25 февраля 1959 года родился Алексей Балабанов — невеселый сказочник, режиссер, каждый фильм которого становился событием. Балабанов был разным, но в каждом из воплощений своего таланта оставался честным. Он, как и герой его фильмов «Брат» и «Брат 2» Данила Багров, был убежден в том, что сила в правде, поэтому его кино — настоящее, нередко настолько, что кажется, такого и быть-то не может. Алексей повторял: снимаю кино про себя, про то, что знаю, вижу, чувствую. Балабанов никогда не юлил, не строил из себя космополита: «Это у меня самая любимая поговорка русская — где родился, там и пригодился. Живи себе в своей стране со своими людьми, и будет нормально, будет хорошо, и все…».
В день рождения одного из главных режиссеров постсоветской России Diletant.ru решил вспомнить, какой «рисовали» страну другие художники современного кинематографа.
«Рок», 1988 год
Документальный фильм Алексея Учителя, посвященный советскому року 1980-х годов, в свое время стал информационной бомбой. Режиссер снял честное кино о нелегкой жизни рок-музыкантов в тоталитарной стране. Помимо «Кино» в съемках приняли участие члены групп «Аквариум», «АукцЫон», «АВИА» и «ДДТ». Многие критики считают, что после выхода фильма Учителя лучше о русском роке ничего снято не было.
«Край», 2010 год
Одна из последних работ Алексея Учителя, «Край», тоже вызвала немало споров — одни обвиняли фильм в антисоветчине и русофобии, другие считали, что в «Крае» нет ни антисоветской, ни антифашистской пропаганды. Это кино про людей в один из самых непростых для страны периодов. Тем не менее, картина была выдвинута от России на «Оскар» и номинирована на «Золотой глобус». А сам режиссер так отозвался о своей работе: «Я впервые снимал картину, которая, мне кажется, тронет всех и будет интересна зрителю от 5 лет до глубокой старости. И если будут слезы, смех и другие разнообразные эмоции, я буду счастлив».
«Брат”/”Брат 2», 1997/2000 годы
Сергей Бодров и Алексей Балабанов
«Брат» (и его продолжение) — без сомнения главный фильм «лихих 90-х» и наиболее известная работа Алексея Балабанова. Именно эту ленту вспоминают первой при упоминании имени режиссера. Картина сделала Балабанова знаменитым среди широкой публики: на тот момент в кинокругах его воспринимали скорее как артхаусного режиссера.
Алексей говорил, что первый фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: «Денег не было снимать интеллектуальные фильмы. …В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел «Антикиллер» Корецкого и решил снять фильм про бандитов — модно было».
Народный успех «Брата» с одной стороны открыл для режиссера многие двери, с другой, как часто бывает, стал ярлыком — от него стали ждать похожих работ. По словам Алексея Балабанова, это был фильм о человеке, прошедшем войну и ставшем на ней другим. Позже режиссер еще раз возвращался к теме чеченской кампании в ленте «Война» 2002 года
«Брат» Данила Багров — улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знал «в чем правда», и вершил справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим. Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего. Балабанов не раз признавался, что без Сергея фильм и герой получились бы другими: «Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова — к тому времени я уже видел «Кавказского пленника», где он сыграл одну из главных ролей, немного представлял, какой Сережа в жизни. Какой он? Обаятельный. И совсем не актер. …Он просто органично существует в пространстве».
«Груз 200», 2007 год
Алексей Балабанов на съемках фильма «Груз 200»
«Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова», как гласит его слоган, был впервые показан на фестивале «Кинотавр» в 2007 году, где буквально расколол российское киносообщество. Критики назвали его «самой яркой» картиной фестиваля, жюри же просто проигнорировало. Публика тоже реагировала неоднозначно, что неудивительно, показанная в ленте история вряд ли может вызвать какие-то чувства, кроме отвращения. Тем не менее, обвинять Балабанова в надуманности сюжета и намеренной «чернухе» сложно, настолько правдоподобно показаны события.
«…Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина. …Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984 год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким», — рассказывал режиссер о своем фильме в одном из интервью.
Несмотря на то, что все фильмы Алексея Балабанова разножанровые, он сумел создать свой узнаваемый стиль — «балабановщину». Кого-то от нее коробит, кто-то в нее влюблен, но равнодушных не остается.
«Страна глухих», 1998 год
Кадр из фильма «Страна глухих», 1998 год
В «лихие 90-е» мафия глухих считалась чуть ли не самой жестокой в Москве. Она хотела быть в курсе всего, что было связано с их миром. Как только режиссер Валерий Тодоровский приступил к работе над фильмом «Страна глухих», ему сразу же пришлось познакомиться с авторитетами этой группировки.
«Нашу съемочную группу предупредили люди из мира глухих: если мы хотим нормально, плодотворно работать — без проблем, но нам необходимо получить благословение на съемки от уважаемых людей, — делился в интервью Валерий Петрович. — Мы поехали на встречу с «уважаемыми людьми» практически всей съемочной группой. Нас поили кофе и коньяком, а заодно рассказывали, почему нельзя обижать глухих».
Режиссер добавил, что во время общения с этими людьми он усвоил для себя, пожалуй, самое главное ощущение глухого человека — непонимание того, что происходит за твоей спиной.
«Стиляги», 2008 год
Идея музыкального фильма «Стиляги», рассказывающего о свободолюбивой молодежи, носившей в СССР 50-х годов яркие галстуки и юбки, слушавшей джаз и ненавидевшей «жлобов», принадлежит режиссеру Валерию Тодоровскому. Он неоднократно признавался, что снять эту картину было его мечтой: «Мне было сложно работать, но интересно. Я понимал, что могу рассказать за 3 минуты музыкальную историю, которая, например, у героя Гармаша длится 20 лет».
Сейчас и представить трудно, что за иностранные танцы могли исключить из комсомола, выслать из Москвы, уволить родителей. Главный герой фильма Мэлс (аббревиатура — Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин) стоит перед выбором — готов ли он ради любви отказаться от карьеры, бросить комсомол и стать стилягой, когда даже собственный брат его стыдится, и все вокруг говорят: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
«Елена», 2011 год
Режиссер Андрей Звягинцев с актрисами фильма «Елена»
Героине фильма Елене нужны деньги для внука, чтобы помочь ему поступить в институт и избежать армии, но ее состоятельный муж отказывает ей в помощи и тем самым провоцирует цепочку дальнейших событий. Андрей Звягинцев о своем фильме говорит так: «В «Елене» многие увидели борьбу богатых и бедных, причем богатые, считая себя пострадавшей стороной, делают из фильма своего рода манифест, дескать, надо делать заборы повыше, с бойницами для пушек. Я снимал фильм о другом. Меня интересовала внутренняя перемена в этой женщине, Елене, которая действует инстинктивно, как животное, защищающее свое потомство. Меня интересовал нравственный вопрос».
Картина получилась и остросоциальной, и философской разом: она и о том, как выглядит общество, в котором члены одной семьи могут находиться на разных концах социальной лестницы, и о личных переживаниях героев, преображающих их и меняющих их жизнь, и о вечных вопросах вроде противостояния непредсказуемой молодости и стабильной старости.
«Левиафан», 2014 год
«Левиафан» Андрея Звягинцева снят по мотивам истории ветхозаветного праведника Иова, которого Сатана испытал на истинность Веры всеми земными несчастьями. Режиссер перенес события этого предания в современную российскую действительность, подвергнув сходному испытанию своего героя Николая.
Лента интересна философской, идеологической подоплекой, ведь в ходе ее создания режиссер попытался раскрыть темы, которые в прошлом поднимали Достоевский и английский философ Томас Гоббс, к наиболее известному философскому сочинению которого, посвященному природе власти и способам наилучшего обустройства государства, и отсылает название фильма.