«С широко закрытыми глазами». история фильма и связанных с ним загадок

Сегодня Diletant.ru решил вспомнить, как создавалась кинокартина «С широко закрытыми глазами», которая вышла спустя несколько месяцев после смерти ее режиссера, Стэнли Кубрика.

«С широко закрытыми глазами». история фильма и связанных с ним загадок

В основу сценария положена «Новелла о снах» австрийского писателя-импрессиониста Артура Шницлера, изданная в 1926 году. Действие происходит в начале 20 века в Вене и начинается как раз в канун Марди Гра (Жирный Вторник, близкий аналог нашей Масленницы, приходящийся обычно на середину февраля). Кубрик переносит действие из Вены в Нью-Йорк, с начала ХХ века — на конец, и, что примечательно, с Жирного Вторника — на канун Рождества. Кроме того, Кубрик, желая снять фильм про рафинированных американцев, стирает еврейское происхождение основных героев. В остальном кинолента, хоть и не на 100%, но достаточно близка к тексту, по мнению критиков является лучшей экранизацией новеллы.

Впервые ознакомившись с работой Шницлера в 60-х, Стэнли Кубрик задумался об её экранизации только в 80-х. Интересно, что тогда в главной роли он видел известного комика Стива Мартина. Работа над фильмом началась только в 1994 году. Съёмки начались в 1996 и длились более 400 дней. Первоначально роль семейной пары Кубрик предполагал отдать супругам Алеку Болдуину и Ким Бейсингер.

«С широко закрытыми глазами». история фильма и связанных с ним загадок

Алек Болдуин и Ким Бейсингер

Однако в итоге предложил другой паре — Тому Крузу и Николь Кидман. Круз и Кидман подписали бессрочный контракт, то есть обязались сниматься столько, сколько было нужно Кубрику, как бы долго это ни продолжалось Сами съёмки негативно сказались на их семейной жизни, и вскоре после окончания работ супруги развелись.

Известный своим перфекционизмом Кубрик растянул послесъемочную подготовку фильма еще почти на год. Премьера состоялась 13 июля 1999 года. А сам режиссёр скончался от сердечного приступа 7 марта 1999 года в возрасте 70 лет. Естественной ли была его смерть, и был ли на самом деле закончен фильм — споры не утихают и по сей день. Ходят слухи, что к фильму в итоге приложили руку Стивен Спилберг и Сидни Поллак, сыгравший в фильме одну из ролей.

«С широко закрытыми глазами». история фильма и связанных с ним загадок

Круз, Кидман и Кубрик на съёмках картины


Известно, что Стенли Кубрик возлагал на свой последний фильм большие надежды и ожидал, что тот станет самым большим его вкладом в мировой кинематограф. Хотя, бытует также версия, что маэстро был резко недоволен результатом своих многолетних трудов.

Критики встретили фильм в целом положительно, но не восторженно. Сложный киноматериал и чрезмерная длительность лишили картину шансов на получение высоких наград.

Однако с годами популярность фильма росла. Сейчас практически каждый серьёзный кинокритик считает своим долгом привести свою уникальную интерпретацию именно этой работы Кубрика. Также «С широко закрытыми глазами» фигурирует в верхних строчках всевозможных кинорейтингов, если речь идёт о 90-х.

Для понимания фильма чрезвычайно полезно ознакомиться с концепцией психоанализа о снах, появившейся и набравшей популярность в начале 20-го века. Зигмунд Фрейд, основатель метода, говорил, что толкование сновидений есть Via Regia, Царский Путь к познанию бессознательного. В снах раскрывается бессознательное, наполненное нереализованными желаниями и фантазиями, в первую очередь, сексуальными. Именно о природе сексуальных фантазий, об их «сонной» природе говорится в картине Кубрика.

«С широко закрытыми глазами». история фильма и связанных с ним загадок

Кадр из «С широко закрытыми глазами»

Музыка в фильме не менее волшебная и загадочная. Одним из лейтмотивов картины является «Вальс № 2» из «Джазовой сюиты» Шостаковича, история которого полна загадок. Нотная запись многоголосного музыкального произведения этого вальса, такого знакомого и похожего на многие другие вальсы, была утеряна и восстановлена чуть ли не по газетной вырезке.

Еще одна загадка — это пугающее и завораживающее пение на непонятном, неземном языке во время загадочного ритуала в Замке. Композитор фильма использовал здесь фрагмент православной Литургии на румынском языке прокрученной в обратном направлении.

Кроме того, в фильме используется пьеса Листа «Серые облака», отрывок из «Реквиема» Моцарта, а также музыка венгерского композитора-авангардиста Дьёрдя Лигети. Интересно, что музыку последнего Кубрик использовал ещё в своей «Космической Одиссее», причём без разрешения, чем вызвал долгое разбирательство между композитором и компанией MGM.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории