Помпеи накануне гибели

Когда-то древнеримский город Помпеи процветал, и жители его прославляли богов за щедрые дары. Сегодня от знаменитого мегаполиса остались лишь руины, погребенные под толщей вулканического пепла. 3 один из жарких августовских дней 79 года стихия превратила густонаселенные берега Неаполитанского залива в безжизненную пустыню…

images
Каким предстал перед лицом нежданной гибели, этот великолепный город ? Помпеи называли городом солнца и вина, актеров и гладиаторов, городом таверн, лавок, бань и… публичных домов.
Сладкие утехи
В первом веке нашей эры население Помпеи насчитывало около 20 тысяч жителей, и при этом в городе действовало целых 23 публичных дома! Такие заведения в Древнем Риме называли лупанарии, от слова “lupa” – блудница. Горожане с удовольствием проводили время в домах любви.
Самый большой публичный дом располагался в центре города. Его комнаты были темными, освещались чадящими фонарями, и поэтому в них всегда царили жара и духота. В некоторых помещениях не было даже кровати -* “ложем любви” служило постеленное на полу покрывало. На двери каждой комнаты значилось имя ее владелицы – чаще всего не настоящее имя, а прозвище. Например, Виктрикс – победительница в любовном поединке, или Панта – знающая о любви все.
Местные граффити Стены таких заведений, кроме призванных возбуждать желание художественных фресок, изобиловали непристойными надписями и картинками. Чаще всего такие граффити недвусмысленно повествовали о завсегдатаях заведения и расписывали, сколь опытны и изобретательны местные искусницы. В одном из домов, освобожденном в наши дни из-под лавы, сохранилось около полутора сотен таких надписей. Неудивительно, что некий остроумец нацарапал там свое резюме: “Я удивляюсь тебе, стена, как ты не рухнула и продолжаешь нести на себе столько дрянных надписей”.
Благодаря сохранившимся надписям нам известны и расценки в лупанариях – от 2 до 10 монет. При входе посетитель получал бордельную марку, напоминавшую монету, но только вместо портрета государственного деятеля на ней была изображена какая-либо любовная поза.
В объятиях гладиатора
Однако страстью к плотским утехам горели не только мужчины – в казарме гладиаторов археологи обнаружили останки богато одетой молодой матроны, выбравшей для свидания то самое летнее утро и волей судьбы оставшейся там навек. По-видимому, казармы гладиаторов были чем-то вроде публичных домов для женщин.
И все же свадьба…
Однако любители легкомысленных удовольствий не увиливали от священных уз брака! Свадьба в Помпеях была большим событием. Сохранился портрет жениха и невесты, на который сегодня можно взглянуть в музее Неаполя. Кое-что известно и о молодоженах, которых запечатлел художник, и о свадебных традициях Помпеи.
На портрете изображен Терентиус Нео. Имя его избранницы неизвестно – наречем ее Корнелией. Вечером накануне торжественного дня невеста отложила свои детские игрушки и в одиночестве провела последнюю девичью ночь. Поутру служанки уложили ее волосы в прическу, нарядили в торжественную тунику и опоясали шерстяной лентой, которую завязали особым узлом.
Оранжевая фата закрыла лицо невесты, на ее ножки надели желтые туфельки. Родственники и гости собирались в доме Корнелии, готовясь к свадебному пиру.
Клятва и пир
Подготовили свадебные договоры. Терентиус, облаченный в дорогую тогу, подписал свой и обменялся им с Корнелией. Невеста произнесла традиционную свадебную клятву: “Где будешь ты, Гай, там буду и я, Гая”. Так следовало говорить независимо от имен – своего и будущего мужа. Присутствующие рукоплескали и кричали молодым: “Счастья!”.
Начался торжественный пир. Когда гости насытились, мать невесты произнесла: “На небе уже появилась вечерняя звезда”. После этого пирующие вышли из дома, и процессия направилась к дому жениха. Горящие факелы в руках освещали путь новобрачным, а прохожие бросали им под ноги орехи и сладости – символы богатства и плодовитости.
Путь к совместной жизни
Подойдя к своему дому, украшенному белой материей и зелеными ветвями, Терентиус взял Корнелию на руки. Она не должна переступать порог сама. Ведь если девушка запнется, это будет очень плохим знамением! В доме муж подал жене чашу с водой и горящий факел – символы жизни. После этого все уходят, и Терентиус ведет свою избранницу к свадебному ложу…
По закону, девушки могли выходить замуж уже с 12 лет, юноши женятся с 15. До этого возраста половые отношения были запрещены. Наши герои, похоже, очень любили друг друга – на портрете так заметна гордость в ясном взгляде Терентиуса и нежная преданность в глазах его невесты!
Разгулу все покорны
Женам небогатых мужчин в Помпеях была уготована судьба домохозяек. В состоятельных же семьях домашнюю работу выполняли рабыни и служанки, поэтому у женщин всегда оставалось время побродить по улицам, поболтать и даже выпить. Но и те и другие относились к вопросам морали достаточно легко. Рогоносцы или неудачливые ловеласы часто становились мишенью для насмешек. Римский политик Марк Туллий Цицерон, однажды заставший в своем доме любовника жены, лишь расхохотался и презрительно сказал: “Что за жалкий копуша!”. А вот о том, что супружеской изменой можно было похвастаться, говорит надпись на одном богатом доме: “Провел здесь ночь с хозяйкой”.
Развестись в Помпеях было несложно.
Существовали два варианта разводов: когда один из партнеров отвергал другого или по обоюдному согласию. Мужчина мог спокойно снова жениться сразу после развода, а вот женщина по закону обязана была подождать какое-то время, чтобы не возникло споров о возможном отцовстве ребенка.
Это чистой воды грабеж!
Тем, кто прибывал в Помпеи по каким-либо делам, было нелегко -гостиничный бизнес здесь не процветал. Например, Люций Куриус, который приехал туда в 75 году, предпочел провести ночь в своей повозке. О местных гостиницах он был нелестного мнения: ‘Тому, кто потеряет здесь только свой кошелек, еще повезло – похоже, обычное дело расстаться и с жизнью!”. О недовольстве обслуживанием многие посетители говорили хозяину открыто: “Настоящая обдираловка! Грабеж! Мне ты наливаешь помои, а вино пьешь сам!”. А хозяева и правда не гнушались разбавлять вино водой, порой не зная меры.
Страсти в пивной
В Помпеях имелись пивные, куда ходили небогатые горожане. В них люди засиживались за разговорами, потягивая пиво или дешевое вино, играли в кости, флиртовали с подносящими напитки девушками. Остались и свидетельства как-то разгоревшихся на этой почве страстей! Ткач Сукцессии и гончар Северус затеяли нешуточное соперничество за сердце некоей Ириды. Соперники обменивались любезностями не только устно, но и писали на стенах: “Ткач Сукцессии любит подавальщицу напитков Ириду, которой до него и дела нет. Он ее донимает мольбами, и уже порядком надоел. Это написал его соперник. Будь здоров!”.
Однако Сукцессии не остался в долгу: “Завистник, я тебя убью! Не провоцируй благородного, ты – никчемный и грубый!”.
Но Северус настаивал на своем: “Я говорю и пишу, что ты любишь Ириду, которой ти неинтересен”. Чем все закончилось, мы уже никогда не узнаем…
Дайте людям зрелищ
Общий уровень жизни в Помпеях был довольно высок, и значит, люди хотели уже не только хлеба, но и зрелищ! Они были доступны не только богачам, но всем свободным гражданам и даже отпущенным рабам. Зрители могли насладиться цирковыми аттракционами и соревнованиями, театральными представлениями, гладиаторскими боями, травлей зверей в амфитеатре. Театральные представления устраивались четыре раза в году, но длились с утра до вечера.
В Помпеях было два театра – Одеон и грандиозный амфитеатр, построенный раньше Колизея и вмещающий 20 тысяч зрителей – то есть весь город сразу!
Чудо древней техники
Уже в 600 году до н.э. в Помпеях начали строить резервуары для сбора дождевой воды и колодцы. Один из них, глубиной 38 метров, был найден на окраине города. Пробить слои горной породы на такую глубину было непростой задачей, но и ее успех не решал проблему недостатка питьевой воды в городе. Во время правления императора Августа удалось построить виадук длиной 96,5 километра, по которому вода проходила из города Абеллиум (современный Авеллино) до Неаполя и Мессены. Помпеи получали от него воду в населенном пункте Тегланум (сейчас Пальма Кампаниа). На водопроводной станции вода фильтровалась и разделялась на три трубопровода: для общественных источников (фонтаны), бань, домов и мастерских. На свинцовых трубах использовали бронзовые краны. Удивительно то, что эти трубы находятся в рабочем состоянии и доныне, спустя почти две тысячи лет!

Автор: Л.Лемешева

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий