Чтобы не рассказывали нам свежеиспеченные легенды о древней истории Куоккалы, имеющиеся в распоряжении факты и свидетельства говорят несколько о другом. Реальная история здешних мест тоже имеет солидный возраст. Вероятно первые упоминание местных селений действительно относятся к 1558 и 1611 году, как говорится в статье Микки Уотинена в газете «Terijoki». По крайней мере точно известно, что предшественницами Куоккалы были две небольшие деревеньки Kuokala (Куокала) и Koukala (Коукала), показанных на картах-планах уезда Эюряпя 1643-45 гг. Именно они будут фигурировать на разных более поздних картах, причем в разном написании и произношении, типа Kokala, Kakkola, Kаkоля, Kоkkаля, Kojokyla, Кускола, Куокола и им подобных. В первой половине XVIII века здесь появились военные поселения-лагеря «Московскiе таборы» и «Срединскiе таборы», или Rassiskie Towari, исчезнувшие с карт к концу века.
На картах начала XIX столетия рядом с Кокаlа и ей подобными стали появляться название Afanasi или Афанасово. И только впервые на карте Карельского перешейка 1855 года на месте западной части нынешнего Солнечного и большей части Репино вдоль правой стороны нынешней Приморского шоссе изображено селение Kuokkala by. Это первый, встреченный на географической карте, обширный топоним Куоккала, относящийся к населенному пункту на месте нынешнего поселка Репино. А рядом с Куоккалой и позднее продолжали упоминаться и Афанасово и Afanasi, и Afanasа.
Дачная жизнь в Куоккале
Судьбу Куоккалы и многих других поселений Карельского перешейка значительно изменила железная дорога, связавшая финский городок Риихимяки с Петербургом в 1878-80 годах. Участок этой дороги Петербург-Выборг был построен раньше, и первый поезд прошел здесь в 1870г. Строительство дороги дало толчок дачному и курортному строительству в здешних местах. На Карельском перешейке первыми стали появляться виллы российских дипломатов и высокопоставленных чиновников, которые раньше отдыхали за границей или в ближних петербургских пригородах. Более дешевые участки побережья начали застраивать своими дачами петербуржцы среднего достатка. Началась интенсивная дачная застройка и Куоккалы, земли которой скупались состоятельными жителями Петербурга. Первые годы после открытия регулярного пассажирского сообщения поезда делали остановки или в Белоострове или в Терийоках, откуда до Куоккалы дачникам приходилось добираться на извозчиках, если не было собственных лошадей.
Наконец в 1889г. здесь была построена железнодорожная платформа, которая превратилась в станцию в 1897г. Станцию построил известный в Куоккале архитектор Борис Николаевич Ридингер, имевший здесь значительную земельную собственность и виллу.
В 1892г. на станции начал работать телеграф и сначала летом, а с 1896г. круглый год, почта. Ездить в Куоккалу, как и в другие финские поселения Карельского перешейка, стало очень удобно, и многие петербуржцы это оценили. Дачные поезда курсировали довольно часто: около десяти раз в день из Петербурга и обратно. Сразу за Белоостровом, где лежало Великое княжество Финляндское, начиналась ближняя заграница. Здесь проезжавших подстерегал настоящий таможенный контроль. К ввозу в Финляндию запрещались водка и спирт, а вино, сахар, сладости, табак, чай и игральные карты подлежали оплате таможенной пошлины. Если пассажир вез с собой в Финляндию велосипед, ружье, швейную машинку, фотоаппарат, музыкальные инструменты и другие подобные предметы иностранного производства, он был обязан получить в русской таможне свидетельства, что оно вывезено из России. Теперь это называется таможенной декларацией. В противном случае при возвращении в Россию за их ввоз русская таможня могла потребовать уплаты пошлины. Тем не менее, никакого заграничного паспорта для проезда на территорию Финляндии не требовалось, и дачники беспрепятственно пересекали границу.
Несмотря на некоторые неудобства пересечения границы, Финляндия все же имела массу других преимуществ перед Россией. Главное, что цены здесь были значительно ниже. Дачу можно было снять в зависимости от их расположения и доходов съемщика. Самые дорогие – на побережье Финского залива. Отдельный коттедж здесь с мебелью из 8 комнат стоил на сезон рублей 600, крестьянский дом подальше от береговой кромки обходился в 75-250 рублей на лето. Наиболее комфортабельными были собственные роскошные дачи, но и чиновник средней руки мог позволить снять домик или комнату в Куоккале. Ввиду дороговизны петербургских квартир многие дачники оставались тут и на зиму, сняв, где-нибудь дешево деревенский дом на весь год.
Уже с конца ХIХ века здесь возник настоящий дачный ажиотаж. Число жителей в местных поселках стало быстро расти за счет дачников и дачевладельцев. К 1908г. только в Терийоках официально насчитывалось 1400 дач, в Куоккале – 762, в Келломяках – 500. Постоянно здесь проживало более 5 тысяч жителей, в основном финнов, но почти 40% из них составляли и русские. Некоторые из них жили тут круглый год, а в Петербург ездили на работу, и таких стали называть «зимогорами». А в летний сезон сюда приезжало до 55 тысяч дачников. Например, в Куоккале постоянно проживало 1600 финнов, а жителей столицы летом сюда съезжалось до 30 тысяч человек.
В 1910г. Териокская община выделилась из Кивеннапского прихода и стала самостоятельной административной единицей. Территория прихода вытянулась вдоль Финского залива на 15 км и в ширину до 5 км, занимая площадь около 46 квадратных километров. В состав нового прихода вошли поселки Оллила (Солнечное), Келломяки (Комарово), Куоккала (Репино) с населением почти 19 тысяч человек. А Терийоки из заштатного города превратился в настоящую дачную столицу. Дальние дачные места Тюрисево (Ушково), Райвола (Рощино), Мустамяки (Горьковское), Каннельярви, Перкиярви (Кирилловское), лежали и за Териоками вплоть до самого Выборга вблизи железной дороги. Все же основное дачное население стремилось селиться поближе к железной дороге и к станции Терийоки, от которой было удобное сообщение с Петербургом.
Путь от Финляндского вокзала до Куоккалы занимал полтора часа. Поезд подходил к низкой, мощенной мелкими камешками платформе. Вдоль платформы, кроме деревянного здания вокзала, в ряд выстроились несколько магазинчиков и лавочек. В вечернее время привокзальную территорию освещали редкие керосиновые фонари на деревянных столбах.
К приходу каждого поезда из Петербурга на Станционной площади собирались местные извозчики, выполнявшие роль нынешних такси и «маршруток». Некоторые конные экипажи были заказаны заранее и ждали своих пассажиров. Отсюда низкорослые финские лошадки развозили их по ближним и дальним дачам поселка. В 1909 г. в Терийоках и Келломяках насчитывалось 335 извозчиков, в Оллила и Куоккале их было почти 100.
Сразу за вокзалом располагалась Станционная площадь, облепленная со всех сторон магазинами и лавками. Их именовали по именам владельцев – магазин Андреева, Громова, Федорова… Продукты дачники могли приобрести или здесь, или заказать на дом, причем цены оставались такие же умеренные, с накидкой нескольких копеек за привоз. В ходу были как русские рубли, так и финские марки. Деньги принимались на железных дорогах и в других казенных учреждениях по постоянному курсу, согласно которому 1 рубль равнялся 2 маркам 66 и ⅔ пенни. «Спутник по Финляндии» (1911) К.Б.Грэнхгагена рассказывал, что в Куоккале «имеются лавки, аптека и даже театр». И не только. В поселке еще и раньше появились частные магазины, фотоателье, парикмахерская, мастерская портного, зубоврачебный кабинет и даже гостиница и таверна. Все надписи делались для удобства покупателей и клиентов на двух самых распространенных языках: финском и русском. Причем, независимо от того, какому хозяину он принадлежал. В 1911г. в Куоккале 11 лавок и магазинчиков были финскими, а 6 – русскими.
http://www.repino.info/obshaya/istoriya/ist004.htm