Почему эти люди святые

Далеко не все святые были безгрешны и уж тем более на заре христианства. Тем не менее, их канонизировали. И дело не только и не столько в том, чтобы «погибнуть за веру», «просвещать» и так далее. Для человека XXI века подобные слова либо мало что значат, либо звучат слишком напыщенно — ну как можно всерьёз, без иронии и задних мыслей страдать за идеи? Тем не менее, нужно чётко понимать, что святость — это прежде всего система ценностей, которую цивилизация накладывает на себя. Проще говоря, какая эпоха, такие и святые. Итак, как же менялось представление о святости за, примерно, полторы тысячи лет? Как вообще стать святым?

Почему эти люди святые

Святость — это явно неисключительная черта принадлежности к христианству. Ни в начале пути религии, ни в наши дни. Святость — это воплощение высших ценностей цивилизации. Но прежде всего это касается отношения цивилизации с надмирными силами, с божеством или же с божествами.

Святые — конкретные фигуры с конкретной судьбой

Без «святости» сложно представить себе христианскую культуру. Но с одной стороны, только Бог свят. Все остальные же в той или иной степени грешники. Так, многие из тех, кого мы числим в раю, даже самые мудрые государи и цари-пророки, как Давид, грешили, причём довольно тяжело. Соломон даже умер во грехе и совершенно непонятно, как он мог не попасть в ад. Меж тем он автор богодухновенных книг. Да и само Священное писание оставило людям в вопросе святости определённых лиц сложное наследие. Сами апостолы грешили. Пётр отрекается от собственного учителя, затем раскаивается, и тот, естественное, его прощает. Павел, изначально преследовавший христиан, затем обратился. Он заменяет собой фигуру предателя Иуды.

Почему эти люди святые
«Каменование Св. Стефана». Рембрандт, 1625 г. (Музей изящных искусств, Лион). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян. 7:58) изображён Савл.

История всех последующих христианских святых — это точно такая же история конкретных живых людей, очень разных, с очень разными чертами характера. Но эти персональные черты трансформируются в них для того, чтобы выразить какие-то коллективные чаяния, надежды, страхи, мир эмоций и реальную политическую, даже экономическую и культурную жизнь.

Святые — создания общества и эпохи, и все они разные

Уже в первые века христианской религии святые были очень и очень разные. Одни были великими аскетами, другие — великими организаторами христианской общины, третьи — правителями. Но в самом начале, когда христианство только появилось, все святые были мучениками. Пока христианство было гонимым, именно мученическая кончина давала шанс получить венец на небесах. Когда же христианство стало официальной религией и в церквях стали изображать святых, то они часто изображались с пальмовой ветвью или с венками. Венки либо были у них на головах, либо ангелы приносили их. И венок, и пальмовая ветвь — это знаки победы. Христианство переосмысливает античный символ, которым обладал олимпийский чемпион.

Как становились святыми

Святой, живущий на земле, становится святым, потому что активно участвует в этой жизни: он помогает слабым, сирым и вдовам, выкупает пленников, кормит хлебом тысячу людей, исцеляет. Но в то же время он уходит из этого мира, для того, чтобы молиться за него. Когда мы разглядываем мозаики в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, то видим по правой стене идущую череду мучеников, а по левой — мучениц. У них и пальмовые ветви, и венки. Сами они в белых одеждах. И тогда, и на протяжении всего Средневековья белый цвет воспринимался не только как ангельский, самый чистый свет, но и как отсутствие света.

Почему эти люди святые
Сант-Аполлинаре-Нуово. Процессия Святых мучеников, примерно 526 год

Почему эти люди святые
Сант-Аполлинаре-Нуово. Процессия Святых дев и мучениц (расположена по другую сторону от соответствующей мужской процессии), примерно 526 год

Действительно, были святые, которые вообще очень редко общались с людьми. Могли по двадцать лет сидеть в каких-нибудь пещерах Сирии или Египта. Молитвы и мысли, которым придавались эти люди, воспринимались всеми очень серьёзно. И, как бы это не странно прозвучало в XXI веке, это даже не совсем глубокое прошлое. Достаточно поехать на Валаам или на остров Талабск близ Пскова. Там жил старец Николай.

Старчество в русской культуре до сих пор является значимым явлением. Меж тем, оно прямой наследник первых веков христианства. Человек вроде бы ничем не занимается, лишь думая и молясь, но почему-то к нему стекаются люди. Причём люди самые разные: от пожилых людей до чиновников и профессуры. Точно так же было и в века поздней античности и раннего христианства: святые — это создания человеческого общества и все они очень разные. Многие были аристократами, ушедшими от ценностей аристократического мира ради духовного. Например, святые Мартин Турский или Бенедикт Нурсийский. Последний и вовсе создатель западноевропейской модели монашества.

Другие святые занимались просвещением народов. Для нашей культуры главными, пожалуй, являются Кирилл и Мефодий — общеславянские просветители, создавшие церковнославянский язык и старославянскую азбуку. В жизни ирландцев, например, огромную роль сыграл святой Патрик.

Одни эпохи ставят памятники маршалам, другие — святым

Третьи стали свидетелями падения Римской империи и старались хоть как-то облегчить жизнь людей в тяжёлый период. Таким был святой Северин, живший во второй половине V века в провинции Норик (примерно нынешняя Австрия) и бывший в Северной Италии. Это как раз те земли, через которые прошли толпы варваров. Северин занимался тем, что старался сохранить хоть какую-то видимость порядка. И на самом деле святым он стал лишь потому, что был одним из немногих приличных людей в то время. Северин проповедовал христианство, основывал монастыри и в то же время раздавал еду голодным, основывал в разорённом крае приюты для нуждающихся. Его деятельность снискала ему в крае глубочайшее уважение, в том числе и у вождей германских племён Одоакра и Гибульда. «Житие святого Северина» было одной из самых популярных книг в Средневековье.

Почему эти люди святые
Святой Северин

Но его житие было не единственным популярным. На века рассказы о жизни святых стали единственной формой биографии. Грубо говоря до 800 года, до Карла Великого никому в голову не приходило рассказывать отдельно о жизни какого-нибудь короля. Святые — это великие люди своего времени. Каждая эпоха ставит памятники тем, кого она уважает. Какие-то эпохи ставят памятники маршалам, посылающим сотни тысяч людей на смерть ради спасения кого-то, другие же ставят монументы тем, кто людей пытается спасти, врачует и жертвует или же погибает мученически.

Святые для своей эпохи — это те, на кого стоит равняться

Другие пусть и умерли своей смертью, но не прогнулись под ударами судьбы, исповедуя Христа. Остались самими собой. Византийский святой Максим Исповедник, чувствуя, что надо бороться с ересью и понимая свою правоту, не предал идеалов: «Пусть весь мир причастится с патриархом, а я не причащусь». С точки зрения истории святости, он победил врагов. С точки зрения своего времени и будущих эпох святые — это именно те люди, на которых стоит равняться. Именно поэтому они и стали святыми.

Почему эти люди святые
Фра Анджелико, Св. Бенедикт Нурсийский, фрагмент фрески монастыря Св. Марка, Флоренция

В общем-то вся история средневекового Запада, как и средневекового Востока — это постоянно повторяющаяся попытка повторить подвиги тех, кто был перед тобой. Святые постоянно ссылаются на своих святых предшественников. Один святой часто писал житие другого. Григорий Великий — папа римский, в православной традиции Григорий Двоеслов, отец церкви — написал житие другого великого святого — Бенедикта Нурсийского. Папа Григорий беседовал со своими друзьями и паствой о жизни италийских отцов, канонизированных святых и просто подвижников, не стяжавших святости в глазах потомков. Как казалось Григорию, они воплотили в своих жизнях какие-то вечные ценности.

Духовная культура 1,5-тысячелетней давности не так уж и далека от нас

Авторы житий — это, конечно, историки, часто политики. До некоторой степени они были и интриганами. Не все авторы житий такие же хорошие, как и их персонажи. Да и среди святых бывали люди, которые грешили. Из более-менее современных примеров на ум приходит то, как были канонизированы Николай II и его семья. Их отнесли в особый тип святых — страстотерпцы, то есть те, кто смиренно принял несчастье, посланное свыше. Последний император уж точно не был безгрешен: Ходынка, война, революция. Да и отречение от трона очень по-разному можно истолковать. Но в любом случае виден мотив грехопадения и искупления грехов. Тот же механизм грехопадения и искупления в жизни реального человека работал и в I тысячелетии. И, в общем-то, несмотря на весь научно-технический прогресс культура полуторатысячилетней давности оказалась не так уж и далека от нас.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории