![](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_0.jpg)
Прозванный современниками принцем грёз, Одилон Редон был хорошо известен при жизни, несмотря на то, что начал свою артистическую карьеру довольно поздно. Его работы связаны с идеями снов, кошмаров, глубоких страхов и скрытых желаний. Во многих отношениях он был предшественником сюрреализма, который начал исследовать тёмные уголки подсознания задолго до того, как сформировалось сюрреалистическое движение.
Восхождение к славе
![Слева направо: Одилон Редон, фотографический портрет. Одилон Редон, Автопортрет, 1867 год. Слева направо: Одилон Редон, фотографический портрет. Одилон Редон, Автопортрет, 1867 год.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_.jpg)
Творчество Одилона обычно делят на два визуально различимых периода: чёрный период, когда он работал в основном с чёрно-белыми литографиями под названием noirs, и цветной период, когда он использовал пастель и краски. Редон изучал искусство и скульптуру в 1860-х годах, его карьера была прервана началом франко-прусской войны в 1870 году. Он был призван в армию и вернулся год спустя, продолжая работать над литографиями и рисунками углём.
![Герцог Жан дез Эссент, Одилон Редон. Герцог Жан дез Эссент, Одилон Редон.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_2.jpg)
Несмотря на свою обширную работу, он оставался в основном незамеченным до публикации в 1884 году декадентского романа Йориса-Карла Гюисманса «Наоборот». Герой Гюисманса, молодой избалованный аристократ Де Эссен, разочаровавшийся в жизни, проводит свои дни в особняке полным отшельником. Одним из его немногих занятий является созерцание своей коллекции произведений искусства, которая включает в себя картину Гюстава Моро и серию литографий Одилона. Успех романа привлёк к Редону большое общественное внимание. Возможно, из благодарности, в 1888 году он разработал дизайн обложки для нового издания романа.
Дань уважения Гойе и По
![Слева направо: Дань уважения Гойе, Одилон Редон. Дань уважения Эдгару Аллону По, Одилон Редон. Слева направо: Дань уважения Гойе, Одилон Редон. Дань уважения Эдгару Аллону По, Одилон Редон.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_3.jpg)
Мрачные и чудовищные творения Одилона часто сравнивали с работами Франсиско де Гойи. Действительно, он черпал у него вдохновение, опубликовав серию литографий под названием «Дань уважения Гойе». Помимо Гойи художник вдохновлялся и другими талантливыми личностями, среди которых был знаменитый американский писатель Эдгар Аллан По, наиболее известный своими жуткими стихами и короткими рассказами. Плавающие головы и глаза были популярными мотивами творчества Одилона, появляясь в его работах в различных формах на протяжении многих лет. Серия литографий, посвящённых Эдгару По, не была прямой иллюстрацией к его текстам, но художник сумел перевести своё впечатление с литературного на визуальный язык. По словам искусствоведа, у По и Редона была одна общая черта: стремление к правилам композиции при изображении мрачных и разлагающихся существ.
Переосмысление мифологии
![Сирена, Одилон Редон. Сирена, Одилон Редон.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_4.jpg)
Сирены, существа, известные из греческой мифологии, традиционно были изображены как полуженщины-полуптицы, которые заманивали моряков в ловушки своей неземной красотой и волшебными голосами. Однако сирена Одилона и близко не подходит к этому образу. Существо, выныривающее из глубоких вод, имеет человеческое лицо, установленное на непропорциональном туловище, покрытом острыми шипами, со змееподобным хвостом вместо ног.
![Мистическая лодка, пастель, Одилон Редон, 1900 год. Мистическая лодка, пастель, Одилон Редон, 1900 год.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_1.jpg)
Это изображение далеко от традиционного способа изображения сирен, но оно имеет сильное сходство с гибридами, встречающимися в средневековых рукописях. Средневековые художники часто изображали странных существ, не имеющих никакого биологического смысла. Эти монстры были либо результатом неправильных описаний, поскольку художники, иллюстрировавшие бестиарии, в большинстве случаев никогда не видели животных, которых они изображали, либо сложными символическими сообщениями, закодированными в частях тела различных животных и существ, объединённых вместе.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Проклятые картины: леденящее душу творчество польского художника Здислава Бексински >>
От отвращения к сочувствию
![Плачущий паук, Одилон Редон. Плачущий паук, Одилон Редон.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_5.jpg)
Несмотря на то, что пауки редко вызывают положительные ассоциации, версия Редона о неприятном существе не так отвратительна, как может показаться на первый взгляд.«Плачущий паук» глубоко печален, он плачет с такой горечью, что его трудно оттолкнуть. Вместо этого это существо вызывает сострадание, как будто оно показывает лицо печали и боли, скрытых глубоко в каждой человеческой душе. Монстры Одилона, по сути, не должны быть ужасающими. Их стоит толковать как проекции человеческого подсознания, подавленные чувства или скрытые эмоциональные побуждения.
