Раскрыт механизм работы тайных тюрем ЦРУ, работавших при президенте Джордже Буше-младшем. В ходе судебной тяжбы между двумя компаниями-подрядчиками выяснилось, что они были зафрахтованы американскими спецслужбами для перевозки заключенных, схваченных в разных частях света.
В ходе заседания суда графства Колумбия штата Нью-Йорк по судебной тяжбе между двумя компаниями — Richmor Aviation Inc., занимающейся менеджментом чартерных рейсов, и чартерным перевозчиком Sportsflight Air Inc. — выяснилось, как в первой половине 2000-х годов ЦРУ транспортировала в свои тайные тюрьмы подозреваемых в международном терроризме. Полеты осуществлялись по контракту американских спецслужб с Richmor, которая, в свою очередь, фрахтовала самолет Gulfstream IV у Sportsflight, в которой работает лишь один человек — ее директор Дональд Мосс.
После того как, по мнению Richmor, ее деловой партнер нарушил свои обязательства, был подан иск, который дошел до суда в 2009 году. В этом году стартовал апелляционный процесс, на втором заседании которого, 11 августа, стороны представили свои аргументы. Следующее заседание суда должно состояться 1 ноября этого года.
Лишь три издания, The Washington Post (WP), The Guardian и The Associated Press, оказались в курсе разбирательства двух небольших компаний в провинциальном суде штата Нью-Йорк: на него их внимание обратила британская правозащитная организация Reprieve.
[The Guardian, Великобритания, Перевод: Inopressa.Ru, 01.09.2011, “Американские фирмы наживались на “пыточных авиарейсах”: Что до нынешней тяжбы, то в ней фигурируют посредническая фирма Sportsflight и авиакомпания Richmor. Власти поручили Sportsflight нанять самый дешевый самолет, и фирма отыскала Gulfstream IV, который предоставляли за 4900 долларов в час (обычная рыночная ставка — 5450). “Выяснилось, что на этом самолете везли египетского имама Абу Омара, которого агенты ЦРУ похитили среди бела дня в Милане в феврале 2003 года и отвезли в Каир. Абу Омар утверждает, что в Каире его пытали”, — говорится в статье.
“В счете-фактуре на 301113 долларов упомянуты рейсы за период 8 дней. Самолет Gulfstream совершил целую одиссею: Аляска, Япония, Таиланд, Афганистан и Шри-Ланка. Это соответствует истории транспортировки Энсепа Нурамана (он же Хамбали), лидера индонезийской террористической организации “Джемаа Исламия”, — говорится в статье. Согласно другим счетам-фактурам, на самолете, возможно, везли Халида Шейха Мохаммеда, который считается автором идеи терактов 11 сентября.
Документы обнаружены сотрудниками благотворительной юридической организации Reprieve. “Из этих документов становится ясно, как тайная сеть застенков ЦРУ могла бесконтрольно действовать столько лет. Также они свидетельствуют: тот факт, что ЦРУ, сославшись на государственные тайны, добилось отклонения исков задержанных, которых пытали, — просто фарс. Все подробности этого зловещего бизнеса находились под носом у общества”, — говорит директор организации по юридическим делам Кори Крайдер. Richmor предоставляла самолет частной фирме DynCorp, которая действовала в интересах ЦРУ. В промежутках между транспортировкой узников самолет возил бейсбольную команду “Бостон ред сокс”, сообщает издание.
Самолет возил “госслужащих и приглашенных ими лиц”, показал в суде президент Richmor Малон Ричардс. Он уточнил, что под приглашенными подразумевает людей, которых американские власти считают преступниками. “Нас все время хвалили за хорошую работу”, — добавил Ричардс. “Кто хвалил — приглашенные?” — уточнил судья. “Нет, правительство”, — ответил Ричардс. — Врезка К.ру]
WP опубликовала материал о процессе в четверг. «Я все ждал, что правительство выйдет со мной на контакт. Я все думал: неужели никто не появится и не поговорит со мной? Никто так и не появился», — цитирует WP адвоката Richmor Уильяма Райана. По словам адвоката Sportsflight Джеффри Хеллера, и с ним никто из официальных лиц не контактировал.
В судебных материалах собраны полторы тысячи документов, в том числе сведения о переговорах между экипажем воздушного судна, штаб-квартирой ЦРУ и организациями, заключившими со спецслужбами подрядные договоры, в том числе компанией DynCorp.
Эта компания заключила от имени правительства договор со Sportslight, согласно которому последняя обязывалась предоставить десятиместный самолет для чартерных 9-часовых перелетов. Sportsflight, в свою очередь, договорилась с Richmor о том, что эта компания будет оператором не менее 50 летных часов в месяц с условием, что та обеспечивает 12-часовую готовность экипажа. По словам Мосса, ему было сказано, что перелеты осуществляются для нужд государственного департамента, который предоставил соответствующие бумаги. При этом компанию предупредили, что данных о пассажирах ей предоставлять не будут.
Richmor засветилась как перевозчик подозреваемых в терроризме по заказу ЦРУ еще в феврале 2003 года. Бортовой номер N85VM, зарегистрированный на Филипа Морса, замглавы корпорации Fenway Sports Group (Richmor была компанией-оператором его чартерных рейсов), был идентифицирован журналистами как номер самолета, на котором мусульманский проповедник Абу Омар, похищенный ЦРУ в Милане, был доставлен на родину, в Египет. Вскоре после этого бортовой номер самолета был изменен.
“Пыточный” Gulfstream IV сменил бортовой номер с N85VM на N227SV
Теперь этот факт получил документальные подтверждения. WP приводит в качестве примера описание полета борта Gulfstream IV, принадлежащего Sportsflight, с четырьмя пассажирами на борту, который 12 августа 2003 года вылетел из Международного аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне в Бангкок, сделав остановки для дозаправки в аляскинском Колд-Бэй и японской Осаке. Четыре дня спустя самолет вернулся, сделав остановки в Афганистане, Шри-Ланке, ОАЭ и Ирландии. Перелет стоил $329228,05.
В США был доставлен Нурджаман Ридуан Исамуддин, по прозвищу Хамбали, возглавлявший малайзийско-индонезийскую террористическую группу «Джамаат аль-Исламия» и известный как «Усама бен Ладен Юго-Восточной Азии». Президент Джордж Буш-мл. признал, что Исамуддин находится в распоряжении американских властей, лишь в сентябре 2006 года. Тогда же он вместе с 13 другими заключенными «секретных тюрем» ЦРУ был переведен в американскую спецтюрьму на базе Гуантанамо, на Кубе.
Richmor работала на ЦРУ в течение 2002–2005 годов, и суммарный налет ее самолетов составил не менее 1258 летных часов, каждый из которых оплачивался по $4,9 тыс. Таким образом, по подсчетам WP, компания получила от американского правительства не менее $6 млн.
Только в августе 2003 года самолет Sportsflight совершил десятки перелетов из разных городов, включая Баку, Бухарест, Джибути, Каир, Исламабад и Триполи. По косвенным данным можно утверждать, что именно на этом самолете 1 марта 2003 года был перевезен в США сознавшийся в организации атак 11 сентября 2001 года Халид Шейх Мухаммед.
Richmor была далеко не единственной компанией-подрядчиком ЦРУ, в сети которой входило до 26 частных самолетов, зафрахтованных у разных перевозчиков. Докладчику Совета Европы по «секретным тюрьмам» Дику Марти в конце 2005 года удалось идентифицировать 1245 полетов по заданию ЦРУ, которые осуществлялись в небе над Европой. Никаких деталей о функционировании «секретных тюрем» ЦРУ власти США или друг стран не предоставляли, но в СМИ в качестве конечных пунктов содержания пленников назывались объекты в Афганистане, Египте, Йемене, Марокко, Пакистане, Саудовской Аравии, Сомали, на военно-морской базе США на островах Диего-Гарсия. Кроме того, высказывались соображения, что эти спецобъекты располагались и на территории стран — членов ЕС — Литвы, Польши и Румынии. В апреле 2009 года, согласно указу президента Барака Обамы, подписанному в январе, «секретные тюрьмы» были закрыты.