Религия рабов или Двигатель прогресса?

Некоторые историки утверждают, что христианство принесло нашей стране больше вреда, чем пользы. Якобы жили на Руси гордые свободолюбивые славяне, но пришли греки и насильно привили народу “религию рабов”. В действительности крещение Руси стало важнейшим событием в её истории и судьбе. Лишь войдя в крестильную купель, славянские и угро-финские племена стали единым народом, обрели общие язык, культуру и нравственные нормы. Второразрядная языческая страна стала сильнейшей державой христианского мира.
крещение1
Развесёлые язычники.

Интерес к языческим культам распространён и сейчас, особенно среди молодых людей. Видимо, не все достаточно осведомлены о том, что такое истинное лицо язычества.

Развитые западные державы воспринимали Русь как страну варваров. И это было во многом обоснованно. Славяне имели весьма отдалённые и смутные представления о едином Боге-Творце. Религия их не была похожа на прекрасное язычество древних греков, а представляла собой суеверное поклонение природным стихиям. Причём оно принимало жестокие и дикие формы.

Благочестием древние славяне не отличались. Здесь процветали работорговля и кровная месть. Не было даже подобия судов, наказание виновных становилось делом родственников потерпевших, а власть закрывала глаза на самосуды, считая их нормой жизни.

Неумолимая жестокость наших предков наводила ужас на соседей. Нещадно грабя побеждённых, славяне тысячами убивали беззащитных людей. Наглядный пример -описания в летописях войн князя Святослава. После боёв у Доросто-ла русы устроили тризну по погибшим воинам и предали лютой смерти множество пленников и пленниц. Они топили в водах Дуная грудных младенцев, принося жертвоприношения злым богам. А потерпев поражение в Белобережье, Святослав во всём обвинил и зверски замучил своего брата Глеба, при этом его воины хладнокровно добили раненых боевых товарищей.

Жестокие и аморальные языческие традиции наложили отпечаток не только на войну, но и на мирную жизнь. Волхвы регулярно приносили в жертву невинных людей, причём предпочитали пленников-христиан. Их кровью “увеселяли” идолов и толпу. Судя по раскопкам захоронений на Днепре, славяне приносили в жертву даже младенцев. Существовала традиция, при которой мать многочисленного семейства имела право умертвить новорождённую дочь. Девочки не представляли собой ценности как рабочая единица и расценивались как “лишний рот”, поэтому с ними не церемонились. А в некоторых племенах, в свою очередь, детям дозволялось убивать больных и дряхлых родителей, обременяющих семью.

Для овдовевших славянок считалось нормой сжечь себя на костре вместе с телом мужа. Как и представители большинства языческих культов, славяне поклонялись изображениям мужского полового органа. А эротические игры, освящённые жрецами, являлись, по сути, пьяными оргиями и свальным грехом. Брачные союзы древлян, северян и вятичей напоминали животное сожительство, процветало многоженство, семейный быт был грубым и убогим. Особой низостью нравов отличались лесные древляне. Они то и дело насильно похищали понравившихся девушек и убивали друг друга в распрях и ссорах.

Лишь племя полян заметно выделялось необычным для славян целомудрием. Историки объясняют это прямым влиянием христианства. Апостол Андрей и его ученики проповедовали Евангелие как раз в районе проживания полян, и память об этом осталась на многие века.

Язычество поддерживало раздробленность древнерусского государства способствовало вечным междоусобицам. Только с принятием христианства народам Руси удалось объединиться. Серьёзной проблемой для древних славян было злоупотребление алкоголем. Религиозные обряды сопровождались пиршествами, на которых полагалось напиваться до поросячьего визга. По рукам ходил кубок, над которым пирующие произносили не добрые тосты, а проклятия.

А вот в православной России душевое потребление алкоголя было очень низким. Например, в конце XIX века люди выпивали в год менее 2,5 литра на душу населения -это почти в десять раз меньше, чем во Франции или з современной России.

От Андрея до Ольги.

Первые христиане появились на территории будущих земель Святой Руси ещё в I веке нашей эры. Покровитель Русской Церкви святой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Скифии и доходил до Киевских гор, где водрузил крест и пророчествовал о грядущем христианском государстве.

Православие шло к нам из Византии, с которой славяне торговали, а иногда и воевали. Христианами становились многие купцы и воины, побывавшие в Царьграде (Константинополе). Стараниями византийских миссионеров святых Кирилла и Мефодия имевшие зачатки систем письма русичи в IX веке обрели собственную славянскую азбуку. Святое крещение приняли сотни знатных семей и представители простого народа. В правящем классе становилось всё больше христиан. Стали строиться православные храмы. Первый из них, построенный из дерева храм Софии – Премудрости Божией, был освящён 11 мая 952 года.

После гибели князя Игоря, переусердствовавшего в сборе дани, его жена Ольга отомстила за смерть мужа и до совершеннолетия сына-наследника правила княжеством. Наведя порядок на своей земле, княгиня отправилась в Константинополь посмотреть на тамошнюю жизнь. Впечатлённая увиденным, оттуда она вернулась христианкой, а её крёстным отцом стал византийский император Константин.

Провести всеобщее крещение народа Ольга не решилась, но создала благоприятные условия для желающих стать христианами.

Выбор князя Владимира.

Когда на престол взошёл князь Владимир, внук Ольги, его главной задачей стало объединить народ. Поначалу он шёл. проторённой дорожкой: устанавливал новые статуи идолов, пытался реформировать язычество и создать единый пантеон богов. Но все эти попытки потерпели крах. Русь в то время простиралась от Восточных Карпат до Волги и от Балтийского моря до Чёрного. Такую огромную территорию язычеством было не объединить.

Как русич, Владимир хотел решить вопрос раз и навсегда, одним махом. Пусть это и выглядит грубовато, но именно такое стремление привело его к мысли о единобожии.

К Владимиру приходили проповедники. Магометане прислали в Киев своих законников. Распространён миф, что русские не приняли ислам из-за запрета употреблять вино. На самом деле “питейная” причина стояла на последнем месте, это был лишь повод вежливо отклонить предложение. Куда более вескими причинами стало неприятие русским народом обрезания и одобрение исламом кровной мести, которую необходимо было искоренить.

Пришли и хазары проповедовать иудаизм. Владимир спросил: “Где ваше Отечество?” Они ответили, что оно в Иерусалиме, но Бог во гневе Своём расточил их по землям чуждым. “И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?! – возмутился князь. – Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества!”

Не затронули душу и речи немецких католиков. “Идите обратно, – сказал им Владимир, – отцы наши не принимали веры от Папы!”

Лишь греческий философ, рассказавший о Ветхом и Новом Завете, о святых таинствах, важнейших Божьих заповедях, об участи праведников и грешников, смог заинтересовать князя.

Чтобы окончательно определиться в выборе, Владимир отправил в соседние государства послов. Они должны были посмотреть, кто и как поклоняется Богу. Магометанские храмы не произвели благоприятного впечатления, моление верующих показалось послам унылым, а их лица -печальными. В богослужении и обрядах католиков недоставало величия и красоты, католицизм казался надменным и чопорным. В Константинополе же послы побывали в храме Святой Софии – восьмом чуде света, которое поражает людей даже в наше время. В тот день Константинопольский Патриарх как раз совершал литургию. Великолепие храма, богатые одежды священников, благоухание фимиама и сладостное пение, таинственность обрядов изумили киевлян.

Казалось, Сам Всевышний обитает в этом храме и соединяется с людьми. “Мы не помнили, где мы находились – на земле или на Небе! – с восторгом сообщали посланники. – Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной!”

Крещение по-киевски.

Могущество и слава не позволяли Владимиру скромно креститься в собственной столице. Гордый князь решил принять христианство в самой Византии. Причём он не просил, а требовал на правах победителя!

В 988 году, захватив Корсунь (Херсонес), великий князь в ультимативной форме предложил царям Василию и Константину отдать ему в жёны их сестру Анну, угрожая осадить Константинополь. Не желавшие, чтобы сестра пополнила гарем языческого многожёнца, цари ответили, что для этого Владимир должен креститься и объявить Анну единственной законной супругой.

Князь и его дружинники торжественно крестились в Херсонесе, и Владимир (в крещении – Василий) обвенчался с царевной. Вернувшись с молодой супругой в Киев, князь крестил своих детей и объявил всем своим предыдущим женам, что он даёт им свободу и позволяет выйти замуж за любого дружинника. Для тех времён неслыханная гуманность. Обычно с ненужными жёнами не церемонились – их топили, резали или просто бросали в темницу до конца жизни.

В Киеве и других городах началось уничтожение идолов, Владимир велел киевлянам явиться на берег Днепра, объявив: “Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке – тот будет против меня!”

Священники освятили реку, и произошло первое в мировой истории неслыханное по массовости и величию крещение народа. Это было космическое зрелище и событие вселенского значения!

Не ограничившись столицей, Владимир распространял святую веру в городах и весях своей державы. Уже за первые три года христианство достигло Верхней Волги, Ростова и Суздаля.

В Киеве и других епархиях строились церкви и монастыри. Первым русским митрополитом стал грек Феофилакт, присланный Константинополем, а со временем стали появляться всё новые русские церковные иерархи. Впоследствии после падения “второго Рима” – Константинополя Русская Церковь обрела автономию и духовный статус Третьего Рима.

Киевская Русь стала частью мирового христианского общества.

В.Константинов “Интересная газета. Загадки цивилизации” №2 2009 г

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий