Первая битва на Марне

First Battle of Marne

Первая битва на Марне Первой мировой войны показала первое использование радиоперехватов и автомобильного транспорта войск в военное время. После того как в сентябре 1914 года французский главнокомандующий Жозеф Жоффр приказал начать наступление, французская шестая армия генерала Мишеля-Жозефа Монури открыла брешь между Первой и Второй армиями Германии. Монури воспользовался разрывом с помощью французской Пятой армии и британских экспедиционных сил, в то время как Девятая армия Фердинанда Фоша сорвала наступление немецкой второй и Третьей армий. К 10 сентября немцы начали отступление, которое закончилось к северу от реки Эна, начав фазу войны, которая будет отмечена окопной войной.

Первая битва на Марне произошла к северу и востоку от Парижа в начале сентября 1914 года. Возможность для англо-французских войск повернуть вспять до сих пор победоносное немецкое наступление через Бельгию и Францию открылась, когда командующий первой армией Генрих фон Клюк, который закрепил правое крыло немецкого наступления, повернул к северу, а не к западу от Парижа, через фронт французской Шестой армии Мишеля-Жозефа Монури.

Предупрежденный французской воздушной разведкой и радиоперехватами, впервые использовавшимися в крупном конфликте, французский главнокомандующий Жозеф Жоффр приказал атаковать. 6 сентября Монури, усиленный войсками, бросился на фронт в реквизированных парижских такси и автобусах—первое широкое использование моторизованного транспорта в военное время и навсегда прославленное как “такси Марны”—врезался в перегруженную армию фон Клюка. Удивленный фон Клюк отозвал авангард и развернул свои войска на юго-запад, чтобы встретить атаку Монури. Но при этом фон Клюк потерял связь со Второй армией Карла фон Бюлова на своем левом фланге.

Британские экспедиционные силы (BEF) объединились с частями французской Пятой армии, чтобы ворваться в брешь, которую фон Клюк открыл на германском фронте. Упорная оборона 9-й армии Фердинанда Фоша в Сен-Гондских болотах против неоднократных атак германских 2-й и 3-й армий сорвала попытки немцев сместить удар французов, сокрушив правый фланг Жоффра. 10 сентября начальник германского штаба Гельмут фон Мольтке-младший приказал своим войскам перегруппироваться на фронте между Суассоном и Верденом. Жоффр преследовал его до 13 сентября, когда французские атаки не смогли выбить немецкие позиции к северу от Эны. Затем каждая армия начала серию фланговых маневров, известных как “гонка к морю”, в результате которой осталась система соединенных траншей, защищенных колючей проволокой.

Англо-французская победа была частично обусловлена тем, что немцы опередили их материально-техническое обеспечение и тяжелую артиллерию, использовавшуюся для сокрушительного преимущества в предыдущих сражениях. Мольтке, чей командный стиль сравнивали с оркестровым дирижером, чьи актеры пренебрегали его жезлом, потерял контроль над своими армейскими командирами. Но настоящая победа досталась Жоффру и французскому генштабу, которые воспользовались немецким перенапряжением, чтобы вырвать стратегическую инициативу у нападавших.

Компаньон читателя по военной истории. Под редакцией Роберта Коули и Джеффри Паркера. Copyright © 1996 издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий