![](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/01/filon11.jpg)
140 лет назад, в январе 1883 года, родился великий художник и одна из самых загадочных фигур русского авангарда, маргинал и человек не от мира сего Павел Филонов. Его ставили в один ряд с его другом Велимиром Хлебниковым. Они стояли оба особняком: для поэтов – Хлебников, для художников – Филонов.
Как сын извозчика стал художником
Павел Филонов родился в крестьянской семье. Его мать была прачкой, а отец подрабатывал в городе извозчиком. Но в семье царила творческая атмосфера – все дети танцевали и пели, а маленький Павлуша обожал рисовать.
Когда Павлу было 4 года, отец умер. Детям пришлось рано повзрослеть. Бабушка научила мальчика вышивать скатерти на продажу. А ещё чтобы заработать, он с сестрами танцевал в массовках спектаклей за небольшие деньги. Уроки мальчик учил по ночам, но это не помешало ему с отличием окончить приходскую школу.
![Февральская революция. Художник Павел Филонов. Февральская революция. Художник Павел Филонов.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/01/1448985229-1924-1926-fevralskaya-revolyu.jpg)
Когда мальчику было 13, умерла мать. Старшая сестра полностью взяла на себя заботу о семье. Она вышла замуж за богатого инженера и перевезла семью в петербургский роскошный дом. Муж сестры обратил внимание на художественный талант Павла и отправил обучаться живописи в малярные мастерские. В это же время начинающий художник начал посещать уроки в Обществе поощрения художеств.
Одним из учителей Филонова был академик Лев Дмитриев-Кавказский. Его рассказы о путешествиях так вдохновили юношу, что он отправился на Кавказ, на Волгу, а позже и в Иерусалим. Денег у Павла Филонова не было, и он подрабатывал в пути.
![П.Филонов. Нарвские ворота (фрагмент) П.Филонов. Нарвские ворота (фрагмент)](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/01/narvskie-vorota.jpg)
В Академию художеств он поступить не смог, но в 1908 году его приняли как вольного слушателя. Преподаватели хвалили его за хорошее знание анатомии и особое усердие. Но со временем он стал отходить он классических правил живописи, начал экспериментировать с формой и цветом. Творчеством его заинтересовались известные авангардисты.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Выдумщик, авантюрист, пророк и «талантище» Кузьма Петров-Водкин : 10 интереснейших фактов из жизни художника
Из Академии он ушёл через 2 года и с головой погрузился в работу. Критики высоко оценивали его работы и называли его создателем аналитического искусства. Его картины – это не просто отображение предмета, это размышления о предмете, а процесс создания полотна сродни Сотворению мира, где холст только инструмент, который помогает осмыслить Мир и общаться с Вселенной… В его фантастической палитре смешались краски Гойи, Босха и Дюрера.
Как нашёл свою любовь гениальный художник и неприспособленный к жизни человек
Филонов в отличие от своих коллег никогда не стремился продать свои картины: он только мечтал сохранить их для Будущего и мечтал о создании музея аналитического искусства. Огромной удачей для него стала случайная встреча с Екатериной Серебряковой. Она была народоволкой и проживала с ним в одном доме.
![Павел Филонов с супругой Екатериной Серебряковой. Павел Филонов с супругой Екатериной Серебряковой.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/01/filonov-4.jpg)
В 1921 году Екатерина похоронила мужа, и когда узнала, что в их доме живёт известный художник, отправила к нему сына с просьбой написать портрет супруга. Портрет Филонов написал, а деньги у сына заказчицы брать отказался. Когда Екатерина пришла к художнику сама, он отказался от разговоров и от денег. Женщина была расстроена. Но случайно увидела на столе художника учебник английского и спросила для кого. Филонов ответил, что занимается он сам. Серебрякова предложила ему свою помощь, сказав, что 20 лет прожила в Англии и хорошо знает язык. Улыбаясь, Филонов сказал: «Вот от этого я не откажусь».
Занятия английским стали началом большой любви – взаимной и восторженной. Художник был моложе своей возлюбленной на 20 лет, но это не мешало ему ласково называть его «доченькой», а в дневнике он писал: «Солнце ты моё тёплое, весенний день Панькиной жизни…» Они прожили вместе трудные 20 лет и все эти годы поддерживали друг друга.
Гений, который не вписывался в режим
![Богородица с младенцем (Мать). Художник Павел Филонов. Богородица с младенцем (Мать). Художник Павел Филонов.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/01/1111907440.jpg)
Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима. Когда в начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо. Русский музей и раньше отменил его персональную выставку, а в 1929 году речи о ней быть уже не могло. Прекратились даже редкие госзаказы, за которые ему и так платили гроши. А продавать Филонов был готов только своему родному, как он считал, коммунистическому государству. Западные коллекционеры не раз предлагали ему баснословные суммы за его картины, но он отказывался, хотя бедствовал жуть как.
![Святое семейство. Художник Павел Филонов. Святое семейство. Художник Павел Филонов.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/01/filonov-2.jpg)
Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов и не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование – малярно-художественное, и брался за любую работу кистью. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Или брал оформленные на пасынка госзаказы типа портрета Сталина.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Народный художник Вася Ложкин: шуточно-правдивые картины о беспощадном социуме и проблемах современности
Художник месяцами ел луковый суп и подпольно учил совершенно бесплатно фанатов своего метода, которые съезжались к нему со всей страны. Власти же видели в его картинах лишь плод больной фантазии, а в самом художнике – помешанного врага рабочего класса…
Трагический уход
В 1938 году сыновей Екатерины Серебряковой от первого брака арестовали, а потом и расстреляли. Женщина слегла с тяжелейшим инсультом. Филонов взял на себя все заботы о жене: научил ходить и говорить заново и подарил её 3 года жизни.
Когда начала блокада Ленинграда, Филонов выходил дежурить на чердак, сбрасывал с крыши зажигательные снаряды и очень боялся, что его полотна погибнут в огне. Свой скудный продуктовый паёк от отдавал жене и сестре и умер от голода и истощения 3 декабря 1941 года. В то страшное время в блокадном городе доски для гроба достать было просто невозможно, и ещё долгое время тело художника долгое время лежало в комнате на рабочем столе, накрытое картиной «Пир королей». Создавалось впечатление будто его страшные персонажи оплакивают своего создателя и пьют за упокой его души…
![Пир королей. Художник Павел Филонов. Пир королей. Художник Павел Филонов.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/01/filonov-1.jpg)
Через некоторое время Союз художников сумел найти 9 досок для Филонова, из которых сколотили гроб. От этой помощи ненавистного ему Союза художник уже отказаться не мог. В 1977 году сестра художника передала собрание его картин в коллекцию Государственного Русского музея. Екатерина Серебрякова пережила мужа всего на 6 месяцев. Место её захоронения осталось неизвестным.
![Могила с покосившейся плитой, где покоится величайший гений, чьи картины стоят миллионы. Могила с покосившейся плитой, где покоится величайший гений, чьи картины стоят миллионы.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/01/322401097_536599018529013_15732066550760.jpg)
В 1973-м году Борис Чичибабин посвятил Павлу Филонову замечательное стихотворение:
ВЕНОК НА МОГИЛУ ХУДОЖНИКА
Хоть жизнь человечья и вправду пустяк,
но, даже и чудом не тронув,
Чюрленис и Врубель у всех на устах,
а где же художник Филонов?
Над черным провалом летел, как Дедал,
питался как птица Господня,
а как он работал и что он видал,
никто не узнает сегодня.
В бездомную дудку дудил, как Дедал,
аж зубы стучали с мороза,
и полдень померкнул, и свет одичал,
и стала шиповником роза.
О, сможет сказать ли, кому и про что
тех снов размалеванный парус?
Наполнилось время тоской и враждой,
и Вечность на клочья распалась.
На сердце мучительно, тупо, нищо,
на свете пустынно и плохо.
Кустодиев, Нестеров, кто там еще —
какая былая эпоха!
Ничей не наставник, ничей не вассал,
насытившись корочкой хлеба,
он русскую смуту по-русски писал
и веровал в русское небо.
Он с голоду тонок, а судьи толсты,
и так тяжела его зрячесть,
что насмерть сыреют хмельные холсты,
от глаз сопричастников прячась.
А слава не сахар, а воля не мед,
и, солью до глаз ополоскан,
кто мог бы попасть под один переплет
с Платоновым и Заболоцким.
Он умер в блокаду — и нету его:
он был и при жизни бесплотен.
Никто не расскажет о нем ничего,
и друг не увидит полотен…
Я вою в потемках, как пес на луну,
зову над зарытой могилой…
…Помилуй, о Боже, родную страну,
Россию спаси и помилуй.
Достоин памяти и ещё один русский художник, которого вся богемная Москва знала как «Вася – Русский сувенир». Картины этого официально душевнобольного человека без паспорта, который не оставил после себя ни одной монографии и не дождался ни одной персональной выставки, сегодня хранятся в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке и в частных коллекциях.