В день рождения Ларса фон Триера Diletant.ru вспоминает, как датский режиссер создавал себе скандальный образ.
«Фон» и гены
Формирование психологического портрета Ларса фон Триера можно разделить на две стадии — до и после того, как будущий режиссер узнал от умирающей матери, что его биологический отец — это совсем другой человек. До этого момента посещающий синагогу и бунтующий против родителей-нудистов Триер-еврей переквалифицировался в Триера-немца, которым и являлся его настоящий папа.
30 апреля 1956 года родился один из самых скандальных гениев мирового кинематографа Ларс фон Триер
Поступив в Национальную киношколу Дании, Триер для пущей важности прибавил к своей фамилии приставку «фон». Согласно первой легенде, он вдохновился писателем Августом Стриндбергом, который подписывал свои письма очень скромно — «король». По другой версии, сокурсники Ларса любили посмеиваться над манией величия режиссера, обращаясь к нему «господин фон Триер», а он принял эту кличку и сделал ее знаменитой на весь мир.

Ульф Триер и 11-летний Ларс, одетый в свою любимую рубашку с разноцветными хиппи-полосками
Реклама для «Ekstra Bladet»
В 1986 году Ларса фон Триера, молодого режиссера с двумя успешными авторскими фильмами за плечами, пригласили делать рекламу для большого датского таблоида «Ekstra Bladet». Опыт общения с родителями-нудистами Ларс применил на полную и снял предельно откровенную сцену в сауне. Реклама полностью соответствовала образу «желтой» газеты и стала первой провокацией режиссера, увиденной большой аудиторией. Позже Триер очень подробно объяснил свою позицию по поводу самопиара: «Когда я был молод, меня вдохновлял Дэвид Боуи. Он создал вокруг своей личности полноценный миф, который был так же важен, как и его музыка».
Предельно откровенная реклама, снятая для «Ekstra Bladet», стала первой провокацией Ларса фон Триера
«Карлик» и средний палец
К 1991 году, сняв заключительную часть трилогии «Европа» с одноименным названием, Ларс фон Триер отправился в Канны со стопроцентной уверенностью, что получит «Золотую пальмовую ветвь». Когда же на церемонии лентой-победителем объявили «Бартон Финк» братьев Коэн, режиссер очень расстроился. По рассказам очевидцев, на банкете, посвященном закрытию фестиваля, он в сердцах назвал председателя жюри Романа Полански карликом, активно показывал средний палец и, в итоге, удалился восвояси, пообещав больше никогда не возвращаться на набережную Круазет.

Ларс фон Триер
Фото в килте
Большим успехом для Ларса фон Триера стал фильм «Рассекая волны», в котором главная героиня, движимая своей верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и, в конце концов, на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах. Религиозная тематика и этическое послание, заложенное режиссером, принесло ему сравнения со знаменитым соотечественником и автором фильмов с ясным и всеобъемлющим христианским содержанием Карлом Теодором Дрейером. Также критики единодушно отмечали убедительную, наивную и откровенную игру актрисы-дебютантки Эмили Уотсон. Лента была представлена на Каннском фестивале, где получила приз жюри. При этом сам Триер на фестиваль не приехал, эпатажно прислав фотографию себя в шотландской юбке и «мартинсах».
Вместо себя на Каннский фестиваль 1996 года Ларс фон Триер прислал фотографию, где стоял в килте и «мартинсах»
Ларс и «взрослое» кино
Ларс фон Триер никогда не считал порнографию чем-то непозволительным и предосудительным, полагая ее одним из полноправных элементов искусства, способом творческого высказывания. В 1998 году в рамках «Догмы 95» он выпустил фильм «Идиоты», в котором, в частности, фигурировала сцена настоящего группового секса. Чтобы наверняка донести свое новое творение до публики и до критиков, режиссер нарушил свое обещание не возвращаться в Канны, взял микроавтобус с надписью «Идиоты» и жил в нем во время фестиваля, чем громко и отрекламировал картину.

Ларс фон Триер с женой Бенте
Вернувшись в Данию, Ларс открыл в своей студии отделение «взрослого» кино, выдававшее продукт исключительного художественного качества. Активность «Zentropa» по части выпуска дружелюбного по отношению к женской аудитории порноконтента привела к легализации порнографии в Норвегии. Однако со временем студия вынуждена была свернуть «взрослое» производство: респектабельные европейские инвесторы, от которых зависела судьба других проектов «Zentropa», деятельность триеровского порнодивизиона не одобрили.
Ларс фон Триер никогда не считал порнографию чем-то непозволительным, полагая ее одним из полноправных элементов искусства
«Танцующая» Бьорк
Фон Триер известен скандальными случаями в работе с актерами. Например, в «Идиотах» он потребовал от артистов устроить настоящую оргию. Увидев, что они стесняются, режиссер решил раскрепостить обстановку и в один прекрасный день появился на съемочной площадке в чем мать родила. Актерам остроумное решение мастера не помогло, и разъяренный фон Триер вызвал на съемки дублеров из порнофильмов.
При всех сложностях работы с фон Триером, приглашение на роль считают для себя почетной обязанностью все актеры мира
Второй скандальный эпизод связан с певицей Бьорк, которую режиссер пригласил на главную роль в картине «Танцующая в темноте». Актриса была удручена той безжалостной и несправедливой расправой, которую фон Триер заложил в сценарий для ее героини. Ларс отказывался что-либо менять, и конфликт на площадке перерос в настоящую войну: Бьорк со слезами убегала со сцены, а фон Триер кричал ей вслед, чтобы она убиралась, а он снимет фильм и без нее.
«Танцующая в темноте» получила «Золотую пальмовую ветвь» и стала одним из популярнейших фильмов в мире. А вот Бьорк и фон Триер при упоминании друг друга до сих пор закатывают истерику.

Ларс фон Триер и Бьорк на Каннском кинофестивале, 2000 год
Персона нон грата
18 мая 2011 на пресс-конференции в Каннах, посвященной премьере фильма «Меланхолия», Ларс фон Триер произнес речь, заставившую покраснеть не только сидящую рядом Кирстен Данст.
В Каннах фон Триер в шутку назвал себя «нацистом» и добавил, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру
На самом деле в выступлении режиссера не было четких утверждений, однако вставшие в стойку журналисты услышали, похоже, то, что хотели: Ларс фон Триер — нацист, оправдывающий деяния Адольфа Гитлера и ненавидящий евреев. В действительности режиссер произнес следующее: «Долгое время я думал, что я еврей, и был счастлив этому обстоятельству — до тех пор, пока не встретил Сюзанн Биер. Шутка, извините. Но потом выяснилось, что я не еврей, а на самом деле нацист — потому что у моей семьи, оказывается, немецкие корни. И это новое знание доставило мне удовольствие. Что тут сказать… Я понимаю Гитлера. Он, безусловно, совершил ряд неверных поступков, но я представляю его себе сидящим в бункере в последние дни войны и… Я его понимаю как человека. Он, конечно, не из тех, кого можно назвать хорошим парнем, но во многом я его понимаю и где-то ему симпатизирую. Само собой, я не одобряю Вторую мировую войну, и я не против евреев — я очень даже за евреев. Ну, как «очень даже» — вообще-то не очень, потому что Израиль та еще заноза в заднице. Я к чему веду — речь об искусстве. Мне, например, очень нравится Альберт Шпеер. Он — один из лучших детей Божьих, которому удалось реализовать свой талант… Ладно, я — нацист».

Ларс фон Триер в майке с надписью «Персона нон грата Каннского фестиваля», 2014 год
Фон Триер договорился до того, что дирекция Каннского фестиваля объявила его персоной нон грата, пояснив, что его слова были «неприемлемы, нетерпимы и противоречили идеалам человечности и благородства».








