В трехтомном труде историка Николая Ивановича Костомарова “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей” история русского народа красочно изображается через судьбы отдельных людей. Как добродетельных и выдающихся, так и ничтожных, но вовлеченных в значительные исторические события и ставших поэтому знаменитыми. Как правило, жизнь всякой личности, привлекшей внимание историка, была богата событиями, способными стать основой для приключенческой повести.
Жизнь Иоанникия Галятовского небогата событиями. Как и положено монаху, он провел ее в стенах монастыря. По сравнению со многими другими деятелями, его биография изложена автором весьма скупо, но несмотря на это, сразу становится ясно, что речь идет о ярком мыслителе, преданнейшем защитнике Православной веры, непреклонном к ее врагам.
Иоанникий Галятовский родился на Волыни, учился в Киеве, постригся в монахи и закончил свою жизнь архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. “Это был человек неискательный, скромный – пишет о нем Н. Костомаров, – но вместе с тем более, чем многие его современники, неспособный вращаться в одних отвлеченностях и постоянно обращавшийся к жизненным вопросам”. В духовной области важнейшими вопросами Юго-Западной Руси второй половины XVII-го века были противостояние католикам, мусульманам и иудеям. По всем трем направлениям Иоанникий Галятовский написал обличительные сочинения, самым ярким из которых был труд “Мессия Правдивый”, направленный против еврейства. “Мессия Правдивый” посвящен царю Алексею Михайловичу. Дело в том, что, несмотря на запреты, еврейские проходимцы проникали в Москву, обыкновенно выдавая себя за людей другого племени, и книга Галятовского имела цель познакомить царя и московских книжников с еврейским вопросом, с тем, чтобы предпринять против иудейских козней надлежащие превентивные меры.
“Я написал эту книгу, – говорит архимандрит Иоанникий в предисловии, – потому что на Волыни, на Подолии, в Литве и в Польше жидовское нечестие слишком высоко подняло рога свои, явился на Востоке, в Смирне, какой-то плут Сабефа и назвался жидовским Мессиею, прельстив жидов ложными чудесами; он обещал им восстановить Иерусалим и израильское царство, возвратить им их отечество и вывести из неволи. Глупые жиды торжествовали, веселились, надеялись, что Мессия возьмет их на облака и перенесет всех их в Иерусалим…
Тогда жиды смотрели на христиан высокомерно, угрожали им своим Мессиею и говорили: вот мы будем вашими господами. Ваши короли, князья, гетманы, воеводы, сенаторы будут нашими пастухами, пахарями, жнецами: будут дрова рубить, печи нам топить и делать все, что жиды им прикажут; вы должны будете принять иудейскую веру и поклониться нашему Мессии. … Для того, чтобы христиане не тревожились вестями о ложном Мессии и, не сомневаясь, верили, что Иисус Христос был истинный Мессия, – я написал книгу эту. Я написал ее также для того, чтобы сбить спесь и высокомерие жидов, на стыд им и на поношение, так как они уже не раз дозволяли себя обманывать ложным Мессиям. Меня побудили к этому и нечестивые поступки жидов, которые, живучи в христианских государствах, относятся с презрением и поношением ко Христу Богу нашему и ко всему христианскому народу”.
Сочинение построено в форме спора христианина и иудея. Христианин упрекает иудеев в том, что они обманщики, составляют фальшивые документы, продают медь и железо за золото или подмешивают к золоту и серебру металлы низшего достоинства, принимают от воров для сбыта краденые вещи, делают тайно фальшивую монету. “Вы, – говорит христианин, – всеми способами стараетесь обмануть, обобрать христианина, вы считаете это добрым делом. Ваш талмуд учит вас этому. Вы опираетесь на тот пример, как ваши предки когда-то взяли в Египте серебро и золото, дорогие одежды и убежали; им это не вменилось в грех; вы, жиды, нас, христиан, считаете, наравне с египтянами, погаными и потому обираете нас, как предки ваши обирали египтян. Закон не дозволяет вам брать лихву со своих единоплеменников, а дозволяет брать ее с язычников: моавитов, аммонитов… Вы считаете нас, христиан, за таких же язычников, какими были моавиты и аммониты, и потому берете с христиан чрезмерные проценты. Со своими иудеями вы этого не делаете. Есть у иудеев общественная казна, куда собираются деньги, приобретенные лихоимством и всяческим плутовством; каждый иудей должен приносить туда плоды своих трудов такого рода. При окончании года, собранная сумма делится на части: одна часть возвращается вкладчикам, другая идет на бедных иудеев, третья на уплату податей, четвертая остается в казне. Вы платите государям подати теми деньгами, которые вы содрали с подданных тех же государей; вы откупаете себе города, села, места, аренды; обогащаетесь, чванитесь нарядными одеждами, строите себе богатые дома и божницы. Вы, жиды, алчете обладать христианами, владычествовать над нами и поэтому-то вы, обманывая нас, забираете себе наши деньги и имущества; вам хочется сделать христиан своими слугами и подданными.
За это следует вас или выгонять из государства, или обременять работой и трудом; следует нашим христианским императорам, князьям и всем панам брать из жидовской казнохранительницы деньги на постройку церквей и убежищ для больных и убогих: пусть эти деньги пойдут в уплату бедным христианам, чтоб они служили не жидам, а христианским господам. Справедливо будет обратить деньги, собранные жидами, на пользу государству, потому что ведь эти деньги христианские. Не следует дозволять вам, жидам, строить свои божницы, а, напротив, надобно их разорять, потому что в ваших божницах вы произносите желания христианам того, что постигло несчастного Амана”.
В наши дни советы непримиримого обличителя иудейства не только не утратили своего значения, но приобрели еще большую актуальность. Причем если во времена Галятовского Великороссия была избавлена от еврейского засилья, то сегодня именно она стала их основной жертвой. Как же, по утверждению Иоанникия Галятовского, христиане должны поступать с иудеями? “Мы, христиане, должны ниспровергать и сжигать жидовские божницы, в которых вы хулите Бога; мы должны у вас отнимать синагоги и обращать их в церкви: мы должны вас, как врагов Христа и христиан, изгонять из наших городов, из всех государств, убивать вас мечом, топить в реках и губить различными родами смерти” – безжалостно подводит итог православный обличитель Иоанникий Галятовский.
Примечательно, что подобные взгляды в ту пору разделяло большинство малорусского населения. Известно, в частности, что в ходе восстания Богдана Хмельницкого все иудеи на левобережье Днепра были истреблены.