Под натиском национально-освободительного движения на полуострове Индостан английское правительство в 1947 г. предоставило Индии независимость. После этого Индия была разделена по религиозному признаку на две части — индусское государство Индию и мусульманское — Пакистан. При этом Пакистан оказался разделен на две части — западную и восточную, между которыми находилась территория Индии. Оба государства получили права британских доминионов. Однако в результате произведенного раздела не были созданы полностью однородные по религиозному составу государства, что привело к взаимным претензиям по различным вопросам. Особенно острыми оказались территориальные проблемы, поскольку при разделе Индии англичане умышленно не провели демаркацию всей индийско-пакистанской границы. Пакистан стал претендовать на ряд районов Индии, населенных преимущественно мусульманами: княжество Джамму и Кашмир, часть восточного Пенджаба, северный [200] участок Качского района и некоторые другие территории. Со временем отдельные вопросы были разрешены, другие утратили свою остроту. Однако вопрос о Кашмире с годами превратился в один из главных факторов напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном. Пакистанское правительство оспаривало права Индии на включение Кашмира в свой состав и требовало его присоединения к Пакистану на том основании, что около 80% его населения составляли мусульмане. Между Пакистаном и Индией из-за Кашмира неоднократно происходили вооруженные столкновения.
Планируя военные действия, командование Пакистана намеревалось отсекающими ударами отрезать от Индии штат Джамму и Кашмир, а затем и захватить его. Планировалось также подавить движение восточно-бенгальского народа и отрядов освободительных сил, стремившихся к отделению Восточного Пакистана от Западного и получения политической самостоятельности. Индийское же военно-политическое руководство главной задачей своих вооруженных сил считало сохранение целостности территории государства и поддержку движения освободительных сил Восточного Пакистана. [201]
Серьезные пограничные инциденты на индийско-пакистанской границе начались 21 ноября 1971 г., а 3 декабря пакистанская авиация нанесла удары по индийским аэродромам и городам в штатах Джамму и Кашмир, Пенджаб и др. Эти удары явились началом военных действий, которые продолжались две недели и закончились поражением Пакистана.
В сложившейся ситуации США пошли на прямую военную поддержку Пакистана. 14 декабря оперативное соединение 7-го флота в составе атомного авианосца «Энтерпрайз», 7 фрегатов и эскадренных миноносцев УРО, а также десантного вертолетоносца «Триполи» с 800 морскими пехотинцами на борту направилось в район Бенгальского залива, имея приказ «предпринять воздушные и морские операции в целях защиты американских интересов» в районе Индийского океана.
Советский Союз выступил за мирное урегулирование конфликта и указал на недопустимость вмешательства внешних сил, о чем говорилось в Заявлении ТАСС от 6 декабря и Заявлении МИД СССР от 18 декабря 1971 г. Эти предупреждения сыграли важную роль в прекращении военных действий.
Военно-морские силы Индии в своем составе имели более 80 кораблей и вспомогательных судов, в том числе авианосец, 2 крейсера, 6 эскадренных миноносцев, 4 подводные лодки и 6 ракетных катеров. Авианосец «Викрант», бывший английский, типа «Маджестик» был приобретен Индией в 1961 г. Полное водоизмещение авианосца 19 500 тонн, наибольшая скорость 24,5 узлов. На авианосце базировались эскадрилья штурмовиков-разведчиков «си хаук» (10 самолетов), эскадрилья противолодочных самолетов «ализе» (4 самолета) и 4 противолодочных вертолета «алуэтт». Два легких крейсера «Майсор» и «Дели» также английской постройки имели на вооружении 152-мм орудия главного калибра, 102-мм орудия универсального калибра и более 10 зенитных автоматов. Большое преимущество индийской стороне давало наличие в составе [202] ее флота ракетных катеров, имеющих на вооружении противокорабельные ракеты.
Это были катера советской постройки проекта 205. Их начали строить в 1957 г. Полное водоизмещение катера 216 тонн, скорость 30 узлов. При скорости крейсерского хода 30 узлов дальность плавания составляла 800 миль, а при максимальном запасе топлива и скорости 14 узлов — 2000 миль. Автономность катера по запасам провизии и воды — 5 суток. Вооружение катера: четыре пусковые установки ангарного типа противокорабельных ракет П-15, РЛС обнаружения надводных целей и выдачи целеуказания ракетному оружию «Рангоут», две спаренные 30-мм автоматические зенитные артустановки АК-230 с РЛС управления «Рысь». Ракета П-15 была принята на вооружение в 1960 г. Ее дальность стрельбы составляла 40 км. Фугасная боевая часть весом 450 кг могла уничтожить корабль среднего водоизмещения. Ракета имела активную радиолокационную головку самонаведения.
В составе морской авиации индийского флота имелись 20 самолетов английского производства «си хаук» (в том числе 10 на авианосце), 10 противолодочных самолетов французского производства «ализе» и вертолеты «алуэтт II».
Организационно ВМС Индии состояли из Западного, Южного и Восточного военно-морских командований. В состав Западного и Восточного командований входили Западный (командующий вице-адмирал Кохли) и Восточный (командующий вице-адмирал Кришнан) флоты.
Южное военно-морское командование состояло из дивизиона сторожевых кораблей и судов обеспечения.
С учетом разобщенного характера театра военных действий из боевого состава Западного и Восточного флотов ВМС Индии были сформированы два временных соединения: «Восточное», предназначенное для действий в Бенгальском заливе, и «Западное» — для действий в Аравийском море. [203]
Состав ВМС Индии и Пакистана{17}
Класс кораблей | Индия | Пакистан |
Авианосцы | 1 | – |
Крейсера | 2 | 1 |
Эскадренные миноносцы | 6 | 5 |
Фрегаты и корветы | 18 | 3 |
Подводные лодки | 4 | 4 |
Тральщики | 9 | 8 |
Ракетные катера | 6 | – |
Сторожевые корабли | 20 | 6 |
Десантные корабли | 5 | – |
Десантные транспорты | 1 | – |
Вспомогательные суда | 9 | 3 |
Всего | 81 | 30 |
В состав «Восточного» соединения входили авианосец «Викрант», эскадренный миноносец, 3 сторожевых и 2 противолодочных корабля. Базировалось это соединение в порту Визагапатам.
Накануне военных действий индийское командование перебазировало авианосец «Викрант» и корабли охранения из Визагапатама к Андаманским островам, где меньшей была угроза нападения пакистанских подводных лодок.
«Западное» соединение (база Бомбей) состояло из крейсера «Майсор», 6 сторожевых кораблей, 3 учебных кораблей и 6 ракетных катеров. Соединение обеспечивали плавучая база подводных лодок и 2 танкера.
Перед флотилий дизельных торпедных подводных лодок («Канхери», «Калвари», «Каранджа» и «Кхадери») была поставлена задача блокирования пакистанского побережья (2 ПЛ в Аравийском море и 2 ПЛ в Бенгальском заливе). [204]
Торговый флот Индии имел более 400 судов суммарной вместимостью около 2,4 млн брт.
Военно-морские силы Пакистана имели в своем составе 30 кораблей и судов, в том числе крейсер, 5 эскадренных миноносцев, 4 подводные лодки и другие корабли и суда. Личный состав — 9870 человек, из них 870 офицеров.
Один из серьезных недостатков пакистанских ВМС — отсутствие в их составе морской авиации. В связи с этим пакистанское командование использовало для разведки самолеты гражданской авиации, имевшие ограниченные возможности.
Организационно ВМС Пакистана состояли из флотов Восточного и Западного Пакистана. Во флот Западного Пакистана входили флотилии надводных кораблей, эскадры тральщиков и эскадренных миноносцев и отряды подводных лодок. Корабли базировались на военно-морской базе Карачи. Флот Восточного Пакистана состоял из речной флотилии и отдельного отряда сторожевых катеров, базировавшихся на военно-морских базах Читтагонг и Кхулна.
Пакистанский торговый флот имел в своем составе 179 судов общей вместимостью около 500 тыс. брт.
Таким образом, военно-морские силы Индии имели значительное численное превосходство над пакистанским флотом и были лучше сбалансированы. Кроме того, корабли индийских ВМС имели лучшее вооружение.
В середине ноября пакистанские ВМС были приведены в повышенную боевую готовность. 21 ноября они установили контроль над торговым судоходством. Эскадренные миноносцы и сторожевые корабли приступили к несению дозора у главной военно-морской базы Карачи.
Во второй половине ноября началось развертывание пакистанских подводных лодок к индийскому побережью: 2 подводные лодки были развернуты на подходах к главной военно-морской базе индийских [205] ВМС Бомбей и 2 подводные лодки — в Бенгальском заливе. Остальные корабли сосредоточились в военно-морских базах Карачи, Кхулна и Читтагонг.
Основной задачей пакистанских ВМС являлась оборона военно-морских баз, портов (включая и ПВО) и побережья от нападения индийских кораблей и высадки морских десантов. Другой важной задачей пакистанского флота была оборона своих морских коммуникаций в Аравийском море и Бенгальском заливе. Только подводным лодкам были поставлены наступательные задачи — нарушение коммуникаций противника и уничтожение его боевых кораблей. [206]
Командование индийских ВМС также в ноябре начало проводить мероприятия по повышению готовности сил флота. Все корабли пополнили запасы до назначенных норм. В середине ноября в своих территориальных водах начали патрулирование противолодочные корабли и самолеты.
Главная задача индийских ВМС — нарушение морских коммуникаций Пакистана. Планировалось также установление контроля над нейтральным судоходством, чтобы не допустить подвоз воинских грузов в Пакистан из союзных стран. В целом же индийское морское командование предполагало блокировать побережье Восточного и Западного Пакистана.
Перед индийским флотом ставились также задачи уничтожения кораблей противника в море и в базах. Предусматривались нанесение авиационных и ракетно-артиллерийских ударов по береговым объектам и высадка тактических десантов с целью содействия сухопутным войскам. В мирное время в ВМС Индии на учениях и в штабных играх отрабатывали задачи нанесения мощного авиационного удара по Карачи.
Индийскому флоту ставились и оборонительные задачи: защита своих морских коммуникаций в Аравийском море и Бенгальском заливе; оборона военно-морских баз, портов и побережья от ударов с моря.
Таким образом, индийские ВМС должны были вести активные наступательные действия.
В первых числах декабря корабли «Западного» соединения индийского флота вышли в море и к началу военных действий развернулись в 100 милях от пакистанского побережья. Подводные лодки вышли на коммуникации противника, а ракетные катера перебазировались в порт Окха (залив Кач).
Вечером 3 декабря 1971 года с целью завоевания господства в воздухе пакистанские ВВС нанесли бомбовые удары по 12 индийским аэродромам. Однако из-за умелого рассредоточения и маскировки индийских авиационных соединений удары пакистанской [207] авиации ожидаемых результатов не дали. Вторая попытка нанесения бомбовых ударов, выполненная в следующую ночь, также была неудачной. Вслед за ударами авиации в наступление перешли сухопутные войска Пакистана.
В ночь на 4 декабря в Индии согласно указу президента было введено чрезвычайное положение, а вооруженным силам отдан приказ начать боевые действия на суше, море и в воздухе.
Таким образом, 3 декабря 1971 г. начался военный конфликт между Индией и Пакистаном.{18}
В Аравийском море были сосредоточены основные силы флотов сторон, участвовавших в вооруженном конфликте. Поэтому здесь и развернулись основные боевые действия на море.
С началом конфликта корабли индийского Западного флота сначала блокировали военно-морскую базу Карачи, а затем и другие базы и порты Западного [208] Пакистана. Официально индийская сторона сделала заявление об установлении морской блокады пакистанского побережья 4 декабря. Блокирующие силы досматривали все суда, следовавшие в порты и из портов Пакистана, независимо от их государственной принадлежности.{19} Через час после приказа о начале боевых действий индийская подводная лодка потопила транспорт противника, следовавший в Карачи, а надводные корабли захватили судно с воинскими грузами, идущее из Карачи в Читтагонг.
В ночь с 4 на 5 декабря с целью ослабления пакистанского флота индийские ВМС осуществили нападение на военно-морскую базу Карачи. Ударная группа состояла из ракетных катеров «Ниргхат», «Нипат» и «Веер», обеспечивающая — из сторожевых кораблей «Килтон» и «Катчалл». Сторожевые корабли осуществляли прикрытие ракетных катеров на этапе развертывания и при выполнении удара и наносили артиллерийский удар по базе с целью развития успеха. Руководил силами представитель штаба флота командор Б.Б. Ядав.
За 5 часов до ракетно-артиллерийского удара по пакистанскому аэродрому, с которого осуществлялось воздушное прикрытие базы, бомбовый удар нанесла индийская авиация.
С наступлением темноты, соблюдая полное радиомолчание, индийские корабли подошли к пакистанскому побережью. На дистанции около 20 миль от Карачи сторожевые корабли легли в дрейф, а ракетные катера малым ходом, маскируясь под рыболовецкие суда, продолжали движение в направлении берега.
Приближающиеся цели были обнаружены пакистанской гражданской береговой радиолокационной станцией на удалении около 40 миль от побережья. Для опознавания целей был выслан дозорный пакистанский эскадренный миноносец «Хайбер». [210]
Обнаружив приближение крупной цели, головной индийский ракетный катер атаковал ее двухракетным залпом. От попадания двух ракет эсминец затонул. Другой катер одной ракетой поразил дозорный пакистанский тральщик «Мухафиз», а второй — эсминец «Бадр», на котором погиб весь командный состав.
Затем катера атаковали стоявшую на рейде крупную цель, которая операторами радиолокационных станций была классифицирована как пакистанский крейсер. В действительности же противокорабельной ракетой был поврежден транспорт. После этого катера приблизились к берегу и выпустили две ракеты по портовым сооружениям, а подошедшие на большой скорости сторожевые корабли обстреляли базу, в результате чего был поврежден тральщик.
Решив поставленные задачи, индийские корабли возвратились в военно-морскую базу Бомбей. Успех индийских ВМС был достигнут в результате смелых и решительных действий, а также высокой эффективности противокорабельных ракет. Успеху способствовали также крупные просчеты пакистанского командования в организации обороны военно-морской базы с моря, недостатки в ведении разведки и полная неподготовленность к противоракетной обороне.
Этот набег имел большое значение для дальнейшего хода боевых действий на море. Уничтожив эскадренный миноносец и тральщик, индийские военно-морские силы еще больше изменили соотношение сил в Аравийском море в свою пользу. Первые успехи, достигнутые на море, способствовали поднятию морального духа индийских моряков, по достоинству оценивших возможности ракетных катеров.
После таких серьезных потерь пакистанское командование все боевые корабли возвратило в военно-морскую базу Карачи, где они использовались в качестве дополнительных средств ПВО.
5 декабря индийский учебный корабль «Кадма» и сторожевой корабль «Тришул» в районе полуострова [211] Катхиавар обнаружили пакистанскую подводную лодку и атаковали ее глубинными бомбами. Однако атака была безрезультатной. На следующий день еще одна пакистанская подводная лодка была атакована сторожевым кораблем «Кукри» в районе военно-морской базы Бомбей.
Днем 8 декабря развернутые у военно-морской базы Карачи индийские подводные лодки атаковали 3 пакистанских эскадренных миноносца, несущих ближний дозор. Однако эсминцы не только успешно уклонились от торпед, но и контратаковали подводные лодки, повредив одну из них.
В ночь с 8 на 9 декабря авиация Индии совершила серию налетов на военно-морскую базу Карачи, во время которых корабельной зенитной артиллерией было сбито 4 индийских самолета.
Получив некоторый опыт, индийское командование спланировало на 9 декабря более крупные по масштабам боевые действия против военно-морских баз, портов и береговых объектов Пакистана. Для этих целей было сформировано специальное соединение в составе двух ударных групп. В одну из них вошли сторожевые корабли и ракетные катера, в другую — крейсер, эскадренные миноносцы и сторожевые корабли.
Первая ударная группа нанесла внезапный ракетно-артиллерийский удар по Карачи, выпустив четыре ракеты по нефтехранилищам и обстреляв военно-морскую базу корабельной артиллерией. Ракетами было подожжено 12 из 34 топливных цистерн. Кроме того, ракетные катера атаковали стоявшие на рейде Карачи торговые суда, в результате чего 3 судна были потоплены, а 2 повреждены.
Корабли второй группы прошли вдоль побережья и подвергли артиллерийскому обстрелу ряд военных объектов Пакистана.
Индийские военно-морские силы потерь не имели.
Активными наступательными действиями индийским ВМС удалось нейтрализовать пакистанский флот [212] и полностью решить задачи по блокаде побережья противника. Реальную угрозу для индийского флота представляли только пакистанские подводные лодки. В связи с этим индийское командование уделяло серьезное внимание борьбе с подводными лодками.
К решению этой важной задачи были привлечены разнородные силы: сторожевые корабли, противолодочные катера, а также противолодочные самолеты и вертолеты.
Противолодочные самолеты осуществляли поиск подводных лодок в открытом море, а вертолеты — в районах военно-морских баз и портов. На подходах к военно-морским базам систематически вели поиск подводных лодок сторожевые корабли и противолодочные катера. Вокруг находящихся на внешних рейдах торговых судов и боевых кораблей постоянно патрулировали противолодочные катера.
Для борьбы с подводными лодками в районе Бомбея индийское командование организовало 8 и 9 декабря массированный поиск подводных лодок. В ходе противолодочных действий 9 декабря пакистанская подводная лодка «Хангор» в 50 милях к юго-западу от порта Диу атаковала девятью акустическими торпедами корабельную поисково-ударную группу из 3 сторожевых кораблей «Кукри», «Кутар» и «Кирпан». В ходе этой атаки был потоплен сторожевой корабль «Кукри». Командир погибшего корабля капитан 1 ранга М.Н. Мулла стал национальным героем. Он передал свой спасательный жилет тонущему матросу.
Массированный поиск пакистанской подводной лодки к успеху не привел. Несмотря на то что в ходе поиска и преследования было сброшено более 150 глубинных бомб, подводную лодку уничтожить не удалось.
Таким образом, военно-морские силы Индии в Аравийском море действовали довольно активно: [213] они блокировали пакистанские военно-морские базы и порты и полностью нейтрализовали флот противника.
С началом военных действий индийский флот приступил к блокаде побережья Восточного Пакистана. Для решения этой задачи из состава Восточного флота были созданы две корабельные группы — «Альфа» и «Бетта». Первая группа состояла из авианосца, 5 сторожевых и 2 противолодочных кораблей. Она патрулировала в Бенгальском заливе между портами Коксс-Базар и Читтагонг. Вторая группа, в которую входили противолодочные катера и сторожевые катера погранохраны, блокировала устье реки Ганг и действовала на реках. [214]
3 декабря около 21:00 индийский эскадренный миноносец «Раджпут» произвел профилактическое противолодочное бомбометание у военно-морской базы Визагапатам. Днем в этом районе торговые суда обнаружили перископ подводной лодки. После сброса большой серии глубинных бомб на поверхности появилось масляное пятно и обнаружились другие признаки, свидетельствовавшие о потоплении подводной лодки. Водолазное обследование показало, что была уничтожена пакистанская подводная лодка «Гази». Пакистанская сторона утверждает, что подводная лодка погибла от подрыва на собственной мине.
В ночь на 5 декабря корабли индийского флота обнаружили и атаковали другую подводную лодку, находившуюся в Бенгальском заливе на подходах к Калькутте. Однако подводная лодка от атаки уклонилась, а затем оторвалась от преследовавших ее индийских кораблей.
4 декабря палубные штурмовики «си хаук» с авианосца «Викрант» нанесли два удара (в 11 и 14 часов) по главной военно-морской базе Восточного Пакистана Читтагонг. В каждом ударе участвовало по 8 самолетов. В результате были потоплены 2 сторожевых катера, повреждены портовые сооружения и подъездные железнодорожные пути. Всего с 5 по 11 декабря палубная авиация совершила около 400 вылетов для нанесения ударов по военно-морским базам и портам. Были уничтожены 2 транспорта, 8 средних судов, множество малых судов, катеров, мотоботов, барж и паромов. Палубные штурмовики «си хаук» наносили удары группами (до 8 самолетов) в светлое время суток. Противолодочные самолеты «ализе» наносили бомбовые удары ночью, действуя одиночно или мелкими группами.
Корабли «Восточного» соединения 5 и 9 декабря обстреливали Читтагонг артиллерией.
