Подводная лодка АГ-21 («Металлист», бортовой №-16, А-5). Из рукописи книги «Подплав Черноморского флота»

Подводная лодка тип «АГ» (Holland-602GF) построена в 1916 году для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 года приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, где 28 марта 1917 года была перезаложена под обозначением АГ-21. Работами по сборке подводной лодки руководили представители американской фирмы. Незадолго до начала октябрьского переворота в 1917 году подводная лодка была спущена на воду.

В апреле 1918 года подводная лодка не смогла уйти из Севастополя, была захвачена германскими войсками. После их ухода из Крыма подводная лодка вошла в состав Морских Сил Юга России русской Добровольческой армии. 24 ноября 1918 года захвачена в Севастополе англо-французскими войсками.

26 апреля 1919 года во время эвакуации из Крыма вооруженного контингента стран Антанты по приказу английского командования АГ-21 в числе других 12 русских подводных лодок была затоплена в районе Севастополя. Подводную лодку вывели на рейд с помощью буксира «Елизавета», и, открыв люки и пробив борт, затопили. В 1926 году подводная лодка была найдена на дне судоподъемной партией ЭПРОН. АГ-21 лежала на дне близ Севастополя, сильно углубленная в ил, с креном 40° на глубине 50 метров. Судоподъемные работы продолжались с конца 1926 по первую половину 1928 года. Не смотря на то, что у подводной лодки в борту зияла пробоина в 0,5 метра, АГ-21 стала единственной из потопленных англичанами русских подводных лодок, которая после подъема подлежала восстановлению.

21 мая 1928 года подводная лодка поднята ЭПРОН. 30 декабря 1930 года подводная лодка вошла в состав Морских Сил Черного моря. 3 февраля 1931 года получила наименование «Металлист» (бортовой №-16). 8 июня 1931 года подводная лодка, выполняя учебную торпедную атаку, была таранена кораблем – целью эсминцем «Фрунзе» и затонула на глубине 28 метров у устья реки Бельбек. При аварии погибло 24 человека из экипажа подводной лодки.
Девятерым удалось спастись; шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели подводной лодки, троих извлекли спустя 42 часа из кормового отсека уже после подъема подводной лодки. Командир подводной лодки и еще два члена экипажа, пытаясь выйти на поверхность, пропали без вести. Скорее всего, они погибли при всплытии. Следствием было установлено, что причиной катастрофы стали допущенные командиром подводной лодки грубые ошибки в управлении подводной лодкой и экипажем в создавшейся критической ситуации. Через два дня подводная лодка была поднята и после ремонта 1 января 1932 года под командованием вновь введена в строй.

В сентябре 1932 года на «Металлисте» проводились испытания 76-мм динамореактивной пушки системы Курчевского. 15 сентября 1934 года подводная лодка получила обозначение А-5, а в 1936 – 1938 годах прошла капитальный ремонт и модернизацию.

22 июня 1941 года подводная лодка встретила в составе 6-го Дивизиона 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота, находясь в ремонте в Севастополе. 2 августа 1941 года, закончив ремонт, А-5 перешла к месту постоянного базирования в Поти, откуда приступила к обслуживанию дозорных позиций на подходах к Поти и Батуми. 27 февраля 1942 года подводная лодка прибыла в Севастополь, откуда 5 марта направилась в район Одессы. 12 марта ударами штормовых волн на подводной лодке сломано перо кормовых горизонтальных рулей и погнут баллер, что заставило ее прервать патрулирование и досрочно вернуться в базу, а затем идти в Поти для проведения аварийного ремонта. С вечера 10 июня А-5 патрулировала район у Одессы. В светлое время суток подводная лодка маневрировала на подходах к порту, а с наступлением темноты выходила в восточную часть позиции для зарядки аккумуляторной батареи. Днем 11 июня 1942 года А-5 атаковала транспорт из состава конвоя и добилась попадания в него торпеды. Румынское судно «Ardeal» с грузом имущества Люфтваффе сумело выброситься на отмель, и вскоре было поднято, а после восстановления введено в строй. Сопровождающие «Ardeal». немецкие катера-тральщики подвергли атаковавшую подводную лодку 20-минутному преследованию, сбросив 18 глубинных бомб. Спустя час после атаки подводники, наблюдая ее результат, снова были обнаружены, катер сбросил 3 глубинные бомбы. В результате бомбежек на А-5 вышел из стоя гирокомпас, деформирован запор крышки рубочного люка, повреждены ряд измерительных приборов. Подводная лодка оставалась на позиции еще неделю, после чего благополучно прибыла в Туапсе.

В следующий, девятый, Боевой поход А-5 вышла 18 июля 1942 года для смены на позиции подводной лодки А-3. Утром 25 июля, когда подводной лодке оставалось находиться на позиции лишь двое суток, она подорвалась на противотральной трубке одной из мин заграждения S33. В момент взрыва А-5 шла в подводном положении. На подводной лодке почти везде погас свет, заклинило вертикальный и кормовые горизонтальные рули, правую линию вала. К вечеру практически все повреждения внутри прочного корпуса были устранены. С наступлением темноты были осушены все трюмы; днем этого не сделали, опасаясь появления на поверхности масляного пятна. Ночью А-5 перешла в позиционное положение. Сразу на подводной лодке смогли дать ход под левым мотором, но тут выяснилось, что подводная лодка не слушается руля и катится вправо, а при остановке двигателя – влево. Так толчками А-5 смогла уйти еще на две мили мористее. За это время экипаж сумел провентилировать внутренние помещения. А-5 погрузилась на глубину 25 метров.

На следующую ночь подводная лодка всплыла. В приборах ИСА-М командир БЧ-5 и боцман спустились под воду и выяснили характер повреждений. Правое перо кормовых горизонтальных рулей вместе с баллером и ограждением были загнуты вниз под углом около 60 градусов; нижняя половина пера вертикального руля вместе с ограждением свернуты влево; одна из лопастей правого гребного винта оказалась загнутой в корму и задевала за правое перо кормовых горизонтальных рулей. Чтобы А-5 смогла дойти до базы, требовалось обрубить загнутую часть лопасти винта и отвести горизонтальные рули на всплытие. Создав максимально возможный дифферент на нос, экипаж приступил к исправлению повреждений. Время от времени водное пространство освещалось прожекторами с берега, несколько раз в небе был слышен звук мотора пролетающего самолета. Вскоре удалось провернуть левую линию вала. Подводная лодка дала ход и отошла от берега еще на 4,5 мили, где легла на грунт до следующего наступления темноты. Связь с базой, где А-5 уже считали погибшей, удалось восстановить только 1 августа. Оценив ситуацию, командование отправило на помощь подводной лодке тральщик Т-204 («Щит»); под его эскортом на рассвете 4 августа А-5 вернулась в Очемчири.

Аварийный ремонт лодки занял 22 месяца. Первый боевой поход после ремонта А-5 совершила в феврале 1944 года. Подводная лодка действовала у южного побережья Крыма. Встретив в ночь на 21 февраля конвой из пяти судов, подводная лодка так и не смогла провести атаку. Приняв активное участие в операции по освобождению Крыма, А-5 совершила три Боевых похода, в которых провела шесть торпедных атак с выпуском десяти торпед. Утром 14 апреля А-5, действовавшая западнее мыса Херсонес, атаковала десантную баржу F342, шедшую в Севастополь. На подводной лодке вскоре зафиксировали взрывы, но две торпеды, выпущенные подводной лодкой с дистанции всего 3,5 кабельтовых, прошли под корпусом мелкосидящего корабля. В ответ подводная лодка была контратакована, 30 глубинных бомб разорвались в безопасном удалении от корабля. Длительное преследование катеров и авиации противника А-5 испытала и утром следующего дня, когда за пять часов на нее сбросили 72 глубинных бомбы. Утром 23 апреля А-5 атаковала большой охотник Uj103 в тот момент, когда его бомбила советская авиация. 2 мая А-5 вновь выходит в море для действий западнее мыса Херсонес, но на следующий день подводная лодка повредила винт о неизвестный плавающий предмет и была вынуждена вернуться в базу. 8 мая после проведения короткого ремонта подводная лодка направилась в район к юго-западу от мыса Сарыч. Через 9 часов после того, как 11 мая подводная лодка приступила к патрулированию позиции, А-5 произвела торпедную атаку по одиночной десантной барже. На подводной лодке зафиксировали взрыв, но противник не комментирует результат атаки, возможным итогом которой могло стать повреждение десантной баржи F568 (потоплена при налете советской авиации на Констанцу 20 августа 1944), либо уничтожение баржи F581 (обстоятельства гибели в мае 1944 не установлены). При попытке всплыть, подводная лодка была атакована самолетом. Сброшенные им бомбы слегка повредили кормовые горизонтальные рули подводной лодки. Через два с половиной часа, поднявшись на поверхность, подводная лодка обнаружила в месте атаки плавающие обломки и брошенную шлюпку. На следующий день утром А-5 безуспешно атаковала венгерский транспорт «Kassa», а днем торпеды были выпущены по большому охотнику Uj318. В обоих случаях торпеды не попали в цель, так же как и сброшенные в ответ глубинные бомбы. В ряде источников объектами атак А-5 12 мая называют румынский транспорт «Durostor» и немецкую шхуну «Seepferd»; оба судна погибли у берегов Крыма под ударами советской авиации 12 мая и 13 апреля 1944 года.

