Сегодня фокусы всё легче разоблачаются, однако люди на представления все равно идут и услуга заказать фокусника на детский праздник очень востребована, чтобы стать обманутыми, а сами фокусники совершенствуют постоянно свой арсенал. Познакомимся с десятью самыми известными иллюзионистами в истории человечества и с их знаменитыми иллюзиями. Трудно даже сказать порой, где заканчивается иллюзия, и начинается настоящее чудо …
Гарри Гудини.
Знаменитый фокусник-иллюзионист родился 24.03.1874 в Будапеште. Эрик Вайс – его настоящее имя. В Висконсине прошло его детство. Родители были бедны, Эрику в юном возрасте пришлось работать, он торговал газетами, чистил обувь и даже был закройщиком галстуков. Но настоящей радостью еще с 6-и лет стала для Гудини иллюзия, карточные фокусы и цирк. Гарри в 10 лет уже в различных заведениях стал демонстрировать карточные фокусы, а Гудини (псевдоним) в честь Роберта Гудина, французского иллюзиониста, юноша взял в 18 лет.
Имя Гарри пришло благодаря Келлару Гарри. Постепенно артист от самых простых фокусов пришел к сложным. В арсенале его оказались наручники, они положили начало фокусам, которые дали мировую славу Гудини. Демонстрировал Гарри умение от оков освобождаться самостоятельно. Гудини, однажды, у многих людей на глазах в мешке был подвешен к карнизу небоскреба, и смог освободиться. Артист в 1903 был наручниками прикован к 30-кг шару и брошен в Темзу, но всего через несколько минут он освободился и триумфально вынырнул.
Достичь этих удивительных успехов Гудини сумел при помощи невероятной гибкости, она выработалась еще с детства изнуряющими тренировками. Гарри умел согнуть под немыслимым углом свои конечности, словно пластилин. Постепенно Гудини стал выступать с братом Тео. Они вдвоем демонстрировали фокус, созданный в 1864 Джоном Маскелином. Со связанными руками Тео был внутри ящика, на него становился Гарри. Все это на несколько секунд задергивали занавесью, когда ее открывали, братья местами менялись – Гарри со связанными руками оказывался уже внутри ящика. Гудини в 1894 познакомился с Вильгельминой, танцовщицей и певичкой и, она вскоре стала его женой и заменила на посту ассистента брата артиста.
В Штатах карьера Гудини на убыль пошла в 1898, иллюзионист отправился покорить Европу, ничего подобного не видевшей. Из трюков высвобождения состояла основная часть выступлений. По Европе Гудини путешествовал пять лет, и завоевал чрезвычайную популярность. Потом пришло время возвратиться в Америку, но Старый Свет иллюзионист посещать продолжал, поскольку по обе стороны океана его популярность была огромна. Изюминкой номеров Гудини была его способность высвобождаться из наручников, кандалов и смирительной рубашки. Исполнитель непонятным образом выходил из грузовых контейнеров, тюрем, мешков, гробов и даже парового металлического котла.
Гарри с 1916 снимал полнометражные фильмы, при этом являясь их сценаристом. В результате к 1923 Гудини снял пять фильмов, и получил в Голливуде звезду славы со временем. Артиста интересовали не только кино и фокусы, но и авиация! Он первый совершил полет над Австралией. Но Гудини не только был непревзойденным иллюзионистом, но и разоблачителем – виртуозным. Иллюзионист с экспертами в сотрудничестве вывел на чистую воду десятки ясновидцев, чудотворцев и вращающих столы.
Гудини инкогнито для этого посещал спиритические сеансы и разоблачал шарлатанов. Это поведение, стало причиной разрыва с Артуром Конаном Дойлем, его другом, он был почитателем спиритизма. Перед выступлением в 1926 в университете гримерку иллюзиониста посетил молодой спортсмен и поинтересовался, может ли Гудини вынести в живот несколько ударов. Не успел фокусник напрячь мышцы и приготовиться, как студент несколько раз его ударил. Чем спровоцировал разрыв аппендикса, и 31.10.1926 от воспаления брюшины умер великий артист.
Ури Геллер
Рожден в Израиле 20.12.1946. Семья вскоре переехала на Кипр, где Ури закончил школу. Однако офицером Ури не стал, поскольку обучение не закончил, его выгнали за сон на посту. Гарри тогда начал карьеру иллюзиониста. Ури на первых выступлениях себя представил, как посланник высшего разума, который направлен во избежание мировых катаклизмов. Но на хитрых евреев воздействия это не оказало, для развития таланта и продвижение его на мировую сцену требовался продюсер, стал им Андреа Пухариш.
Шоу Геллера в 1970-е безумно стало популярным как в США, так и в Европе благодаря старому и простому фокусу по гнутью ложек, который был позаимствован у фокусника-иллюзиониста Дэвида Бергласа. Артист вскоре поставил серию номеров по остановке и запуску часов, сгибанию большого количества ложен, угадыванию рисунка в заклеенном конверте. Иллюзионист в 1976 купил Кадиллак, его украшали 5000 согнутых ложек, которые принадлежали разным знаменитостям. Геллер написал 16 книг, в 2001 он даже снимался в большом кино. Сейчас иллюзионист проживает в Англии, у него здоровый образ жизни, он изучает языки.
Геллера так и не восприняли на Родине – он предложил из комы вывести Ариэля Шарона, однако отказом ответили родные политика. За всю свою карьеру Ури пойман на обмане не был, его основные выступления проходят на телевидении, где довольно легко жульничать. С детства родные в Ури заметили сверхъестественные наклонности, в управлении часами частности. Геллеру наибольшую известность принес трюк по остановке часов на Биг-Бене в Лондоне.
Американская компания иллюзионисту предложила остановить стрелки знаменитых часов, Ури только отмахнулся, но пристально взглянув на открытку, приказал остановиться часам. В итоге Биг-Бен остановился действительно, это немало удивило и самого иллюзиониста. Однако эта сенсация, как выяснилось, документально подтверждена не была, и существовала в воспоминаниях исключительно у Геллера.
При этом в истории этой менялись постоянно обстоятельства и действующие лица. Это и неудивительно, в свое время американский журнал “Тайм” на основании мнений ведущих фокусников – иллюзионистов обвинил в мошенничестве Геллера прямо. Трюки по ремонту часов, кстати, часовщики профессионалы объясняют и легко повторяют. Застывшей смазкой заполняется механизм, смазка размягчается от теплоты рук, и начинают часы идти.
Дэвид Копперфильд
Рожден в Нью-Джерси 16.09.1956, мир тогда его знал как Дэвид Сет Коткин. Родители его были евреями, при этом бабушка и дедушка эмигрировали из СССР. Дэвид с детства обладает памятью феноменальной, впервые он повторил показанный ему фокус в четыре года. Собственные фокусы ребенок стал профессионально демонстрировать в родном городе с 12 лет, в это же время он вступил в сообщество магов Америки.
Дэвид в 16 лет преподавал в местном университете искусство иллюзии. Иллюзионист в 17 лет принимал участие в мюзикле “Волшебник”, тогда в честь героя Диккенса он взял псевдоним “Копперфильд”. Дэвид бросил учебу и стал искать работу по нраву. На телевидение иллюзионист попал в 18 лет, где являлся ведущим программы “Магия Дэвида Копперфильда”. К Дэвиду постепенно приходят разные идеи грандиозных иллюзий.
Копперфильд прославился грандиозными фокусами, в ходе их исчезал самолет, а публика ахнула позже, когда увидела исчезновение Статуи Свободы. Сейчас иллюзионист самый известный артистом своего жанра в мире, он демонстрировал способность летать, проходил сквозь Китайскую великую стену, из тюрьмы Алькатрас совершил побег и из взрывающегося здания, падал с Ниагарского водопада и исчезал из вагона Восточного экспресса, освобождался из смирительной рубашки, и выживал в столбе огня.
Остается тайной личная жизнь знаменитого артиста – слухи ходили о его романе с Амбре Фрискеи Клаудией Шиффер, но возможно это были просто рекламные трюки. Сейчас шоу Дэвида Копперфильда, в своем роде одно из наиболее знаменитых в мире. Ежегодно иллюзионист дает по всему миру около 500 концертов. У Дэвида есть в Лас-Вегасе постоянное собственное место для выступлений, но он там выступает редко. Шоу этого масштаба невозможно без команды профессионалов.
Совместно с Копперфильдом даже работает специалист по танцам, не говоря о помощниках и осветителях. Сейчас Дэвид с успехом использует для обмана технические средства, зрителей-помощников и телевидение, разоблачения и секреты его фокусов уже пестрят давно в Интернете. Например, левитация полет происходит благодаря чрезвычайно тонким тросам, на которые патент очень известен. Постановка номера, и местонахождение “проверяющих” зрителей, расписана тщательно, чтобы обман не обнаружился.
Дэвид Блейн
Рожден в Нью-Йорке в 1973, он самый яркий представитель молодых фокусников. Копперфильд создает красочное и пышное шоу, а Блейн, которого уже сегодня многие называют наиболее ярким иллюзионистом, упор делает на “уличную магию”. Отец иллюзиониста пуэрториканец, мать – русская еврейка. У артиста происхождение самое простое, поскольку отец воевал во Вьетнаме солдатом, а мать в школе преподавала. Дэвид свои первые фокусы показывал еще в детстве, находясь за витриной, демонстрировал трюки с картами.
Став взрослее, Блейн постепенно становился популярным, он отыскивал среди зрителей спрятанные вещи, “оживлял” голубей. Первые представления уличной магии были в 1997, на телеканале ABC вскоре у иллюзиониста появилось свое шоу. В 1999 году Блейн перешел к номерам более грандиозным. Его наиболее известными номерами стали:
- в пластиковом контейнере захоронение заживо -1999,
- заморозка во льду – 2000,
- стояние на вершине колонны 22 м – 35-часов в 2002,
- заточение без пищи на 44 дня над поверхностью Темзы в ящике.
У этого человека возможности организма велики настолько, что Блейн мировой рекорд побил под водой по задержке дыхания, там пробыв 17 минут. Хобби у Дэвида – игра в карты, он сильный преферансист, занимаясь им даже профессионально. Образ иллюзиониста очень демократичен – черная футболка и штаны-карго, черные тапочки и черная лыжная шапочка.
По утверждению Блейна, он понял на Гаити всю “силу” черного цвета участвуя в церемонии вуду. Артист рисковать собой не боится ради эффектного трюка, так, под землей 170 час. (погребение в контейнере) артисту стоило 8 кг, зато это шоу увидели 80000 человек! Находясь 62 час. внутри айсберга, Блейн не мог даже шевелиться, температура тела опустилась до 33,7 град., это медиками трактуется, как с необратимыми последствиями клиническое переохлаждение. Дэвид Блейн “прописался” в книге рекордов Гиннеса, он миллионер, и готовит новые впечатляющие фокусы, невзирая на критиков и конкурентов.
Николя-Филипп Ледрю
Одним из первых Николя-Филипп Ледрю (1731-1807) стал известным фокусником, он прославился как Комю. Ледрю являлся физиком-демонстратором, поскольку свои иллюзии строил на научной основе. Свой псевдоним Комю взял в честь греческого бога празднеств и пиршеств Кома.
Иллюзионист развлекал королевский двор, простую публику и аристократов своими трюками. Он путешествовал по всей Европе со своими выступлениями, это и дало огромную популярность. В Париже артисту специальный зал был выделен для демонстрации экспериментов со звуком, светом, магнетизмом и электричеством. Кроме научных представлений проводили демонстрацию иллюзий. К примеру, публике показывали женщину-робота, выполнявшую несложные команды; у нее было лицо со зрачками, которые принимали цвет человека смотрящего на них; искусственная рука записывала мысли иных людей.
В разное время зрителями Комю стали Людовик XVI и Иосиф II, император Римской империи. Ученый и артист прославился не только фокусами. Им разработана новая система для морских карт, он придумал, как можно электричеством лечить эпилепсию. Комю профессором стал с легкой руки Людовика XV, своего пациента, а Людовик XVI ему дал в приюте практику. Комю во время французской Великой революции оказался в тюрьме, но смог казни избежать. Смерть незаурядного иллюзиониста наступила в 1807, к тому времени фокусник был уже очень богатым человеком.
Интересно, что его псевдоним настолько стал популярным, что во Франции вначале XIX в. с успехом работал фокусник Комю II.
Кио
Целая династия иллюзионистов. Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965) стал ее родоначальником. Вначале Эмиля притягивал не цирк, а театр и кино. Он стал актером в 26 лет театра миниатюр в Москве.
Однако постепенно цирк пришел в его жизнь – он был берейтором, администратором, униформистом, до тех пор, пока сам вышел со своими фокусами на манеж. Для выхода к зрителю необходим был звучный и запоминающийся псевдоним, однажды Эмиль увидел, что из вывески “Кино” упала буква “Н”, и так родился Кио. Артист предлагал с юмором расшифровку псевдонима – “Киевский Известный Обманщик”.
Сын фокусника, Игорь, говорит, что из еврейской молитвы родилось имя его, в молитве рефреном повторяется слово “ткио”. Эмиль Теодорович стал первым нашим иллюзионистом, перенесшим громадную аппаратуру на арену цирка. Что предоставило возможность зрителям следить за номерами, однако при этом усложнились трюки – поскольку за артистами теперь наблюдали со всех сторон. В итоге Кио от атрибутов таинственности и восточных костюмов избавился, на арену выходя во фраке.
Иллюзионистом Эмилем Теодоровичем разработан целый ряд фокусов, их и сегодня используют многие фокусники. В 1960 в Англии он получил звание наилучшего иллюзиониста в мире. В 1932 артист работал в чалме, общаясь и шутя с публикой, привлекая красивых ассистенток и используя клоунов и, в 1947 Кио демонстрировал целостные ревю-представления. Игорь и Эмиль, сыновья Кио, начали со временем выступать с отцом. Главное достоинство иллюзиониста его манеры поведения на сцене, над своими фокусами он иронизировал слегка, словно предлагая зрителю найти простую их разгадку.
Кио демонстрировал фокусы-шутки, при этом понимая, технический трюк поздно или рано будет разоблачен, а легкий юмор будет всегда приятен. Эмиль получал хорошие деньги, однако миллионером он не стал, он тратил все на содержание большой семьи. При этом его жена любила роскошь. В результате после смерти фокусника продали машину на создание памятника, поскольку сберкнижка его была пустой.
Книга “Фокусы и Фокусники” Эмиля Теодоровича является полезным пособием артистам этого жанра. Дети продолжили дело их отца. С 1992 Эмиль Эмильевич работает полгода в Японии, где у него есть собственная публика, и в России полгода. Игорь работал в госцирке 30 лет, у него был короткий роман с Галиной Брежневой. И этот иллюзионист заслужил славу, по примеру отца.
Бартоломео Боско
Рожден в Турине в 1793. Огромный талант очень быстро привел бродячего иллюзиониста в салоны и ряды богачей. Боско был виртуозом иллюзий – обезглавливал голубей, местами менял их головы, при этом птицы оживали.
Причем у белого голубя оказывалась черная голова, а у черного – белая. Иллюзионист приключения просто обожал, поэтому он пристал во время похода на Россию к армии Наполеона. В тот момент, когда солдаты грабили жертв, Бартоломее обчищал незаметно их карманы. В итоге Боско оказался в ссылке в холодной Сибири, где не покинул свое ремесло, а совершенствовал его постоянно.
В результате освободившись, иллюзионист, новые свои трюки демонстрировал зрителям многих европейских столиц. Россию Боско также смог покорить, уже спустя 30 лет своими выступлениями. Некрасов часть поэмы “Говорун” посвятил приезжему иллюзионисту. Смерть иллюзиониста пришла в 1863, его дело продолжил сын, он также завоевал фокусами свою популярность.
Алессандро Калиостро (1743-1795)
Известнейший мистик и авантюрист своей эпохи, его настоящее имя, дало название роману Дюма – Жозеф Бальзамо. Мальчик простого происхождения склонность проявил к мошенничеству, а не к науке. С продажи поддельных карт сокровищ и чудодейственных снадобий началась карьера графа. Жозеф после смерти Винченцы Калиостро, своей тетки, взял ее фамилию, и при этом наградил себя заодно титулом графа.
Он легко мог увеличить размеры бриллиантов либо убрать трещину с алмаза, в шелк превратить мешковину, сделать золотым железный гвоздь. Калиостро утверждал, что ему известен секрет философского камня, а самому ему больше 300 лет. Путешествуя постоянно, добрался граф и до России, здесь он, по слухам, утроил запасы золота Потемкина. Граф вел магические сеансы, рассказывал об эликсире бессмертия.
В итоге скандалы дошли до императрицы. Екатерина дала приказ выслать из России графа Калиостро, написала сама же и поставила о нем пьесу “Обманщик”, которая была показана в Эрмитаже. Невероятно, но и здесь граф умудрился начудить – на разных 4-х пограничных заставах были его автографы про убытие из страны.
Но жажда роскоши и сомнительные фокусы, служившие основой наживы Калиостро, его постоянно гоняли. К тому же граф принимал активное участие в европейской политической жизни. В итоге в Италии он был схвачен и обвинен в чернокнижничестве и мошенничестве. Он окончил дни свои в заключении. История этого авантюриста и иллюзиониста настолько насыщена приключениями, что свое отражение нашла в литературе, и в кинематографе, вспомнить достаточно, легендарный наш фильм “Формула любви”.
Дэвид Вернер
Рожден в Канаде в 1894, его прозвище Даи Вернон. Имя изменилось после опечатки в газете, а Вернон, фамилия заимствована у знаменитого танцора. Многие называют Вернона наиболее влиятельным иллюзионистом XX в. Свой первый фокус выучил он в 7 лет, сообщив, что 6 лет его жизни прошли впустую. Иллюзионисты прозвали сами его “Профессором” и “Человеком, одурачившим Гудини”.
Все дело в том, что Гудини хвалился, что ему достаточно увидеть фокус не более 3-х раз, для того, чтобы понять, как его исполняют. Вернон принял вызов в 1919, и показал Гудини 8-мь раз к ряду “The Ambitious Card”, однако Гарри не понял секретов его исполнения. Выражение “Он одурачил Гудини” использовалась впоследствии Верноном в 30-х годах для своей рекламы.
Каждый фокусник-профессионал знал Даи Вернона и его фокусы, он улучшить смог уже существовавшие и создал свои, такие как “Twisting Aces”. Вернон поддерживал дружеские отношения с иллюзионистами старой и новой школы. Считают, что этот фокусник создал и установил классические правила данной профессии. Он, именно, создал искусство Микро-магии, сделав для него больше, чем кто-либо.
Вернер долго путешествовал, изучал все карточные уловки. Вернер был настоящим джентльменом, скромным и обаятельным, все его любили. Даи не говорил плохо о людях, единственный человек о ком отзывался он плохо, Гарри Гудини. Даи с 1963 работал в голливудском “Замке магии”. Большинство известных современных фокусников обучалось у Вернона, а в 1965 Ричард Буффом, журналист, записал целый ряд интервью Даи, они стали основой для книги, которая издана в 1992. Вернон увидел это издание, умер он в возрасте 98 лет в Калифорнии.
Джузеппе Пинетти (1750-1800)
Итальянский иллюзионист Джузеппе Пинетти искусство иллюзий перенес на театральные подмостки. Представления фокусника отличались утонченным антуражем и пышностью, это позволило поднять искусство на новый зрительский уровень. В Лондоне в 1784 Пинетти показывал возможность “третьего” глаза: читал закрытые книги и узнавал предметы в коробках. Эти представления имели огромный успех, и Пинетти был приглашен в Виндзорский замок ко двору Георга III.
Шоу прошло с блистательным успехом, участвовали в нем десятки экзотических животных, ассистентов, зеркала и сложные механизмы. Затем он гастролировал в Германии, Португалии и России. Он умер в России в возрасте 50 лет. Фокусы Пинетти привлекали всегда внимание публицистов и писателей, они и при жизни его раскрыть пытались секреты фокусов, это раздражало мастера.
Пинетти жить привык в своем стиле – независимо, ярко и богато, он жил в лучших домах, носил прекрасную одежду, пользовался самой дорогой каретой. Фокусник всегда был умеренно эксцентричен, привлекая намеренно внимание толпы. Он мог у толпы на глазах свежую булку разломить, там найти золотую монетку, которая превращалась затем в жетон с инициалами фокусника. Считают, что именно Пинетти сформировал черты имиджа иллюзиониста – кураж, узнаваемость, небольшая помпезность и артистичность. В своих фокусах иллюзионист применял знания физики, химии, математики, механики и медицины. Из самых его известных трюков – фокус с ласточкой.
Из клетки Пинетти доставал птичку, она умирала на руках у него. Потом он одной из зрительниц давал подержать ласточку, и просил на тельце подышать. И, чудо, оживала ласточка! Все дело в том, что иллюзионист незаметно давил на сонную артерию птичке, и временно лишал ее сознания. Сейчас многие фокусы Пинетти не находят вообще логического объяснения.
Прибыв ко двору Павла, императора, иллюзионист опаздывал на целый час на свое 7-и часовое представление, это вызвало негодование у всех придворных. Какое же у них было изумление, когда войдя Пинетти, объявил, о том, что не восемь сейчас, а всего лишь семь часов. Часы у присутствующих чудным образом передвинулись назад на час. Но по окончании выступления фокусника, через минуту ровно, снова часы показывать стали правильное время. По приглашению на следующий день Пинетти явился в кабинет Павла, хотя император приказал предварительно его не пропускать.


















