В 1907 году Сергей Дягилев, которого сегодня назвали бы арт-менеджером и продюсером, придумал и реализовал грандиозный проект – «Русские сезоны». Дягилев выбрал лучших танцоров, музыкантов, художников и декораторов и предоставил им абсолютную творческую свободу.
В Париже, куда в первую очередь труппа отправилась на гастроли, в это время культурная почва была настолько прогрета происходившими там событиями, что русский авангард в музыке и танце, созданный на основе традиционного искусства, но невероятно дерзко, ярко, размашисто, был принят овациями. А что тем временем происходило за кулисами?
Дягилев сумел собрать лучших танцовщиков и хореографов: Михаил Фокин, Анна Павлова, Вацлав Нижинский и его сестра Бронислава, Тамара Карсавина, Леонид Мясин, Серж Лифарь, Джордж Баланчин. Привлекались и зарубежные танцовщики, которые в труппе получали «русские» имена. Так, например, произошло с англичанами Патриком Хили-Кеем, Элис Маркс и Хильдой Маннингс, которые взяли русские псевдонимы Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова соответственно.
«Русские сезоны» в Севилье, 1916
Труппа Дягилева в буфете после репетиции. Санкт-Петербург. 1909. За столом в центре Тамара Карсавина, Николай Безобразов и Лидия Лопухова, cзади сидит Бронислава Нижинская, стоит справа в конце стола Вацлав Нижинский
Труппа Дягилева на репетиции. Сидит у фортепиано Игорь Стравинский, стоит перед роялем Михаил Фокин, стоит в центре Тамара Карсавина
Дирижер Эрнест Ансерме и Игорь Стравинский
Бакст и Дягилев с дамами
В перерыве между репетициями
Вацлав Нижинский, каким Дягилев встретил его в Санкт-Петербурге в 1908 году
Мясин и Дягилев на американском вокзале
Сезон концертов сменила опера, затем балет. Именно последний принес Дягилеву прибыль, что гарантировало продолжение проекта. Балетная труппа «Русские балеты» просуществовала до смерти Дягилева в 1929 году.
Сергей Дягилев с Тамарой Карсавиной
Дягилев и Мясин по прибытии в Нью-Йорк (в Америке фото будет напечатано с подписью «Мистер Дягилев и его слуга»)
Дягилев в окружении своих артистов перед отъездом из Чикаго. Слева направо: Адольф Больм, Сергей Григорьев, Леонид Мясин, Лидия Соколова, Хильда Бьюик, Лидия Лопухова, Любовь Чернышева и Ольга Хохлова
Дягилев, Полунин и Пикассо, Лондон, 1919
За кулисами «Русских Балетов», 1916 год
Стравинский и Мясин
Компания «Русский балет”
Леонид Мясин (Архангел Гавриил) и Лидия Соколова (Мария) репетируют сцену Благовещения из «Литургии”
Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Игорь Стравинский и Леон Бакст на террасе у «Бельрив”
Игорь Стравинский, Ружена Хвощинская, Сергей Дягилев и Леон Бакст, лето 1915-го
Михаил Фокин позирует скульптору Гонсалесу. 1910
В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства»: Александр Бенуа, Леон Бакст, Николай Рерих. Привлекал Дягилев также русских авангардистов и европейских художников, например, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Коко Шанель и Анри Матисса и многих других. Музыку для Дягилева писали Рихард Штраус, Эрик Сати, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси и Игорь Стравинский. За двадцать лет «Русские сезоны» кардинально изменили представления о театре и танце.
Репетиция в Лозанне
Дягилев с друзьями в Ницце. В центре — Карсавина, Нижинский, Стравинский. 1911 год
Ромола и Вацлав Нижинские и их дочь Кира в Нью-Йорке. Весна 1916-го
Серж Лифарь
Танцовщики Серж Лифарь, Жорж Баланчин и балерина Тамара Жевержеева. Монте-Карло. 1920-е
Ольга Хохлова и Сергей Дягилев
Энрико Чеккетти (в центре) с несколькими солистами Русского балета. Во втором ряду, за ним — балетмейстер Сергей Григорьев
Алисия Маркова и Антон Долин
Бронислава Нижинская, Антон Долин, Жан Кокто, Леон Волзиковский и Лидия Соколова
Вацлав Нижинский и композитор Морис Равель
Музыкант Марк Энтони, Алисия Маркова и Антон Долин
Николай Кремнев, Александр Бенуа, Борис Григорьев, Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и Серж Лифарь
Серж Лифарь, Игорь Стравинский и Сергей Дягилев
Сергей Дягилев, Бронислава Нижинская, Игорь Стравинский, Эрнест Ансерме в Монте-Карло, 1923-й
Последнее выступление труппы состоялось в Виши 4 августа 1929 года.