Ночью 13 мая 1944 года А-5 безрезультатно с дистанции 15 кабельтовых выпустила последнюю оставшуюся торпеду. Прибыв в базу, А-5 встала на ремонт. 6 марта 1945 года подводная лодка А-5 награждена орденом Красного Знамени. 27 августа 1945 года подводная лодка А-5 выведена из боевого состава, разоружена и переформирован в плавучую зарядовую станцию ПЗС-8. 6 марта 1947 года (по другим данным – в середине 1950-х) подводная лодка А-5 исключена из списков ВМФ СССР и сдана на слом.


ТТД подводной лодки АГ-21:

Водоизмещение: надводное/подводное – 361/440,5 тонн. Размеры: длина – 45,7 метра, ширина – 4,8 метра, осадка – 2,7 метра. Скорость хода: надводная/подводная – 12,8/7,5 узлов. Глубина погружения: до 50 метров. Дальность плавания: над водой 2700 миль, под водой 100 миль. Силовая установка: 2 дизеля по 480 л.с., 2 электромотора по 240 л.с. Вооружение: 1 47-мм и 1 37-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет (с 1916 года: 4 носовых 457-мм торпедных аппарата, 1 47-мм орудие; с 1938 г. – 1 45-мм орудие). Экипаж: 32 человека.

Историческая справка

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», бортовой №-16, А-5, ПЗС-8) тип «АГ» (Holland-602GF) построена для ВМС Великобритании на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада) в 1916 году. 19 сентября 1916 года приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России. В 1917 году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод «Наваль») для достройки. 28 февраля 1917 года перезаложена. 21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота. Осенью 1917 года подводная лодка спущена на воду.

В 1918 году вступила в строй. Вошла в состав Морских Сил Юга России русской Добровольческой армии. 24 ноября 1918 года подводная лодка захвачена в Севастополе англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя.

В 1926 году во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили подводную лодку. Она лежала на грунте на глубине 50 метров с креном около 40 градусов на правый борт и дифферентом 8 градусов на корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем подводной лодки было решено производить ступенчатым способом с использованием 400 – и 100-тонных понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель.

В 1927 году подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 года. Первая попытка, предпринятая 5 августа, оказалась неудачной – 400-тонный понтон выскользнул из стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на поверхность с дифферентом 35 градусов. Нос подводной лодки подвсплыл на 15 метров, а корма едва касалась грунта. В таком положении подводную лодку вместе с понтоном отбуксировали до глубины 35 метров. Попытка произвести дальнейший подъем подводной лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год.

Весной 1928 года 1928 года работы были продолжены, и 19 мая 1928 года подводная лодка была поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус подводной лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными подводными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении подводной лодки.

30 декабря 1930 года после восстановительного ремонта в Севастополе вновь введена в строй и включена в состав Морских Сил Черного Моря. Вошла в состав отдельного дивизиона подводных лодок.

3 февраля 1931 года подводная лодка переименована в «Металлист». Присвоен бортовой номер 16. В марте 1931 года перечислена в состав 1-го Дивизиона ПЛ БПЛ МСЧМ. 8 июня 1931 года во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира подводной лодки, «Металлист» был протаранен эсминцем «Фрунзе». Подводная лодка затонула в районе Севастополя. При аварии погибло 24 человека. Девятерым подводникам удалось спастись (шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели подводной лодки, троих извлекли из кормового отсека уже после подъема подводной лодки). 10 июня 1931 года подводная лодка поднята на поверхность и отбуксирована в Севастополь.

1 января 1932 года после аварийного ремонта подводная лодка вновь введена в строй. 15 сентября 1934 года переименована в А-5. 11 января 1935 года вошла в состав ЧФ. В 1936 – 1938 годах находилась в капитальном ремонте.

