качестве главных обличителей консерватизма Монарха. На протяжении трех следующих лет, которые совпали с подъемом движений за объединение в Италии и Румынии и национально-освободительным движением в Сербии, радикалы организовали целую серию заговоров, убийств, бунтов и мятежей.

В политическом брожении было представлено несколько направлений, однако, как и в 1843 году, движение, ниспровергшее династию Виттельсбахов, возглавили представители проанглийски настроенной буржуазии. Год спустя на греческом престоле появился новый король Георг I, правивший страной 50 лет в 1863 – 1913 годы. Он был Августейшим сыном наследника Датского престола.

Король и Церковь

Когда молодой король Оттон I только прибыл в страну, новое правительство поставило вопрос об отношении Монарха-католика к Православной Церкви Греции. Комиссия из трех духовных лиц и четырех мирян пришла к заключению о необходимости иметь в независимом государстве самостоятельную Церковь, для чего и создать Синод.

Правительство сочувствовало такому решению и передало вопрос на рассмотрение Собора иерархов. Последние выразили согласие с разработанным проектом, с некоторыми замечаниями относительно участия королевской власти в церковных делах. Правительство торжественно обнародовало регламент об устройстве эллинской Церкви, которая была объявлена автокефальной и независимой. Первый член регламента гласил: “Православная, Восточная, Апостольская Церковь королевства Греческого, духовно не признающая иной главы, кроме Основателя христианской веры, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, по правительственной же доле имеющего своим начальником короля Греции, автокефальна и независима от всякой другой власти, при нерушимом сохранении догматического единства во всем, издревле чтимом всеми православными восточными Церквами”. Член второй: “Верховная Церковная власть находится под верховным надзором короля, в руках постоянного Синода, называющегося Священным Синодом Греческого королевства”.

Как уже было сказано, король привез с собой баварцев, которые играли большую роль в его правительстве. Они поставили Синод в полную зависимость от гражданской власти. Король своим распоряжением утверждал Министерство церковных дел, которому Синод должен подчиняться. Синод состоял из пяти членов: председателя и четырех советников. Но правительство своей властью имело право назначить вместо двух советников двух асессоров, а также ввести в Синод дополнительно одного или двух асессоров. Председатель и советники должны были избираться из Архиереев, а асессоры — из священников. Срок их полномочий определялся правительством на один год. От правительства они получали и жалованье. Дела решались большинством голосов членов Синода (в случае равенства перевес давал голос председателя), в присутствии представителя правительства — королевского прокурора, без участия которого Синод не имел права выносить окончательных определений. Во всех внутренних делах Церкви Синод действовал независимо от мирской власти. Но поскольку верховная государственная власть осуществляет высший надзор над всеми делами государства, то все, подлежащее ведению Синода, не решалось им и даже не рассматривалось без предварительного сношения с правительством и без его одобрения.

Так оказалось, что Синод не мог вынести ни одного определения без разрешения правительства. Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, но определялись на кафедры и удалялись с них правительством, хотя и по предложению Синода. Число епархий и приходов, их территориальные границы, по докладу Синода, определялось тоже правительством. Синоду принадлежал верховный суд над духовенством и мирянами, но только в делах чисто церковных, к тому же решения его представлялись на утверждение правительства; гражданские же дела клириков подлежали компетенции светского правительства. Во время богослужений Синод поминался после короля.

Так, регламентом 1833 года вся правящая власть в Церкви была предоставлена королю. Синод же явился одним из многих государственных учреждений, почему и был назван «Священным Синодом Королевства Греческого». Фактически, он подчинен был двойной государственной опеке — Министерству церковных дел и королевскому эпитропу (уполномоченному); члены его назначались только на один год; такой порядок был удобен правительству для удаления из него нежелательных для себя членов. Председателем новоучрежденного Синода был назначен Коринфский Митрополит Кирилл, секретарем — иеромонах Феоклит Фармакид.

Провозглашение независимости Элладской Церкви состоялось 27 июля (9 августа) 1833 года в торжественной обстановке при стечении многочисленной паствы, громе пушек, участии самого короля, Министров, Архиереев и послов некоторых христианских стран. Вот как описывалось это событие в газете «Афина»: «27-й день июля — достославный день в летописях Греции… день, в который совершился величайший народный праздник: в этот достославный день освящена священнодействием независимость нашей Церкви. Монарх наш в сопровождении членов регентства, Министров, всех Архиереев государства, находящихся в городе послов дружественных держав и всех гражданских и военных чинов пришел в двенадцатом часу в Церковь Святого Георгия, где воспето было славословие ко Всевышнему, вознесено моление за нашего Монарха, и освящена церковными молитвами независимость нашей Церкви. А после того почтенный иерокирикс Иосиф Византии произнес и слово, приличное настоящему предмету» и проч. К сему описанию Ф. Курганов добавляет: «Русского посла при этом торжестве не было, и его отсутствие, по словам Маурера, имело очень важное значение, потому что у греков сильно развито национальное чувство, и такой поступок столь важного лица, естественно, нанес им глубокое оскорбление!» (Курганов Ф. Указ. соч. С. 149).