Обуздание природы
![Калибан, Одилон Редон. Калибан, Одилон Редон.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_6.jpg)
В «Буре» Шекспира Калибан — получеловек, наполовину монстр. Порабощённый волшебником Просперо, Калибан олицетворял силы природы. Во времена Одилона этот образ был связан с теорией эволюции Чарльза Дарвина и постепенными изменениями, и эволюцией живых существ. Точно так же, как эти пауки и плавающие глаза, Калибан не раз появлялся в творчестве Редона. Другие художники обычно изображали Калибана как деформированное антропоморфное существо, похожее на оленёнка. Одилон увидел и представил его в другом свете. Его Калибан больше похож на растение, чем на животное. Как и сама природа, «Калибан» Шекспира и Редона по своей сути ни хорош, ни плох.
Семейный портрет
![Женщина с ребенком (Камилла и Ари Редон), Одилон Редон, 1898 год. Женщина с ребенком (Камилла и Ари Редон), Одилон Редон, 1898 год.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_7.jpg)
В 1890-х годах художник отказался от использования только чёрно-белой палитры и начал использовать цвета. Многие искусствоведы связывают широкое использование Одилоном ярких красок в поздний период его творчества с креольским наследием художника. И его мать, и жена были французскими креолками, первая родилась в Луизиане, а вторая — на острове Бурбон, ныне известном как Реюньон. Жена Редона Камилла и сын Ари часто появлялись в качестве персонажей на его картинах. Помимо обычных портретов, он часто изображал свою жену в образе христианской святой или светящегося потустороннего существа. Сын пары, Ари, тоже вырос художником, но не таким успешным, как его отец.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как повлияли отклонения психики на творчество великих художников: Гойя, Ван Гог, Кало и др >>
Духовный мир
![Будда, Одилон Редон, 1904 год. Будда, Одилон Редон, 1904 год.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_8.jpg)
Как и многие художники того времени, Одилон глубоко интересовался духовными и оккультными практиками. Он был очарован теософией и сущностным единством основных принципов всех религий. В то же время теософы в значительной степени опирались на концепции восточных религий, в частности буддизма. Фигуры Будды, окружённого цветами, часто появлялись в работах Редона в начале двадцатого века. Иногда эти фигуры также воплощали христианскую иконографию.
Скорбящий художник
![Офелия, Одилон Редон. Фото: images.saymedia-content.com. Офелия, Одилон Редон. Фото: images.saymedia-content.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_9.jpg)
Шекспировская героиня Офелия была очень личной темой. В 1888 году близкий друг Редона Эмиль Хеннекен утонул во время отпуска вместе с художником. Одилон лично был свидетелем этой трагедии и был настолько поражён ею, что в последующие годы создал десятки изображений Офелии, неземной женщины, парящей среди цветов, либо мёртвой, либо спящей. В оригинальной пьесе, написанной Шекспиром, причина смерти Офелии оставалась неясной. Она либо покончила с собой, либо случайно упала в реку, и тяжёлое платье затянуло её ещё глубже. Смерть Эмиля явно была несчастным случаем, поэтому обращение Одилона к подобным образам было механизмом преодоления и способом пережить потерю своего друга. Образ Офелии был довольно популярен среди художников времени Редона, однако его подход к сюжету был дополнен личной трагедией.
О любви и нежных монстрах
![Циклоп, Одилон Редон, 1914 год. Фото: i.pinimg.com. Циклоп, Одилон Редон, 1914 год. Фото: i.pinimg.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_10.jpg)
В одной из своих широко известных картин художник переосмыслил греческий миф об одноглазом великане Полифеме, который влюбляется в наяду по имени Галатея. Согласно древнегреческим источникам, Полифем был представлен как кровожадное чудовище-людоед. Например, в тексте Гомера он был ослеплён Одиссеем за то, что тот пытался съесть его команду. Однако, как и в случае с сиреной, рассмотренной выше, Полифем Одилона кардинально отличается от оригинального мифа.
Его циклоп — не жестокий, наводящий ужас зверь, а нежный великан, жаждущий любви и привязанности, наблюдающий за своим любимым человеком издалека. Он может напугать впечатлительного зрителя, но не потому, что так задумал художник. Монстры Редона — это творения человеческого разума и подсознания, существа часто тёмные и ненормальные, но редко угрожающие или агрессивные.
Декоративное искусство
![Декоративное панно работы Одилона Редона, 1902 год. Фото: i.pinimg.com. Декоративное панно работы Одилона Редона, 1902 год. Фото: i.pinimg.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/odilonredon_11.jpg)
В 1853 году Япония открыла свои границы для торговли и дипломатических связей, положив конец изоляции, длившейся более двухсот лет. Вскоре артефакты, произведения искусства и легенды, привезённые людьми из бесчисленных экспедиций, наводнили Европу. Эти события породили тенденцию под названием японизм, которая делала европейцев одержимыми японской культурой. Особой популярностью пользовались гравюры на дереве в технике укиё-э. В целом, линии, цвет и композиция, присущие японскому искусству, послужили большим источником вдохновения для французских художников, таких как Одилон. В 1900-х годах он обратился к декоративному искусству, создавая панно, а также складные ширмы, непосредственно вдохновлённые японской культурой. Идея состояла в том, чтобы сделать высокие виды искусства, такие как живопись и скульптура, такими же важными, как декоративно-прикладное искусство.
Порой жизнь художников напоминает сценарий к какому-нибудь очередному блокбастеру, в котором главный герой, преодолевая трудности, добивается поставленных целей. Впрочем, история Ван Гога – отличный тому пример и отрезанное ухо покажется сущим пустяком по сравнению с остальными жизненными перипетиями художника.