Буквально на следующий день после боя, нисколько не смущаясь присутствия на рейде кораблей международной эскадры, японцы начали обследование «Варяга», а 8 февраля 1904 года приступили к его подъему. Крейсер лежал на грунте, на левом борту, почти по диаметральную плоскость погрузившись в ил. При отливе над водой была видна большая часть его корпуса.
Работами по подъему «Варяга» руководил генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Арай. Под его началом постоянно находилось 150 квалифицированных рабочих и водолазов, а в августе 1905 года их число превышало 300 человек. На вспомогательных участках были задействованы корейские кули: первоначально 400 человек, а затем—до 800. В общей сложности до 7 октября 1905 года на подъемные работы было израсходовано свыше 1 млн иен.