Таким образом, именно при короле Оттоне I провозглашена была самостоятельность Элладской Церкви. Однако многие Епископы и миряне с самого начала считали, что правительство поступило неканонично, объявив самостоятельность Церкви без ведома и согласия Константинопольского Патриарха. После обнародования положения о Церкви недовольные выступили с открытыми протестами; правительство стало принимать против них строгие меры. Константинопольский Патриарх признал неканоничным провозглашение без его согласия самостоятельности Церкви. Когда в 1841 г. Синод обратился к нему по одному вопросу, он вернул пакет нераспечатанным, сказав, что не знает никакого самовластного Синода в православном греческом государстве. Попытка Синода и правительства косвенным образом получить в 1849 г. признание от Патриарха также была неудачна.

Эллинское правительство тогда решило войти в прямые отношения с Патриархом. В 1860 г. оно просило его признать Синод братом во Христе и благословить дело благочестивого греческого народа. Для решения церковных дел Эллады в 1859 г. Патриарх Константинопольский Анфим IV созвал Собор, в деяниях которого, кроме постоянных членов Патриаршего Синода, приняли участие также бывшие на покое пятеро Константинопольских Патриархов и находившийся в Константинополе Патриарх Иерусалимский Кирилл. Патриарх и члены Собора выразили радостное чувство по поводу старания Элладской епархии войти (после 17 лет разрыва церковного общения) в общение со своим законным Предстоятелем. Было подтверждено право Константинопольского Патриарха давать самостоятельность Церквам, ему принадлежащим.

Эллинская Церковь была провозглашена автокефальной, подобно другим автокефальным церквам, под управлением своего постоянного Синода, состоящего из архиереев. Собором было указано, в разрез с регламентом греческого правительства 1833 г., что Синод должен управлять церковными делами по Священным правилам, свободно и беспрепятственно от всякого мирского вмешательства. О состоявшемся решении Патриарх Анфим известил восточных Патриархов и Русский Синод.

Эллинское правительство в 1852 г. издало новый регламент, по которому Синод состоит из пяти членов – Архиереев, из которых один – обязательно Митрополит Афинский – является председателем и присутствует постоянно. Остальные члены присутствуют временно и назначаются правительством по порядку старшинства. Представителем государственной власти в Синоде является назначаемый королем прокурор, который подписывается под решениями Синода.

Ведению Синода подлежали дела внутренние и внешние. Дела внутренние – наблюдение за верностью догматов, распоряжения о богослужениях, наблюдение за исполнением клириками своих обязанностей и церковной дисциплиной, освящение храмов, заботы о религиозном просвещении народа, насколько это касается государственных законов и т.д. Дела внешние – определения, относящиеся к церковным обрядам процессий и проч., распоряжения о духовно-учебных заведениях, благотворительных и исправительных учреждениях, назначениях для клириков и т.д. Дела первого рода Синод разрешает независимо от гражданской власти, дела же второго рода, как имеющие отношение к государству, – по утверждению правительства. В 1852 году был обнародован Закон о разделении королевства на 24 епархии, одна из которых — Афинская — была возведена в степень Митрополии, девять — в степень Архиепископий, а остальные — Епископий. Через четыре года в 1856 году епархии были разделены на приходы. В 1852 году при епархиальных Архиереях были учреждены Епископские суды — дикастирии. Кандидаты в Епископы избирались Синодом, но утверждались королем. Для духовного просвещения народа правительство назначило нескольких иерокириксов (проповедников), в обязанность которых входило посещать города и села своего округа и поучать всех слову Божию. Священники и диаконы избирались самими прихожанами и рукополагались Архиереями после предварительного испытания.

Правительственные реформы коснулись и элладских монастырей. В годы греческого восстания в Элладе насчитывалось 524 мужских монастыря и 18 женских. Они владели большим недвижимым имуществом, которое занимало почти четверть всей греческой территории. Общее число монахов было около 3000 человек. Правительство распорядилось закрыть все монастыри, имеющие меньше шести монахов. Имущество закрытых монастырей подлежало конфискации в пользу народного казначейства, учрежденного для улучшения церковных дел и народного образования. Монахи из них были перемещены в действующие монастыри. Неупраздненные монастыри должны были ежегодно вносить в казначейство пять процентов от своего дохода. В результате Церковь лишилась 394 монастырей.

Последние годы

В неспокойные годы не раз король проявлял замечательную доброту характера. Так, в 1861 г. он согласился помиловать студента Друзио, покушавшегося на жизнь королевы; но эта доброта не ослабляла его строгости в сохранении престола от посягательств. В особенности решительность обнаруживала властолюбивая супруга Оттона I, имевшая на него сильное влияние. Только в одном вопросе Монарх отстоял свою независимость. Брак короля с Амалией остался бездетным, и потому им было необходимо выбрать наследника престола. Королева Амалия желала принца из Ольденбургского Дома, Оттон же настоял на своем Августейшем брате, принце Адальберте. Это вызвало семейный разлад, который долго занимал греческое общество.

Свергнутый с престола очередной революцией в 1862 году, король Оттон I добровольно, без борьбы, покинул Грецию, но прямо не отрекся от короны, и, впоследствии, дважды заявлял притязания на престол. Однако европейские державы не поддержали его. Первый король Греции вернулся на родину и жил в Бамберге, где и скончался 26 июля (8 августа) 1867 года на 53-м году жизни.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий