Любой человек, когда слышит термин «варвар», сразу представляет себе неких грязных, примитивных дикарей. Только многие историки опровергают подобные представления. Были ли эти так называемые варвары действительно теми нецивилизованными дикими людьми, какими их многие считают? Откуда вообще взялся этот стереотип? И главное: кто придумал этот термин и были ли его авторы столь высокоразвитыми и цивилизованными?
«Если битва за цивилизацию сведётся к противостоянию слабаков с варварами, варвары победят».
(Томас Соуэлл)
Были ли варвары на самом деле такими уж варварами?
Начать, безусловно, нужно с расшифровки термина «варвар». Это древнегреческое слово βάρβαρος (барбарос), использовали его для описания негрекоязычных народов. Греки считали свой язык очень сложным и те, кто его не знал, автоматически считались людьми более низкого происхождения. Эта лингвистическая предвзятость и стала в будущем основой для более широкой характеристики «варваров» как культурно примитивных народов, лишённых утончённости устоявшихся цивилизаций, хотя реальной основы для примитивности не было.
Варварские племена не были такими уж примитивными. / Фото: Adobe Stock
Более того, всегда нужно помнить о том, что в древние времена были свои рамки приемлемого, а потому судить об этом с современной «колокольни» не стоит. Применение современных этических стандартов к древним историческим цивилизациям рискует чрезмерно упростить сложную социальную динамику. К тому же, большинство этих древних «стереотипов» возникало лишь на основе соперничества между цивилизациями. Очень многое из того, что считали нормальным древние греки, сегодня большинству людей показалось бы довольно диким. В этом свете высказывание о том, что историю пишут победители, подходит как нельзя лучше. Влиятельные политические игроки с лёгкостью позволяли себе очернять любые соседние народы, если они были более слабыми.
В древние времена термин «варвар» стал результатом столкновения культур. Для римлян, обитавших в мраморных домах, имевших свод законов, тюрьмы и слуг, было очень странно наблюдать быт германских племён. Те жили в отдалённых горных районах, в лесах и небольших деревнях. Были пастухами и скотоводами, простыми и созвучными окружающей их природе. Разница в образе жизни и традициях была просто огромной. Отсюда и стереотипы, недопонимание и клевета. Римляне считали себя эталоном цивилизованных людей, противопоставляя своё упорядоченное общество кажущемуся хаосу варварских племен на окраинах империи.
Голые борцы панкратиона в Древней Греции. 480 г. до н.э. Разве это не варварство с современной точки зрения? / Фото: ancient-origins.net
Однако эта упрощённая точка зрения игнорирует сложные культурные достижения, социальные структуры и системы управления многих так называемых варварских обществ. Ведь у самих римлян было полно привычек и обычаев, которые сегодня иначе как варварскими не назовёшь. У так называемых варваров было гораздо больше благородных культурных аспектов. Во-первых, у них не царил такой повальный разврат, было сильно развито понятие чести. Во-вторых, они несомненно обладали чувством прекрасного, любили искусство и поэзию, а в-третьих, много внимания уделяли личной гигиене, жили в гармонии с природой.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Самые нелепые древнеримские законы и обычаи, которые выглядят весьма странно для великой империи
Конечно, при этом у северных племён практиковались человеческие жертвоприношения, цивилизация их была очень воинственной. Свои дома они делили со скотом. При этом они вполне могли считать варварами римлян за их густонаселённые города, странные законы, захватническую политику и жестокость к пленным. Называть же варварами иноземные племена будет в корне правильно. Практически все северные народы имели сложную социальную структуру, правовую систему и формы управления. Их законы были устными, но соблюдались свято. Иерархия имела весьма чёткие рамки. Общество делилось на правителей, воинов и простолюдинов.
Изучение взаимодействия между варварским и цивилизованным обществами ещё больше усложняет вопрос о том, а были ли варвары такими уж варварами? Далеко не все варварские племена были воинственными, многие желали проводить мирную жизнь и спокойно сосуществовали с соседними народами. Варвары часто были наёмниками у римлян, а со временем получали статус граждан Римской империи и становились частью римского общества и культуры.
