Расцвет небезызвестного Ку-Клукс-Клана пришелся ка двадцатые годы XX века, да и впоследствии Клан насколько раз возрождался – уже прошла Вторая мировая, а в США все еще имели место убийства негров, происходящие на глазах у добропорядочных американце». Поэтому, как считается, в США и появляются «Черные пантеры», ничуть не менее жестока убивающее «белых расистов».
В середине 60-х годов Америка была охвачена красивыми идеями Мартина Лютера Кинга о противлении злу добром и ненасилием – и практически в это же время убивают идола черной молодежи, «черного мусульманина» Малькольма Икса. Это стало символическим окончанием эпохи непротивления.
Именно в этот момент познакомились Хью Ньютон, Бобби Сейл и еще несколько молодых черных, только что закончивших школы или колледжи. Ими и были созданы «Черные пантеры» с целью «охраны черных гетто от нападения полицейских и белых расистов». Своей эмблемой они выбрали черную пантеру, так как она никогда не нападает первой, но если напасть на нее, она уничтожит врага. Форма была придумана соответствующая черные береты, черные кожанки и голубые водолазки с пририсованной черной пантерой.
Первый «акт защиты» широко известен, оброс множеством подробностей, да и вообще стал своего рода народной легендой. Перед полицейской машиной, заявившейся в черное гетто, появился вооруженный до зубов Хью Ньютон и громогласно заявил: «У тебя есть оружие, но и у меня есть оружие. И если ты, свинья, меня тронешь, то я буду защищаться». Собралась огромная толпа зевак, которых полицейские пытались было разогнать, но Ньютон разъяснил окружавшим «собратьям» их права – в частности о праве наблюдать за происходящим. Заодно и не забыл упомянуть о новой партии, ее целях и задачах. Полицейские под шумок ретировались, а пораженная молодежь черного квартала немедленно пошла записываться в «Пантеры» – в первый же день партия пополнилась двенадцатью новыми активистами.
Активисты Пантер буквально играли с полицией. На своих машинах, увешанные оружием, они ездили за копами, не нарушая, при этом, ни на йоту правила дорожного движения и наблюдали за всеми их действиями. Если полицейские останавливались – немедленно останавливались и «Пантеры», невзначай демонстрируя из окон заряженные дробовики (правда, с пулями, недосланными в патронник: согласно тогдашним законам такое оружие не считалось заряженным). При первых же претензиях со стороны полицейских, в ход незамедлительно шли тома всевозможных законов, с которыми активисты не расставались так же, как и с дробовиками – а этих сборниках тут же выискивались положения, подтверждающие их юридические права. Полиции, разумеется, такое поведение совсем не нравилось -и было ясно, что рано или поздно, одна из противостоящих сторон не выдержит и первой откроет огонь на поражение.
Тем временем движение «Черных пантер» ширится с запада на восток по всей стране, проникая в любые закоулки черных гетто. Число Пантер быстро достигает двух тысяч человек – уже летом 1968 года Дэвид Бротерс организовывает отделение «Черных пантер» в Бруклине, а несколько месяцев спустя филиал Пантер появляется в знаменитом Гарлеме. Через некоторое время Пантеры постепенно превращаются в радикальную марксистскую группировку и призывают все черное население Штатов «вооружиться, освободить себя от позорных санкций белой Америки, добиться равноправия и уничтожить тех, кто желает оставить черных в их гетто». Днем активисты Пантер действовали совершенно легально – но согласно упорно циркулирующим слухам ночью эти же люди выходили на улицы и убивали тех, сто был заподозрен в расистских избиениях черных (да и, весьма возможно, тех, кто попросту «лицом не вышел»).
В конце концов то, «о чем так долго говорили большевики», свершилось – вс время очередного преследования полицейской машины Хью Ньютоном сотоварищи, завязалась перестрелка. Извечный вопрос «кто виноват?» до сих пор висит в воздухе, но результат, как говорится, налицо – один полицейский был убит, второй – ранен. В убийстве власти не замедлили обвинить Хью Ньютона. После этого общественное мнение Америки начало буйно протестовать – не одни только черные добивались его освобождения, белые по всей стране (главным образом в университетах) также принялись рьяно отстаивать свободу лидера Пантер: в частности появилась организация Honkies for Hue (хонки на жаргоне обозначает «белую рвань» – этим нелестным прозвищем черные поголовно именовали белое население Америки). Ньютона быстро сажают за непредумышленное убийство, но через некоторое время так же быстро отпускают – давление общественности и невозможность представить на суд этой самой общественности какие-либо внятные аргументы й доказательства вины Ньютона сделали свое «черное» дело.
В апреле 1968 года был убит доктор Мартин Лютер Кинг – черные радикалы относились к нему без особого почитания, считая его современной реинкарнацией дядюшки Тома. Но так как убит был черный, сражавшийся с государством за права черных, то несколькими активистами Пантер было принято решение отомстить за его смерть. Этим наполеоновским планам не было суждено осуществиться – мстители попали а окружение полиции и после продолжительной перестрелки были повязаны. В перестрелке убили одного из лидеров «Пантер» Бобби Хаттона, другой неформальный вождь – Элдридж Кливер – сбежал на Кубу и несколько лет там скрывался. Вскоре после этих событий активист Пантер Дэвид Хиллард спросил на одном из митингов у присутствующих – хотят ли они мира. Воспитанные на идеалах «детей цветов» и непротивления злу насилием, собравшиеся митингующие сообщили, что, таки да, хотят. В ответ миролюбивые граждане услышали от того же активиста, что мира не будет. «Пора сражаться» – заявил собравшимся Дэвид Хиллард. Хотя в то же время Пантеры поначалу предпринимали действия, не сильно согласующиеся с предыдущими воинственными заявлениями. В частности, они устроили бесплатную раздачу завтраков в черных школах для бедняков – при этом состоятельные черные оперативно состряпали полиции кляузу, что средства на этот акт благотворительности были с них попросту содраны путем вымогательств со стороны актива партии.
В августе 1968 года начинается война «Черных пантер» с полицией – перестрелки разгораются в Детройте и Лос-Анджелесе, чуть позже полиция нападает на офисы Пантер в Идианаполисе, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско, Нью-Йорке. В сентябре полторы сотни полицейских нападают на дюжину Пантер прямо в зале суда. В июле 1969 года полиция нападает на Чикагское отделение партии. Пантеры, державшие в офисе оборону, упорно отстреливались в течение целого часа. В конце того же года полиция осаждает офис Пантер в Лос-Анджелесе – там сопротивление было организовано на порядок лучше, поэтому активистам удалось держать оборону в течение пяти часов. Всего в 48 перестрелках погибло двенадцать полицейских и десять Пантер. Глава ФБР не замедлил объявить черных радикалов в том, что они представляют собой самую серьезную угрозу для внутренней безопасности страны.
В это же время леваки снимают фильм о «Черных пантерах» и демонстрируют его в университетах по всей стране. В результате студенты Йельского университета забастовали, требуя отпустить арестованных черных, а властям пришлось устраивать с народом публичные дискуссии, оправдывая свои действия,
В довершение всего Пантеры переругались между собой – кто-то подался в легальную политику, кто-то отошел от дел, сославшись на усталость от радикализма, кто-то вернулся к изначальные идеям доктора Кинга о ненасилии, а кого-то элементарно убрали, так как Пантеры, кроме основной борьбы с «белыми расистами», попытались уничтожить наркоторговлю в родных гетто – в результате воевать пришлось на два фронта: и со стражами порядка, и с драгдиллерами. Пантеры просуществовали еще несколько лет, после чего как организация канули в Лету.
Интересно, что «Пантеры» с самого своего рождения ухитрялись добиваться поддержки со стороны разных и довольно неожиданных персонажей, так как им был чужд традиционный левый максимализм. Пантер поддерживали, в частности, левые интеллектуалы Европы – несмотря на показное презрение к белым радикалам, Пантеры не отказывались от их поддержки, «Пантер» поддерживал Жан Жене, из-за чего власти США запретили ему въезд в страну. У Дэвида Хилларда однажды брали интервью, в котором спросили о его отношении к гомосексуалистам и о том, известно ли ему, что Жан Жене – голубой. Хиллард ответил примерно следующее: «Знаю, ну и что? Если бы все гомосексуалисты рвались за океан, чтобы поддержать «Пантер», это было бы совсем неплохо». Правда, поначалу Пантеры относились к голубым примерно так же, как относилось к ним и белое общество. Но через какое-то время в одной из газет США появилась статья самого Ньютона, писавшего о необходимости помогать гомосексуалистам и защищать их, как меньшинство, ибо «голубые поддерживают Пантер». Считается, что именно Пантеры привили черному населению склонность к самозащите (которая, впрочем, часто превращалась – в самосуд над неугодными белыми). К тому же они одними из первых поддержали женское движение, в результате чего многие радикальные феминистки ответили взаимной поддержкой. Пантеры научили своих последователей качественно вести пропаганду, ведь никто до тех порке ухитрялся так использовать прессу и телевидение, и превращать захудалые судебные заседания или похороны в политическое действо.
Источник: “Интересная газета. Загадки цивилизации” №22 2012 г