22 июня 1941 года находилась в текущем ремонте в Севастополе, входила в состав 6-го Дивизиона ПЛ 2-й БПЛ ЧФ. 27 июля 1941 года ступила в строй. 31 июля – 2 августа 1941 года перешла в Поти. 25 августа – 1 сентября 1941 года в 20.30 вышла в дозор в район юго-западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. В 06.55 1 сентября 1941 года вернулась в Поти. 10 августа 1941 года перечислена в состав 3-го Дивизиона ПЛ БПЛ ЧФ. 14 – 16 сентября 1941 года в 20.18 вышла в дозор юго-западнее Поти. 15 сентября во время зарядки аккумуляторной батареи выгорела изоляция секции якоря правого электромотора. По приказу командования начала возвращение в базу и в 13.17 16 сентября прибыла в Поти. 2 – 8 октября 1941 года в 00.00 вышла в дозор юго-западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. 8 октября вернулась в Поти. 16 – 23 октября 1941 года в 16.10 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. 23 октября вернулась в Поти. 5 – 12 ноября 1941 года в 22.20 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. В 10.00 12 ноября вернулась в Поти. 20 – 28 ноября 1941 года в 20.00 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. В 09.48 28 ноября вернулась в Поти. 19 – 23 декабря 1941 года в 19.12 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. 23 декабря вернулась в Поти.

16 – 17 февраля 1942 года перешла в Очемчири. 18 февраля 1942 года перешла в Поти. 25 февраля 1942 года перешла в Очемчири. 25 – 27 февраля 1942 года перешла в Севастополь. 5 – 16 марта 1942 года в 19.50 вышла в район о. Фидониси. 7 марта прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 12 марта ударами волн в штормовую погоду сломано перо кормовых горизонтальных рулей. В 20.45 16 марта прибыла в Севастополь. 25 – 27 марта 1942 года перешла в Очемчири. 30 марта 1942 года перешла в Поти, где прошла аварийный ремонт. 1 июня 1942 года перешла в Очемчири. 2 – 4 июня 1942 года перешла в Севастополь. 7 – 21 июня 1942 года в 16.10 вышла в район Одессы. Вечером 10 июня прибыла на позицию. В 15.12 11 июня произвела торпедную атаку конвоя (2 ТР, 5 СКА) в районе Одесской банки, через несколько секунд был услышан сильный взрыв: получил тяжелые повреждения и выбросился на отмель румынский транспорт «Ardeal», который перевозил авиационные моторы и другое имущество Люфтваффе. В 15.15-15.37 германские корабли FR2, FR4, FR7, FR8, FR10 сбросили на подводную лодку 18 глубинных бомб. На подводной лодке вышел из строя гирокомпас. В 10.17-10.20 13 июня обнаружена и атакована СКА, сбросившим 3 глубинных бомбы – деформирован запор крышки рубочного люка, получили повреждения некоторые электроизмерительные приборы. 18 июня начала возвращение в базу и в 07.20 21 июня прибыла в Туапсе. 21 – 22 июня 1942 года перешла в Очемчири, где прошла аварийный и навигационный ремонт. 18 июля – 4 августа 1942 года в 07.15 вышла в район Одессы. В 11.02 25 июля подорвалась на трубке КА мины UМВ румынского заграждения S33, выставленного румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску». В результате взрыва вышли из строя гирокомпас, управление кормовыми горизонтальными рулями и вертикальным рулем, была деформирована и заклинена правая линия вала, в прочном корпусе V отсека образовались трещины и деформации. 25-29 июля устраняла повреждения находясь на позиции. Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга В.А.Глушич и главный старшина И.В.Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П.Поляков и старшина 1-й статьи И.И.Дегтяренко освободили правый вал.

Подводная лодка в это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно рисковали жизнью ради спасения подводной лодкой. Четверо суток экипаж во главе со своим командиром вел мужественную борьбу за живучесть подводной лодки и победил. 29 июля подводная лодка вышла из Одесского залива, 3 августа встречена БТЩ-404. В 06.40 4 августа прибыла в Очемчири, где её уже считали погибшей. 18 августа 1942 года перешла в Поти. В 1942 – 1943 годах проводила аварийный ремонт. 22 ноября 1942 года перечислена в состав 4-го Дивизиона ПЛ БПЛ ЧФ.

26 января 1944 года перешла в Очемчири. 5 – 25 февраля 1944 года. В 18.32 5 января вышла к южному побережью Крыма. В 04.05 7 февраля подводная лодка прибыла на позицию. В ночь на 21 февраля не смогла атаковать конвой из 5 НСУ из-за шторма и угрозы столкновения. В 19.02 23 февраля начала возвращение в базу и в 16.20 25 февраля прибыла в Очемчири. 23 марта 1944 года перешла в Поти. 24 марта 1944 года перешла в Очемчири. 11 – 27 апреля 1944 года в 23.50 11 апреля вышла в район западнее м. Херсонес. В 05.10 14 апреля прибыла на позицию. В 09.34 14 апреля произвела торпедную атаку конвоя (3 БДБ), через 33 и 39 секунд услышаны взрывы: безуспешно атакована германская БДБ F342. А-5 была контратакована германским БО, сбросившими на безопасном удалении 30 глубинных бомб. С утра 15 апреля в течение 5 часов подвергалась преследованию СКА и самолетов противника, сбросивших 72 глубинных бомбы. Утром 22 апреля перехватила конвой по данным, полученным с М-111, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла. Утром 23 апреля не смогла атаковать НСУ из-за большого курсового угла. В 10.58 произвела торпедную атаку КЛ, через 106 и 114 секунд были услышаны 2 взрыва – безуспешно атакован германский БО Uj103. Преследования не было – вблизи подводной лодки взорвалось 33 авиабомбы, сброшенных советскими самолетами на БО.

Утром 24 апреля не смогла атаковать 2 ТР из-за большого курсового угла. В 22.30 начала возвращение в базу и в 03.10 27 апреля прибыла в Очемчири. 2 – 5 мая 1944 года в 22.27 вышла в район западнее м. Херсонес. В 13.05 3 мая следуя на позицию повредила винт о неизвестный плавающий предмет. Одна лопасть винта была сорвана, остальные – погнуты. Начала возвращение в базу и в 06.30 5 мая прибыла в Очемчири. 8 – 16 мая 1944 года в 21.05 8 мая вышла в район юго-западнее м. Сарыч. В 23.00 10 мая прибыла на позицию. В 08.29 11 мая произвела торпедную атаку одиночной БДБ, через 40-45 секунд услышан взрыв – зарубежных данных нет, возможно, повреждена германская БДБ F568. При попытке всплыть, подводная лодка атакована самолетами (возможно ВВС ЧФ), сбросившими 27 бомб – легко повреждены кормовые горизонтальные рули. В 10.59 наблюдала на месте атаки многочисленные плавающие обломки и брошенную шлюпку. Утром 12 мая не смогла атаковать конвой из-за ошибки рулевого – горизонтальщика. В 10.47 произвела торпедную атаку конвоя (3 ТР, 2 СКА), услышано 2 взрыва – безуспешно атакован венгерский транспорт «Касса». Контратакована германскими БО, сбросившими на безопасном удалении 24 глубинных бомбы. В 13.44 произвела торпедную атаку 2 мотоботов, услышан 1 взрыв – безуспешно атакован германский БО Uj318. Контратакована германскими БО, сбросившими 9 глубинных бомб. В некоторых источниках указывается о потоплении 12 мая поврежденного авиацией германского транспорта «Durostor» и шхуны «Seepferd». В ночь на 13 мая не смогла атаковать 2 конвоя противника из-за невыгодных курсовых углов. В 02.16 произвела торпедную атаку конвоя (1 ТР, 1 СКА), промах – зарубежных данных нет). В 02.22 начала возвращение в базу. В 16.35 15 мая при возвращении по ошибке атакована самолетом Пе-2, сбросившим 2 бомбы. В 06.00 16 мая прибыла в Очемчири. 20 мая 1944 года перешла в Поти. 25 мая – 10 июня 1944 года прошла ДОКование. 9 июня 1944 года перечислена в состав 2-го Дивизиона ПЛ 1-й БПЛ ЧФ. 1 – 26 июля 1944 года прошла ДОКование. В 1944 году до окончания боевых действий находилась в текущем ремонте.

В марте 1945 года подводная лодка начала капитальный ремонт. 6 марта 1945 года подводная лодка АГ-21 награждена орденом Красного 3намени. 27 августа 1945 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.

16 мая 1949 года подводная лодка переименована в ПЗС-8. В середине 50-х годов подводная лодка АГ-21 исключена из списков плавсредств ВМФ СССР и передана в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

Владимир Бойко
ветеран-подводник ВМФ РФ
редактор ВИО НВО
«Фарватер-submariners»

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», А-5) в бухте Севастополя. Начало 1931 года.

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», А-5) на выходе в море

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», А-5). 1934 год.

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», А-5) в море

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», А-5) в море

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», А-5). 1942 год.

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», А-5) 1 января 1932 года.

Водолазная подготовка экипажа подводной лодки АГ-21
(«Металлист», А-5)

Подъем флага на подводной лодке АГ-21 («Металлист», А-5) 3 февраля 1931 года.

Подводная лодка АГ-21 («Металлист», А-5). Картина конца 1930-х годов.


Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий