Почему называют «самой уродливой постройкой Англии» лондонский район Барбикан: Шедевр «архитектуры будущего»

Район Барбикан, расположенный в центре Лондона – пожалуй, одно из самых спорных архитектурных сооружений послевоенных лет. Сразу после возведения он подвергался критике как устаревший, слишком мрачный, неудобный для жизни, однако на этапе проектирования ему пророчили роль «архитектуры будущего». Так и сегодня одни считают его пережитком прошлого, а другие воспевают как несбывшуюся, но такую прекрасную социалистическую мечту.

Брутальный футуризм

Барбикан - шедевр брутализма.

Барбикан – шедевр брутализма.

Архитектура модернизма формировалась в Европе, СССР, США и Бразилии в тот период, когда потребовалось обеспечить жильем больше количество рабочих, перебравшихся в крупные города из сельской местности. Этим, в частности, продиктована ее «безликость» (а на самом деле – рациональность и лаконизм) – постройкам надлежало быть дешевыми, легко возводимыми, но в то же время хоть немного комфортными для живущих там людей. Конечно, знавал ранний модернизм и виллы, и особняки, и театры, и библиотеки, но все они выглядели сходным образом – стекло, сталь, бетон, отсутствие украшений и принципиальная прямоугольность форм. После Второй мировой войны во всех странах, где жилые районы пострадали от бомбардировок, модернизм снова оказался актуален – правда, в более суровом варианте, получившем название брутализма.
В результате бомбежек 1940 года центр Лондона был практически разрушен. Всего около пятидесяти человек пытались восстановить свою жизнь на его руинах. Однако удивительным образом здесь сохранились фрагменты древнеримских фортификационных сооружений, которые и дали название амбициозному проекту, появившемуся в пятидесятые годы – «Барбикан» означает «сторожевая башня». Когда-то здесь были жилые дома, ремесленные мастерские, магазинчики…

Архитекторы Барбикана.

Архитекторы Барбикана.

Теперь же архитекторы-утописты, не самые опытные в своем деле, но вдохновленные идеями Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье, решили (и убедили городские власти в правильности своего решения!) возвести здесь фантастический комплекс, нечто между бункером и средневековым замком, где было бы все, что нужно человеку – и жилье, и развлечения, и образовательные центры. Звали их Питер Чемберлин, Джеффри Пауэлл и Кристоф Бон.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Свидетели ненаступившего будущего: Как французский фотограф спровоцировал всеобщий интерес к советской архитектуре.

Из чего сделан Барбикан?

Вид с одного из балконов.

Вид с одного из балконов.

Барбикан строился довольно долго. Жилые здания завершили в 1965–1976, школа музыки и драмы была открыта в 1977, культурный центр – в начале восьмидесятых. Именно длительность работ стала проблемой для этого района – брутализм, что называется, вышел из моды. И недовольные лондонцы получили в самом сердце города странную огромную конструкцию, монолитную, со ставнями на окнах, бетонными трубами, лабиринтами, подземельями и искусственным водоемом. Вообще идея «дома-района» активно развивалась в двадцатые годы, в том числе и в СССР – в этом же духе выстроены дома-коммуны Моисея Гинзбурга. Любому городскому жителю, конечно, привычнее отдельно стоящие постройки, но Барбикан – целостный живой организм, а не набор соседних зданий.

Переходы Барбикана.

Переходы Барбикана.

Сочетание ландшафтного дизайна и суровой архитектуры.

Сочетание ландшафтного дизайна и суровой архитектуры.

Его семиэтажные дома, небоскребы (три башни, когда-то – самые высокие в Великобритании), платформы соединены коридорами, лестницами и переходами. Основные здания Барбикана – всего их, согласно проекту, было тринадцать, некоторые построены позже – кажутся единым целым, однако на самом деле между ними сохраняются пространства и проулки. Жилые дома подняты на сваях – по заветам Ле Корбюзье и в духе поздних его работ. Это позволяет сделать их более легкими и расширить эксплуатируемое пространство. Плоские крыши тоже можно использовать.

Искусственный водоем.

Искусственный водоем.

Брутальный водопад.

Брутальный водопад.

Парк, пруды, террасы, оранжереи и лужайки разбавляют суровость зданий. Вообще ландшафтный дизайн Барбикана – это своеобразный рукотворный рай, обнесенный модернистскими крепостными стенами.

Современная жизнь Барбикана

Арт-центр в Барбикане.

Арт-центр в Барбикане.

В 2003 году Барбикан был признан «самой уродливой постройкой» в глазах жителей Лондона. Однако профессиональное архитектурное сообщество признает его однозначным шедевром позднего модернизма, а некоторые считают, что именно Барбиканом можно «вылечить» нелюбовь к модернизму, вызванную однообразием бетонных многоэтажек, расползшихся по всему миру.
В наши дни новый виток любви к брутализму – теперь уже скорее ностальгической – сделал Барбикан привлекательным и для горожан, и для туристов. Сегодня здесь располагается множество исторических и современных культурных центров, достопримечательностей, лавочек…
Гастротуристов привлекает, например, рынок Smithfield – он появился здесь еще в раннем средневековье и так или иначе продолжал функционировать до настоящего времени. История у него мрачная – когда-то именно тут проводили публичные казни. А теперь люди встречаются для приятных разговоров за кружечкой пива и хорошим стейком. Великий лондонский пожар 1666 пощадил рынок так же, как и не тронул церковь XIV века, где похоронен Джон Мильтон и провел свои последние минуты Даниэль Дефо.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Книжный лифт и общежитие-волна: Как одна любовная история изменила мир дизайна.

С 1985 года на территории района функционирует Barbican Center – крупнейший центр искусства в Европе. Он включает в себя несколько арт-площадок, галерей и концертных залов, библиотеку, обсерваторию и рестораны. В нем проходят не только выставки и театрализованные представления, но и смелые концептуальные перформансы. Также жемчужиной Барбикана стал кинотеатр с экраном на потолке, оснащенный лежачими местами – он задуман таким с самого начала. «Отцы» Барбикана уже тогда понимали, как приятно смотреть кино лежа – настоящие пророки! А еще там есть Музей Лондона, вернее, музей лондонской истории.

Оранжерея в Барбикане.

Оранжерея в Барбикане.

В Барбикане, конечно, живут (а не только развлекаются!) люди, около четырех тысяч человек, в том числе эмигранты из СНГ. Несмотря на изначальную направленность проекта, он давно перестал быть «социальным районом». Наоборот, жилье здесь достаточно дорогое – шутка ли, жить в объекте архитектурного наследия, а очереди арендаторов – огромны. Все жильцы получают особые карточки, гарантирующие бесплатное посещение мероприятий в арт-центрах и музеях Барбикана.
И еще один интересный факт: королева Великобритании Елизавета II называла Барбикан «современным чудом света» – и своеобразные висячие сады (привет Семирамиде!) там действительно есть.

В ювелирном дизайне тоже есть модернистские течения, от пуризма архитектуры сильно отличающиеся. Гением ювелирного модернизма был Жан Вандом.


Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090123/55192/

Оцените статью
Тайны и Загадки истории