Ашшур был первым городом, построенным ассирийцами. Его назвали в честь племенного бога Ашшура, который был их покровителем. Город имел выгодное торговое расположение и вскоре расцвел. Со временем он стал столицей сформировавшегося вокруг него могущественного древнего государства.
Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3 тысячелетия до н. э. привело к тому, что многие семитские племена стали переселяться к среднему течению Евфрата. Ассирийцы были северной группой семитских племен. Первый город они построили на правом берегу Тигра у Нижнего Заба. Это было очень выгодным положением для города, поскольку он представлял собой естественную крепость на скалистом берегу, защищенную с одной стороны рекой. Город был назван в честь племенного бога Ашшура, который поначалу был богом-покровителем охоты и изображался вместе с быками. Но постепенно город стал расти и все чаще подвергался военным угрозам, поэтому образ бога тоже трансформировался в покровителя воинов, был наделен регалиями творца вселенной и отца богов.
До XV века до н. э. ставшие впоследствии крупными ассирийские города не представляли собой единого политического целого. Ашшур был поначалу центром небольшого торгового государства и ведущую роль в нем играли купцы. Город быстро стал развиваться, через него ввозили лес и металл в Месопотамию. Постепенно ассирийские торговцы и ростовщики проникли в Малую Азию и основали там свои торговые колонии. Конечно, богатый город стал постоянно подвергаться набегам, купцам приходилось браться за оружие и защищать свои товары, жители города тоже вынуждены были обороняться.
Ассирийский барельеф с изображением бога Ашшура
В VIII-VII веках до н. э. город уже представлял собой настоящую крепость. Мастера Ашшура отличались высокой техникой строительства. Город был обнесен 15−18-метровыми стенами из сырцового кирпича. Их толщина достигала 6 метров, а снаружи они были покрыты глиной. На вершине стены украшали зубцы из цветных поливных кирпичей. По внешней линии стены через каждые 20 метров стояли башни-контрфорсы. Наружные ворота охранялись фланкирующими башнями. Кроме того, попасть в Ашшур было не так уж просто. Пройдя через первые ворота человек попадал в длинное помещение, которое заканчивалось внутренними воротами с несколькими отсеками.
Реконструкция Ашшура
Раскопки свидетельствуют о том, что город был развитой столицей для своего времени. Во многих жилых домах были ванны, в Ашшуре была канализация и водопровод. Поскольку город был привязан к верховному ассирийскому богу, то очень скоро он стал не только торговым, но и религиозным центром государства. Существовал клинописный «путеводитель» по Ашшуру, который содержал перечень городских храмов. Наиболее значимыми были двойной храм богов Адада и Ану и храм главного божества — Ашшура. Также в списке содержалось описание городских стен, ворот и главных улиц. Верховным жрецом Ашшура был правитель Ассирии.
Руины Ашшура
Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум, его власть была наследственной, но не полной. Он отвечал за религиозный культ и строительство храмов в городе, был верховным жрецом и военным вождем. Кроме того, глава Ашшура занимал пост укуллу и был верховным землеустроителем и главой совета старейшин. Совет назывался «домом города» и ведал основными государственными делами. Члены совета поочередно в течение года управляли делами, под контролем всего совета, и ведали казной. Каждый год носил имя избранного управляющим члена «дома города». Постепенно совет стали формировать люди, приближенные к правителю. С усилением власти царя значение совета падало, постепенно ишшиаккум превратился в монарха.
Почти все значимые торговые пути Передней Азии так или иначе проходили вблизи ассирийских городов или через них. Правители Ашшура постоянно пытались взять их под контроль, постепенно обороняющееся государство превратилось в агрессивное и выросло в могущественное и великое Ассирийское царство.