Гладиаторы сражаются в Риме. / Фото: Adobe Stock
В восприятии варваров дикарями значительную роль сыграло то, что роль этих племён в истории очень хотели обесценить. Северные народы внесли огромный вклад в искусство, развитие технологий и политической мысли. Кельты, например, славились своими достижениями в области искусства. Очень многое у них позаимствовали те же римляне. В частности, штаны и своеобразные защитные боевые шлемы. Миграция обеспечивала постоянный культурный обмен между народами, а это весьма способствовало развитию архитектуры, искусства и военного дела.
Каменная скульптура кельтского героя из святилища в Мшекских Жехровицах недалеко от Слан, Чехия. / Фото: ancient-origins.net
На самом деле при глубоком изучении «варварской» истории становится очевидным, что эти племена бросали вызов устоявшимся цивилизациям. При этом далеко не все эти вызовы заканчивались так уж плохо. Например, миграция вестготов и вандалов способствовала упадку Западной Римской империи. На первый взгляд это не очень хорошо, но если копнуть глубже, то окажется, что это способствовало адаптации римлян к новым условиям, поискам новых решений и в целом толкало Европу вперёд по пути цивилизационного развития. По большей же части происходил обычный культурный обмен. Таким образом, варвары не были теми воинственными дикарями, которыми их многие представляют. Просто их образ жизни немного отличался от устоявшихся норм тех «цивилизаций», которые считали себя высокоразвитыми.
«Пир Аттилы». Венгерская романтическая картина Мор Тана (1870). / Фото: wikipedia.org
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему римских центурионов называют величайшими полководцами всех времён: Элита великой империи
Переоценка варваров
В наше время варвары классической истории продолжают переоцениваться. Постепенно происходит их полная реабилитация. Например, ещё в начале 1980-х годов был снят фильм «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером. Главный герой изображался жестоким и могущественным воином, при этом очень умным, хитрым и справедливым. Он совсем не был похож на какого-то безумного дикаря, Конан – очень сложный и глубокий персонаж. Также он вступает в борьбу с «цивилизованным» миром и навязанной им жестокой религией. Этот образ можно назвать первой попыткой подорвать стереотипное изображение варваров как примитивных и нецивилизованных. Только отказавшись от подобных ошибочных, но очень прочно устоявшихся представлений, можно переосмыслить историю.
Фэнтезийный фильм 1982 года «Конан-варвар». / Фото: flickr
Тогда будет проще понять, что на самом деле варварские племена были народами со сложным устройством общества и совсем не странными для своего времени. В большинстве своём это были обычные мирные люди, которые стали мишенью для расширяющих свои границы империй. Ярким примером чего является Рим. Эти государства после завоевания получали возможность подчинять варварские племена и классифицировать их с их собственной, личной точки зрения. В конце концов, историю пишут победители, а то, что римляне считали цивилизованным, должно было разделяться всеми остальными. Так получилось, что многие народы Европы изображались бесхитростными и примитивными, хотя таковыми совсем не были.
Воин-гот с обнажённой спиной на саркофаге битвы при Людовизи, одетый в бракки, мешковатые штаны, сначала использовавшиеся кельтами, а затем распространившиеся на другие варварские племена. / Фото: ancient-origins.net
Новая жизнь старого термина
Вопрос о варварах весьма сложен и многогранен. Сам этот термин наполнен культурными предубеждениями, зародившимися ещё в Древней Греции и увековеченными через призму более поздних цивилизаций. Называть всех варваров дикарями по своей сути — значит слишком упрощать богатое разнообразие этих обществ. Изучая их культуры, социальные структуры и взаимодействие с устоявшимися цивилизациями, становится очевидно, что варвары не были монолитными в своём поведении и влиянии. Такое упрощение и умаление достижений других культур сохраняется и в наши дни. С этим, безусловно, нужно бороться, но, к сожалению, далеко не всегда это достойно получается.
История лучше всего запоминает не мирных людей, а могущественных воинов. Прочтите в другой нашей статье о легендарном предводителе варваров, который сумел поставить великий Рим на колени: глупый конец легендарного завоевателя или роковая ошибка Аттилы.