Выдвинутая в 1976 году гипотеза австрийско-венгерского писателя еврейского происхождения Артура Кестлера о том, что европейские евреи происходят не из Израиля, а из Хазарии, нашла подтверждение в ходе новейших генетических исследований. Большинство евреев всего мира имеют восточноевропейские корни, их предки пришли с берегов не Иордана, а Волги.
Вот так, благодаря деятельности генетиков, а также лингвистов и этнографов на наших глазах разваливается теория об «избранном народе». Хорошо это или плохо? Вопрос весьма бессмысленный, поскольку с точки зрения самих евреев избранность определяется не этнической, а религиозной принадлежностью. Проще говоря, любой, кто исповедует иудаизм, является частью «избранного народа» вне зависимости от того, где жили и кем были его предки.
Книга Артура Кестлера (Arthur Koestler) «Тринадцатое колено. Хазарская империя и ее наследие» (The Thirteenth Tribe. The Khazar Empire and its Heritage) вызвало тогда неоднозначную реакцию в обществе. Сын известного британского историка Арнольда Тойнби, публицист Филип Тойнби (Philip Toynbee), сказал тогда, что автор поместил проворную кошку на раскаленную крышу. «Я собрал исторические свидетельства, указывающие на то, что большая часть восточного — а, следовательно, и мирового — еврейства имеет хазарско-тюркское, а не семитское происхождение.
В заключительной главе я попытался показать, как антропологические данные дополняют исторические и опровергают вместе с тем распространенное представление, что еврейский народ ведет происхождение от библейского племени», — написал в резюме книги Кестлер. Автор доказывал, что предки евреев генетически более близки гуннам, уйгурским и венгерским племенам, нежели имеют общего с потомками Авраама, Исаака и Иакова.
Кестлер задумал лишить антисемитизм его почвы, уничтожив семитские корни евреев. По крайней мере, он признался в этом одному французскому биологу, который в свою очередь рассказал об этом биографу писателя. Родившийся в Австро-Венгрии еврей Кестлер, пытаясь избавиться от антисемитизма, заслужил похвалу от неонацистов. Среди историков его версия, как считалось из-за недостатка доказательной базы, встретила в научном сообществе весьма холодный прием. Однако оставался открытым вопрос о происхождении евреев Центральной и Восточной Европы. К началу ХХ столетия германоязычные европейские евреи — ашкеназы, составляли 90 процентов всех евреев мира. Напомним, другой, хотя и не такое многочисленной субэтнической группой евреев являются сефарды, жившие на Пиренейском полуострове со времен Римской империи и раннего Средневековья и позже рассеянные по всему Средиземноморью.
Согласно наиболее популярной прежде так называемой «Рейнской теории», ашкеназы являются потомками израильско-ханаанейских племен, под давлением мусульман покинувших Землю Обетованную в седьмом веке нашей эры и осевших на территориях по среднему течению Рейна. В 15-м столетии примерно 50 тысяч человек мигрировали в Восточную Европу, где их ждали с распростертыми объятиями, поскольку погромов тогда еще не было. К началу прошлого века их численность достигла 8 миллионов человек.
Американский генетик доктор Эран Элхаик (Eran Elhaik) из медицинской школы имени Джонса Хопкинса, на страницах январского номера журнала Genome Biology and Evolution, утверждает, что анализ более полумиллиона однонуклеотидных мутаций, выявленных в геномах 1237 человек, представляющих как еврейское население этих территорий (в общейсложности были исследованы геномы представителей 8 еврейских общин, не состоящих в родственной связи), так и кавказские, малоазийские и ближневосточные этносы.
Сравнительный анализ генетического материала осуществлялся по семи параметрам: наличие общего предка, степени родства, доли примесей, динамики дрейфа генов, географического распределения мутировавших генов и сценариев их миграции. У европейских евреев преобладает геном кавказского и европейского (особенно южноевропейского) происхождения, хотя существенно наличие и ближневосточного.
Первый же анализ показал, что европейские евреи происходят от хазарских предков, обитавших на Северном Кавказе, на территории Хазарского каганата. Таково мнение доктора Элхаика, который тем самым подтверждает гипотезу, высказанную более тридцати лет назад Артуром Кестнером. Миграция евреев в Хазарию не прекращалась на протяжении четырех веков, вплоть до 13 столетия, то есть до монгольского нашествия, когда иудеи-хазары массово бежали в Восточную Европу, меньшая их часть осела в Западной Европе, где они смешались с компактно проживавшими здесь еврейскими диаспорами. Следовательно, родиной большей части европейских евреев следует считать территорию в 560 км к югу от Семендера или Самандара — древней столицы Хазарского каганата, расположенной в прикаспийском Дагестане.
Результаты доктора Элхаика нанесли смертельный удар по «Рейнской гипотезе», поскольку смогли объяснить те факты, перед которыми пасовала эта сданная в утиль теория. Однако новые данные пока еще тоже не в состоянии ответить на ряд вопросов. Насколько существенным оказалось влияние иранских предков на современных евреев? Если в седьмом столетии не было массовой миграции из Палестины, куда подевались тамошние евреи?
Критики происхождения ашкеназов из Хазарского каганата отмечают, прежде всего, что нет полной уверенности в том, были ли все хазары евреями или только верхушка каганата. Далее отмечают, что ашкеназы говорят на идише, испытавшем на себе влияние средневерхненемецкого языка, и нет никаких данных о влиянии кавказских языков. Хотя крупный тюрколог А. Зайончковский считал караимов самыми близкими сегодняшними родственниками древних хазар с лингвистической точки зрения. По утверждению филолога, этот язык остается языком устной речи и религиозного культа в общинах караимов и свой древний диалект они называют «язык кедар». «Землей Кедар» еще в 12-м веке называли земли к северу от Черного моря.
В своей «Исторической грамматике» М. Мизес, изучивший словарный состав, фонетику и синтаксис идиша в сравнении с основными диалектами немецкого языка Средневековья заключил: «В языке идиш отсутствуют лингвистические компоненты, относящиеся к немецкому языку из пограничных с Францией районов. Ни единого слова из всего списка специфических слов мозельско-франкского происхождения, составленного Й. А. Балласом, не попало в словарь идиша. Даже центральные районы Западной Германии, расположенные вокруг Франкфурта, не поспособствовали образованию идиша.
Ошибки историков часто исправляются лингвистами. Традиционное мнение об иммиграции евреев ашкенази из Франции на восток принадлежит к категории исторических заблуждений, ждущих исправления». Это было написано еще в 1924 году. По мнению языковеда немецкий компонент, попавший в гибридный еврейский язык, зародился в восточных районах Германии, соседствующих со славянским поясом Восточной Европы.
Игорь Буккер