Роберт ФУЛТОН – создатель парохода, кораблей и подводных лодок.

  Роберт ФУЛТОН Годы жизни: (14 ноября 1765, Литл-Бритен — 24 февраля 1815), американский изобретатель и инженер.1807г. -создал 1-й колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль.

Ювелир и живописец

Родители Фултона – ирландские иммигранты, имели убыточную ферму. После 1771г. они переехали в Ланкастер, здесь скончался отец Фултона в 1774г.
Чтению и письму Фултон научился дома, в 8 лет родители отдали его в школу квакеров. После, мальчик стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии.
Там занимался живописью миниатюрных портретов для медальонов и колец. 1786г. – юный художник уезжает учиться в Лондон, получив немного денег от торговцев-меценатов. К сожалению, учеба в Европе не принесла плодов.

Гребное колесо. Каналы

В данный период юноша ознакомился с новыми изобретениями, служащими для движения кораблей. Все эти изобретения основывались на работе 1-го весла, которое работало с помощью парового двигателя.

Фултон заинтересовался этим и начал экспериментировать с подобными механизмами. После нескольких опытов, ему в голову пришла идея об использовании нескольких работающих автоматически, одно за другим весел.
С 1794г. Роберт занялся разработкой системы каналов и уже в 1796г. написал Трактат об их усовершенствовании, где система внутреннего водного транспорта базировалась на небольших каналах, которые должны были быть созданы в раенах деревней и сел. Информация его оказалась полезной для строительства нескольких мостов на Британских островах, однако каналы так и не прокопали.

Франция. Подводная лодка.

  1797г. – Фултон переехал в Париж, где предложил проект подводной лодки «Наутилус» как средство в войне Франции с Англией. Принцип её действия заключался в том, что Подводная лодка подплывала к английским кораблям с порох, который позже взрывали. Однако французское правительство не приняло его идею.
Несмотря на это, Роберт Фултон и не думал сдаваться. В 1800г. он строит «Наутилус» за свои деньги и испытывает на реке Сене. И наконец правительство разрешает ему испытать «Наутилус» на деле. Несмотря на все старания, проект Роберт не оправдывает себя – английские корабли уходят от медленной подлодки на ветру и быстром течении.

Пароход
1803г. в Париже на р. Сене испытывается 1-й пароход, созданный Р. Фултоном.

1801г. – Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, который имел разрешение на навигацию кораблей внутри штата Нью-Йорк сроком в 20 лет. Они создают пароход, по идеям и разработкам Фултона. Проект имел длину в 20 метров и двигатель на 8 лошадиных сил (далее л.с. ). К сожалению, двигатель проломил корпус парохода. После этого Роберт заказал двигатель на 24 л.с. ,а Ливингстон получает разрешение плавание по реке Гудзон.
В 1805г. Фултон едет в Лондон и предлагает свой проект военной подлодки«Наутилус», однако и там его детище не оправдывает себя. Через некоторое время компоненты парохода были готовы к отправке в США.

В 1806-м Роберт возвращается в Нью-Йорк , где лично контролирует создание парохода. Несмотря на неудачи, Фултон предлагает Американскому правительству «Наутилус» и вновь терпит крах.

В августе 1807г. «Пароход» длиной 45 м был завершен. Двигатель содержал 1-н цилиндр и работал на дубовых и сосновых дровах .Он преодолел 240 км от Нью-Йорка до Олбани за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/час, монополия же требовала скорости всего 4 мили/ч.
После установки мест в каютах парохода, названного «Северный Речной Пароход», Роберт организовал платные поездки в сентябре 1807г. Каждые 2 недели он осуществлял 3 плавания из Нью-Йорка в Олбань и обратно, перевозя пассажиров и небольшие грузы. Во время 1-го зимнего сезона Фултон расширил корпус судна, усовершенствовал конструкцию коленчатого вала, колес и модернизировал пассажирские каюты. В 1808г. Пароход был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт».

В том же 1808г. Роберт взял в жены племянницу своего приятеля, Гарриет Ливингстон.
1811г. – построен пароход «Новый Орлеан» под руководством Фултона. Он отправился на юг, для получения разрешения Р. Ливингстона и Р. Фултона на плавание в водах Нового Орлеана.

Паровой военный корабль

1812г. Роберт создал 1-й паровой военный корабль с целью защиты Нью-Йоркской Гавани от атак Английских кораблей «Demologos», или «Фултон». Судно имело 2 параллельных корпуса и гребные колеса между ними. Паровой двигатель находился в 1-м корпусе, а паровой котел — в 2-м. Корабль имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и мог двигаться со скоростью не более 11 км/ч. В 1814г. военный пароход успешно прошел морские испытания, однако ни разу не был пущен в дело, а в 1829г. Военный корабль был и вовсе уничтожен случайным взрывом.

Патентная борьба

Начиная с 1810г. 3 парохода Фултона проводили плавания по рекам Гудзон и Раритан. Пароходы начали заменять паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Роберт отдал огромную долю своих доходов из-за многократных нарушений патентных прав создателя на пароходы, однако конкурентов с каждым разом становилось все больше. После, практически все оставшиеся финансовые сбережения Фултон растратил на подводные проекты (вновь не принесшие успеха) и на благотворительность.

В 1815г. Роберт простудился по дороге в Нью-Йорк, там и скончался. Семейство Фултона искало помощи у американского правительства, однако лишь в 1846г. Конгресс выдал им 76 300 $.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий