23 февраля 1937 года родился Владимир Балон, советский спортсмен, актер и каскадер. Diletant.ru вспоминает самых известных каскадеров и постановщиков трюков в советском кино.
Владимир Балон
Когда в 1961 году Владимир Балон переехал жить в Москву, Эльдар Рязанов начал съёмки своего фильма «Гусарская баллада». Балон, приглашённый как опытный фехтовальщик, участвовал в массовке в ролях то французов, то русских во время боёв и сыграл одну из эпизодических ролей — адъютанта Кутузова. После этого Владимир Яковлевич оставил профессиональный спорт и ушёл в кинематограф, хотя у него и не было актёрского образования. Зачастую режиссёры предлагали ему сняться в какой-нибудь роли в тех картинах, где он был постановщиком боёв. Так в 1970 он снялся в двух картинах, где сыграл трёх персонажей — «Чёртова дюжина» и «Шаг с крыши», где все герои его фехтовали. Но были и такие фильмы, где не было сражений, и Балон снимался просто как актёр — «Дайте жалобную книгу», «Николай Бауман», «Принцесса цирка», «Дерзость», «Петька в космосе» и другие.
В 1965 году он был приглашён на съёмки фильма «Директор». Вследствие трагической гибели исполнителя главной роли — Евгения Урбанского картина была приостановлена. А позже снята уже с другими актёрами.
В 1966 году Владимир Балон был приглашён в качестве постановщика фехтования в фильм «Берегись автомобиля», где Эльдар Рязанов также пробовал его на роль Семицветова, которую потом сыграл Андрей Миронов.
Настоящую известность Владимиру Балону принёс фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра», снимавшийся в 1978 году.
По прошествии многих лет Георгий Юнгвальд-Хилькевич решил снять три продолжения истории о мушкетёрах — «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» и «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини». Были приглашены все актёры, игравшие главные роли в первом фильме. Владимир Балон был постановщиком трюков в «Мушкетёрах двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», а в картине «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» обучал актёров фехтованию и ставил фехтовальные бои.
В 1987 году режиссёр Светлана Дружинина пригласила его поставить фехтование в четырёхсерийной картине «Гардемарины, вперед!», где тот сыграл небольшую, но заметную роль Жака, слуги шевалье де Брильи. Владимир Яковлевич неоднократно рассказывал о постановке трюков на этой картине в беседе с журналистами: «Помню, в «Гардемаринах» снимали длинный бой между Боярским и Жигуновым. Драка начинается в комнате, потом по винтовой лестнице они перемещаются наверх, дерутся на балюстраде, затем оба падают вниз, фехтуют там и влетают обратно в ту же самую комнату. То есть такой замкнутый круг получился… Когда накануне я рассказал оператору, как это будет происходить, он поморщился: «Слушай, ну зачем эти сложности? Помахали клинками перед камерой для вида — и хорош!» Но сцена получилась блестяще — я бы занёс её в тройку своих лучших постановочных боев. Получился «диалог на железе».” В 1991 году Владимир Балон также сыграл Жака в фильме «Виват, гардемарины!», а на завершающей трилогию картине «Гардемарины 3» просто был постановщиком трюков. Также в «Гардемаринах, вперёд!» он сыграл эпизодическую роль француза — учителя фехтования. В 2000-х годах Владимир Балон снимался мало. Помимо «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», он попробовал себя в жанре сериала сыграв роли криминального авторитета Геннадия Карамышева («Марш Турецкого») и педагога по сценическому движению Николая Протасова («Сыщики-3»). Последней работой стал эпизод в начале фильма «Сивый мерин».
Николай Ващилин
Николай Ващилин, мастер спорта СССР по самбо с 1966 года /уд.№ 53060/, вице-чемпион СССР по самбо 1965, 1967 годов среди молодёжи, чемпион ЦС ДСО «ЗЕНИТ» 1971 года, призёр первенств Ленинграда по дзюдо 1972—1974 годов, имеет высшее техническое образование, окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения в 1972 году, доцент, кандидат педагогических наук, руководитель курса трюковой подготовки актёра в ЛГИТМиК с 1973 по 1985 год, подготовил многих мастеров трюков. С 1964 по 1996 год — каскадёр и постановщик трюков киностудии Ленфильм, заместитель председателя правления киностудии ТРИТЭ Никиты Михалкова с 1994 по 1996 годы, генеральный директор Баскетбольного клуба «СПАРТАК» Санкт-Петербург с 1996 по 2001 годы, PR-директор Баскетбольного клуба «Балтийская звезда» с 2002 по 2005 годы, директор Санкт-Петербургского отделения ООО «Спортивная Россия» 2005 год. С 1992 года — Член Союза кинематографистов РФ.
Подготовил десятки каскадёров в студиях при ЛГИТМиК, Ленфильме и Союзе театральных деятелей РФ. Ставил и выполнял трюки в многочисленных кинофильмах, в том числе «Стрелы Робин Гуда», «Легенда о Тиле», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» «Остров сокровищ».
