Первая в мире международная авиапочтовая линия: основной пункт — Проскуров

31 марта 2018 года в Австрии отметили 100-летие создания первой в мире регулярной международной авиационной почтовой линии. В Украине об этой дате забыли, хотя эта страна имеет к ней непосредственное отношение, ведь пролегала линия из Вены в Киев.

Инициатором создания авиационной почтовой линии был 24-летний, но уже опытный военный летчик ротмистр Август Рафт фон Марвил. Именно ему и поручили разработать маршрут, подобрать пилотов и управлять перевозками. После подготовительной работы 20-21 марта 1918 года, был осуществлен первый испытательный рейс из Вены в Киев. Для надежности Рафт фон Марвил организовал перелет по принципу “эстафеты”. В девять утра с венского аэродрома Асперн в небо поднялся биплан “Hansa-Brandenburg C. 1”, который пилотировали офицеры Кох и Ягер. Через три часа они приземлились в Кракове, где правительственную и военную почту перегрузили в другой, но той же модели самолет. За штурвал сел пилот Стефан фон Ревицкий и совершил более двухчасовой перелет до Львова, где у него была длительная с ночевкой остановка. Утром следующего дня “Hansa-Brandenburg C. 1” успешную приземлился на аэродроме в Проскурове. Здесь состоялся последний технический осмотр и дозаправка. Еще три часа — и Киев.

Первый испытательный рейс протяженностью почти 1200 км в общем длился более суток, но сам перелет занял всего 13 часов, что было гораздо быстрее чем по железной дороге (поезд из Киева до Вены шел двое суток!). На обратном рейсе 22 марта самолет прошел весь путь за день чуть больше 10 часов! Интересно, что в обратную сторону с Украины, кроме небольшого пакета с почтой было отправлено 10 кг черной икры в подарок императорскому дому Австро-Венгрии.

Итак испытательный перелет доказал возможность восстановления регулярного авиасообщения между Австрией и Украиной. А уже через неделю, 27 марта, увидел свет циркуляр австрийского правительства об учреждении регулярной почтовой авиалинии из Вены в Киев. За короткое время были решены организационные вопросы, определены самолеты и пилоты для перевозок, установлена оплата почтовых услуг, разработан график рейсов. Для того, чтобы авиапочта работала надежно и бесперебойно, перевозку решили осуществлять уже испытанным “эстафетным” способом несколькими самолетами… Торжественное открытие авиалинии состоялось 31 марта 1918 года на венском аэродроме Асперн в присутствии австрийских чиновников и императорской семьи. Того же дня была погашена первая в мире марка воздушной почты со штампом “FLUGPOST”.

Первая в мире регулярная международная почтовая авиалиния имела протяженность около 1200 км и проходила по маршруту: Вена — Краков — Львов — Проскуров — Киев. Согласно расписанию самолет вылетал из Вены в 4.30 утра с прибытием в Киев в 17.30. Обратный рейс начинался на следующий день в 4.00 и завершался в 16.30. Осенью начало вылета изменили на 7.00 утра. Каждый из отрезков маршрута обслуживала отдельная машина, так вот на аэродроме в Проскурове постоянно находился готовый к вылету самолет. Всего на линии работали 14 пилотов и 22 самолета — несколько “Oeffag C. 2” и “Knoller-Albatros B. 1”, но больше всего “Hansa-Brandenburg C. 1”. Последний самолет биплан немецкого конструктора Е.Хейнкеля использовался военными как разведчик и бомбардировщик, ведь был очень надежным в воздухе, имел скорость 120-150 км/час. и мог нести полезного груза до 400 кг. Именно последняя характеристика и стала решающей при выборе модели для почтовых перевозок.

Почтовые перевозки на линии сначала были только правительственные и военные, но уже с мая стали доставлять коммерческую почту. Как правило, перевозили до 200 кг почты. Иногда на борт брали пассажира, но это были только официальные лица или военные чины. Однако для пассажиров особых условий не было — только открытая кабина. Поэтому им приходилось надевать тяжелый теплый комбинезон и с помощью обслуживающего персонала залезать в кабину.

Успех регулярной почтовой линии Вена — Киев был невероятным. И уже в конце мая 1918 года открыли ответвление до Одессы. Самолеты шли из Вены до Проскурова привычным маршрутом, а на проскуровском аэродроме нужную почту перегружали на самолет, который отправлялся в Одессу. В июле начало действовать ответвления из Вены до Будапешта, планировалось открыть движение до Бухареста…

Неизвестно какого развития достигла бы первая международная почтовая авиалиния, если бы осенью 1918 года кризисные явления не привели к развалу Австро-Венгерской империи. Все почтовые перелеты, просуществовав более полугода, прекратились. С 15 октября рейсы становятся нерегулярными. Последний стартовал из Вены 5 ноября, но, не долетев до Киева, был остановлен поляками во Львове.

100-летие первой в мире международной почтовой авиалинии — событие знаменательное. Конечно, и раньше в мире самолеты выполняли почтовые рейсы (первый в 1911 году), но то были единичные случаи, в основном демонстрационного характера. А вот удачный австрийско-украинский проект стал первым регулярным и был достаточно надежным — 90% рейсов произошли по расписанию без сбоев.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории