Реклама — это не только двигатель торговли, но и эффективное средство пропаганды. Ведь даже совершенно невинные рекламные плакаты “товаров народного потребления” — это заодно и пропаганда определенного образа жизни, а иногда и реклама правительства или правящей партии, давшей населению возможность такой образ жизни вести, пусть даже лидеры правительства или партийные деятели на рекламных плакатах и не красуются.
Давайте посмотрим, какой была реклама в Третьем Рейхе. Заранее предупреждаю — ничего особо одиозного там. Самый одиозный рекламный плакат вынесен под заголовок — текст этой рекламы Coca-Cola гласит “Один народ, один Рейх, один напиток”.
Продолжим знакомство с нацистской рекламой Coca-Cola. Вплоть до начала войны это был один из самых популярных безалкогольных напитков в нацистской Германии. А кроме того, Coca-Cola была одним из главных спонсоров берлинских Олимпийских игр 1936 года. Реклама этого напитка в нацистской Германии мало чем отличалась от американской рекламы той же “колы”:
От американских плакатов этот отличается только “арийской” внешностью любителя заокеанского напитка.
В 1936 году в Германии проводились не только летние, но и зимние Олимпийские игры. Без спонсорства Coca-Cola не обошлось и здесь.
Еще одна “олимпийская” реклама 36-го года.
“Кола” — однозначно очень спортивный напиток. Футбольная реклама 1938 года.
И, конечно же, к этому напитку неравнодушны очаровательные фрау:
В 1940 поставки концентрата для производства “колы” прекратились, но на немецком заводе в Эссене придумали удачный заменитель — “фанту”:
А теперь немного рекламы немецкого автопрома:
Откладывай по 5 марок в неделю и станешь счастливым обладателем “народного автомобиля”. Правда, крупносерийное производство уже после войны и, действительно, стал народным во многих странах мира.
Если копить на этот “мерс”, откладывая по 5 рейхсмарок в неделю, то обладателями этого авто станут счастливые внуки. Но в довоенной Германии был спрос и на такие машины.
Немного бытовой электроники:
Отличный радиоприемник. И стоит всего 75 марок (примерно половина средней зарплаты немецкого рабочего).
А вот телевизоры стоили в нацистской Германии дороже — целых 650 марок. Правда, купить их и за такую цену было проблематично — их было выпущено всего 50 штук и все они были отправлены в военные госпиталя (более подробно о довоенном телевидении в разных странах я рассказывал здесь).
А теперь небольшая подборка рекламы времен войны. Все картинки взяты из журнала Illustrirte Zeitung Leipzig за 1944 год.
Странная реклама — Focke-Wulf рассказывает читателям журнала о том, что занимается производством самолетов вот уже двадцать лет. Сейчас компания работает “для установления нового порядка в Европе”. А после войны вернется к производству мирной продукции. Будет использован весь богатый опыт, накопленный за военные годы. Социальная реклама, по всей видимости.
На дворе 44-ый год. США и Германия уже давно находятся в состоянии войны, а немецким заводам Ford война не помеха. Наоборот — спрос на продукцию только растет. Сопровождающий картинку текст, всячески расхваливает достоинства фордовских грузовиков, решающих важные задачи на дорогах Европы.
Социальная реклама в чистом виде. Невзирая на варварские бомбардировки немецкое здравоохранение работает как и прежде. Немецкие дантисты и их европейские готовы оказать вам помощь и сегодня и завтра, с тем же мастерством, с каким они помогали вам вчера.
Реклама клея UHU. “Немецкие дети. Будущие европейские изобретатели”. Пока взрослые сражаются на фронте, будущие изобретатели и конструкторы клеят модели будущих машин. Покупайте замечательный клей UHU.
Реклама автозавода Borgward. Пафосный текст рассказывает о том, что богатый опыт, накопленный немецкой автопромышленностью за годы войны, будет востребован в мирное время в новой свободной Европе. А грузовики от Borgward станут самыми полезными из машин.
Длинный текст расписывает достоинства фотопленки Hauff и напоминает о том, что фотопленку компания выпускает с 1891 года. И опять говориться о том, что после войны покупатели смогут использовать эту пленку во время увлекательных путешествий по Европе и миру.
Реклама компании Efasit — – производителя средств ухода и за обувью и за ногами. Сейчас компания работает на вооруженные силы. Но, после войны, продукция компании станет доступна и мирным жителям.
Реклама Dujardin — “на протяжении многих лет крупнейшей винокурни Германии”. Но текст опять не про вино, а про то, как хорошо будет после войны.
Реклама компании Hartmann, выпускающей бинты. Во время войны бинты востребованы как никогда, но свою высокую репутацию компания заслужила еще в мирное время. Сейчас компания вносит свой вклад в будущее Европы.
Реклама тракторов, молотилок и прочей сельхозтехники компании LANZ. Заголовок текста — “Картина мирного времени”. После войны техника от LANZ будет пахать, сеять, молотить на полях новой свободной Европы.
Да, именно такая риторика использовалась в нацистских журналах на завершающем этапе войны. Правда, представления о послевоенной “новой свободной Европе” по разные стороны фронта радикально отличались друг от друга.