Владимир Балон в интервью утверждает, что был постановщиком трюков в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Однако, согласно контракту, большинство трюков разрабатывал, готовил к ним артистов и ставил постановщик трюков и каскадёр, ленинградец Николай Ващилин, а Балон — несколько сцен своих поединков с М. Боярским ставил по его просьбе и помогал ставить те сцены, где сам был в кадре.
Андрей Ростоцкий
Андрей Ростоцкий родился 25 января 1957 года в Москве, в семье кинорежиссёра С. И. Ростоцкого и актрисы Н. Е. Меньшиковой. Закончил английскую спецшколу № 64 (сейчас № 1284). В школе получил кличку «Бешеный», так как, несмотря на маленький рост, мог вступить в схватку с любым обидчиком.
В 1974 году, продолжая учёбу в десятом классе, поступил вольнослушателем ВГИКа в актёрскую мастерскую С. Ф. Бондарчука. Закончив школу, продолжил стационарное обучение на актёрском отделении, тогда же впервые снялся в кино в фильме «Это мы не проходили». Не прерывая обучения в институте, активно снимался в кино, пропускал занятия, за что был представлен к отчислению. Спас Ростоцкого приз, полученный им на ВГИКовском фестивале за роль Мити Красикова в фильме «Это мы не проходили».
В фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» исполнил свой первый трюк (его герой погибает под танком), до сих пор этот трюк никто не повторил.
Служил в Советской Армии (1978—1980). Военную службу проходил в Отдельном кавалерийском полку на коне Рекорд, с которым выиграл полковые соревнования, посвящённые Дню Победы. Этот конь был «партнёром» Андрея на съёмках фильма «Конец императора тайги». Во время службы в армии Ростоцкий снялся в фильме «Эскадрон гусар летучих». В этом фильме актёр снимался бесплатно, так как был приписан к съёмкам рядовым кавалерийского полка.
В 1994 году организовал кинокомпанию «Дар» (Друзья Андрея Ростоцкого) для съёмок фильма о Древней Руси — «Тмутаракань». Начал преподавать сценический бой и фехтование в Московском коммерческом институте современного искусства.
С 1995 года участвовал в создании историко-публицистических передач о русской и российской армиях.
В 1995—1996 гг. был главным режиссёром передач «Аты-баты…».
С 1997 года — инструктор школы выживания «VITALIS», заместитель генерального директора Фонда русских экспедиций и путешествий.
В 1998 году вместе с основателем «VITALIS» В. Сундаковым провёл экспедицию «В поисках следов киммерийской цивилизации» по крымским пещерам (о чём кинокомпанией НТВ был снят фильм «Страна Конана-варвара») и пересёк на автомобиле США «из угла в угол» (Нью-Йорк-Техас-Сан-Франциско).
С 1998 года — ведущий военно-исторического журнала «Вижу цель» (телеканал «Культура»).
В 1998 году победил на скачках на приз имени Венедикта Ерофеева на Центральном московском ипподроме (дистанция 400 метров).
В 2000 году начал преподавание актёрского мастерства в Московском коммерческом институте современного искусства.
С февраля 2001 года был ведущим программы «Служу России» (телеканал ОРТ).
С 2001 года стал главным режиссёром конного театра «Каскадёр».
Александр Микулин
Родился 27 мая 1939 года.
Каскадер, разработчик, постановщик, руководитель технических (авто-, мото-) трюковых съемок.
С детства увлекался автомобилями. Сначала был спортсменом, гонял по треку на велосипеде (мастер спорта), мотоцикле. После неоконченного (4 курса) автомобильно-дорожного института пошел в армию, потом начал сниматься в массовых сценах.
Первый его фильм 1962 года «До завтра”(«Все с начала»).
Микулин был не только исполнителем трюков, но и их изобретателем, вместе с конструкторами занимался доводкой, переделкой автомобилей для съемок. Александр Микулин получил высшее юридическое образование и окончил Высшие режиссерские курсы. Работал на картинах у Рязанова, Наумова, Швейцера, Кеосаяна. Всего в биографии около 70 фильмов. До середины 80-х годов практически все трюковые съемки с использованием техники проходили под его руководством.
Олег Савосин
21 декабря 1927 — 21 мая 2008, Москва.
Ветеран российских каскадёров, один из основателей Ассоциации каскадёров кино.
Сыграл более 100 эпизодических ролей в кино. Визитная карточка — убийца из сериала «Место встречи изменить нельзя».
Олег Савосин всю жизнь проработал преподавателем черчения в Бауманском университете. Параллельно снимался в кино. Профессиональный спортсмен, он стоял у истоков трюкового отечественного кинематографа.
С 60-х по 90-е годы он осуществил несколько сотен постановок трюков, большинство из которых выполнил сам. В 1985 году, снимаясь в фильме «Пять минут страха», он совершил неудачный прыжок с крыши и сломал обе ноги. С тех пор старейший российский каскадёр сам не рисковал. Зато он давно зарекомендовал себя как неплохой характерный артист.
Сниматься в кино стал в 1965 году. Выполняя трюки в «Неуловимых мстителях», он появился и в образе адъютанта Бурнаша. Но наиболее заметной ролью Савосина стал бандит Тягунов, убивший старого сторожа и его внука в телесериале «Место встречи изменить нельзя».