10 декабря индийские катера предприняли попытку высадить десант в устье реки Ганг с целью содействия сухопутным войскам, наступающим с запада. Однако пакистанские [215] береговые батареи отразили высадку морского десанта: 3 катера были уничтожены огнем береговой артиллерии, а 1 захвачен пакистанцами.
В период с 10 до 14 декабря на подходах к военно-морской базе Читтагонг пакистанские военно-морские силы выставили противодесантное минное заграждение, состоявшее из 80 якорных гальваноударных мин. Однако постановка мин проводилась бессистемно, за время боевых действий ни один индийский корабль не подорвался на выставленных минах. [216]
Потери надводных кораблей и подводных лодок в индо-пакистанском конфликте{20}
Класс НК (ПЛ) название | Водоизмещение, т | Дата гибели | Причины гибели |
Пакистан | |||
Эскадренный миноносец «Хайбер» | 3361 | 04.12.71 | Противокорабельные ракеты с катеров |
Тральщик «Мухафиз» | 375 | 04.12.71 | Тоже |
Дизельная торпедная подводная лодка «Гази» | 2500 | 03.12.71 | Глубинные бомбы с надводных кораблей |
Индия | |||
Сторожевой корабль «Кукри» | 1536 | 09.12.71 | Торпеды с подводной лодки |
16 декабря индийский флот высадил морской десант в Коксс-Базар в составе усиленного пехотного батальона. Перевозка его в район высадки производилась на торговом судне «Вишвавиджайя», а затем вблизи Кокс-Базара он был пересажен на десантные корабли. Из-за ошибки, допущенной при выборе места высадки десанта, вовремя высадить батальон не удалось. Он был высажен только после окончания боев за Коксс-Базар и никакого влияния на ход вооруженной борьбы в Восточном Пакистане не оказал.
В целом индийские ВМС свои задачи в Бенгальском заливе, так же как и в Аравийском море, решили успешно. Они полностью блокировали побережье Восточного Пакистана. Только одному пакистанскому сторожевому катеру «Раджшахи» удалось прорвать блокаду и прибыть 21 декабря в Пенанг (Малайзия). [217]
17 декабря боевые действия на море были прекращены. Военно-морские силы Индии успешно решили поставленные перед ними задачи: они прервали морские коммуникации между Западным и Восточным районами Пакистана. Во время блокады пакистанских портов индийские ВМС задержали и досмотрели 712 судов, около 50 торговых судов уничтожили или серьезно повредили, а 4 транспорта захватили.
В ходе боевых действий ВМС Индии потопили подводную лодку «Гази», эскадренный миноносец “Хайбер”, тральщик и 3 патрульных катера. Несколько пакистанских кораблей было повреждено. Флот Индии потерял сторожевой корабль «Кукри», 4 сторожевых катера и противолодочный самолет. Сторожевой корабль и ракетный катер были повреждены. [218]
Основными действиями индийских ВМС в ходе конфликта были удары группировок ракетно-артиллерийских кораблей и палубной авиации по военно-морским базам, портам и береговым объектам противника, осуществление морской блокады, поиск и уничтожение подводных лодок противника и высадка тактических десантов.
Набеги выполнялись, как правило, в темное время суток по принципу внезапности. Развертывание ударных и обеспечивающих групп осуществлялось малыми ходами, что затрудняло классификацию целей противником. На переходе соблюдалось полное радиомолчание. Атаки были скоротечными.
Осуществляя морскую блокаду, индийское командование планировало патрулирование блокадных сил вдоль пакистанского побережья, несение блокадных дозоров у военно-морских баз и портов противника и нанесение ударов по береговым объектам. Организация противолодочных действий заключалась в массированном поиске пакистанских подводных лодок разнородными силами флота в районах военно-морских баз и портов.
Заслуживает внимания стремление индийского командования к организации взаимодействия не только с разнородными силами флота, но и с другими видами вооруженных сил.
Пакистанский флот в ходе конфликта действовал пассивно. Он оказался не подготовленным к борьбе с крылатыми ракетами, к обороне военно-морских баз с моря главным образом из-за плохо организованной разведки.
Опыт применения ракетных катеров в ходе конфликта показал их большие возможности не только в уничтожении кораблей и судов в море, но и в разрушении береговых объектов. В дальнейшем этот опыт широко использовался в арабо-израильской войне 1973 г.