Секретная война в Сирии. Хроника сирийской кампании 1941 года

Данный материал выкладывается на сайт в качестве приложение к циклу статей Кавказский вариант и показывает чем на Ближнем Востоке были заняты британские ВВС в мае-июле 1941 года.

Авторское предисловие: Об этом конфликте на западе предпочитают умалчивать. В «Советской военной энциклопедии» ему посвящена всего одна строчка: «В июне 1941 года англичане изгнали фашистскую агентуру из Сирии». А что происходило на самом деле?

Май 1941-го стал черным месяцем для Британской империи. После поражения от войск Роммеля при Эль-Агейле англичане были вытеснены в Египет. Затем, потеряв Грецию, они столкнулись с прогерманским мятежом в Ираке, поднятым премьером Рашидом Али.

2 мая главарь мятежников обратился за помощью к фашистской Германии. И на следующий день германский посол в Виши запросил правительство адмирала Дарлана о возможности использования французских аэродромов в Сирии для промежуточных посадок транспортных самолетов люфтваффе. К шестому мая было заключено предварительное соглашение, по которому три четверти бывшей французской техники, собранной комиссией по перемирию в Сирии, передавалось мятежникам в Ираке, а сирийские аэродромы могли использоваться немецкой авиацией.

Генерал Уейвелл, британский главнокомандующий на Среднем Востоке, еще с марта начал уделять особое внимание событиям в Сирии. Регулярная авиаразведка французских аэродромов велась двухмоторными бомбардировщиками Бристоль «Бленхейм» Mk.IV из состава 203-го дивизиона Королевских ВВС, действующими с территории Трансиордании. Утром 14 мая пилот одного из «Бленхеймов» обнаружил в районе Пальмиры взлетающий новейший германский четырехмоторный транспортник Юнкерс Ju 90 и несколько таких же машин на стоянках. После того, как доразведка подтвердила использование немцами французских аэродромов, командующий британскими войсками в Ираке приказал начать боевые действия против вчерашнего союзника.

Карта Сирии и Ливана в годы Второй Мировой войны

Вновь появившись над Пальмирой, этот «Бленхейм» в сопровождении двух других атаковал с пологого пикирования осколочными бомбами и пулеметным огнем немецкие самолеты на стоянках.

Разведка и удары по аэродромам продолжалась в течение недели. За это время были уничтожены на земле два Ju 90 и один трехмоторный Ju 52. 28 мая англичане потеряли над Сирией первый самолет. В районе Алеппо французским истребителем Моран-Солнье был сбит «Бленхейм». В тот же день французы лишились одного Морана-Солнье по вине неопытного стрелка «ирако-германского» транспортника. Четыре французских истребителя эскорта попадали под пулеметный огонь всякий раз, как только приближались к сопровождаемому ими самолету. Стрелок сбил один истребитель и прекратил жать на гашетку только после посадки на аэродроме Алеппо-Нераб.

В мае 1941 года французские воздушные силы в Сирии составляли двадцать шесть относительно современных истребителей «Моран-Солнье» MS.406, пять разведывательных групп, оснащенных архаичными двухместными бипланами «Потез» 25 TOE и шесть скоростных двухмоторных многоцелевых самолетов «Потез» 63-11. Ввиду начавшихся атак британской авиации на французские объекты, правительство в Виши приняло экстренные меры по усилению сирийской авиационной группировки. Уже 28 мая 24 самых мощных французских истребителя «Девуатин» D 520С прибыли из Алжира на аэродром Раяк через Бриндизи и Афины, контролируемые державами Оси.

31 мая 1941 года французский главнокомандующий в Сирии генерал Анри Денц потребовал от представителей Берлина в кратчайший срок вывести с территории Сирии все германские силы и прекратить использование сирийских аэродромов самолетами люфтваффе. К этому времени уже шесть германских самолетов было потеряно в результате штурмовых атак британской авиации. В этот день английские войска после небывало ожесточенных десятидневных боев на Крите прекратили сопротивление. Уцелевшие самолеты были переброшены на сирийский ТВД. Между тем стычки с французской авиацией становились все чаще. Так, рано утром 2 июня «Бленхейм» Mk.IV был атакован во время разведывательного полета истребителями «Моран» MS.406. Спасаясь от преследования, он оказался далеко над морем, но сумел дотянуть до берега и совершить вынужденную посадку с сухими баками на пляж. Пользуясь некоторым затишьем на африканском фронте и окончанием греческой кампании, англичане продолжали наращивать силы в Палестине. 3 июня два звена «Харрикейнов» прибыли в Хайфу, а третье звено на самолетах Вестланд «Лайсендер» Мk.II – на площадку у насосной станции Н-4, Утром 5 июня три «Блен-хейма» атаковали аэродром Алеппо-Нераб, на котором в этот момент находились помогавшие иракским мятежникам итальянские трехмоторные бомбардировщики «Савойя-Маркетти» SM79 и истребители «Фиат» CR.42. Стоящий в ангаре бомбардировщик был уничтожен прямым попаданием 250-фунтовой авиабомбы, а поднявшаяся на перехват тройка «Моранов» не успела догнать британские самолеты.

Следует отметить, что из-за подступавшей с востока пустыни, это направление не перекрывалось французскими постами раннего предупреждения, что позволяло англичанам атаковать французские аэродромы, практически не опасаясь перехвата.

Утром 6 июня французский бомбардировщик «Мартин» 167 скрытно приблизился к аэродрому в Хайфе и сбросил пачки листовок с призывом к английским военнослужащим не начинать войну против своего бывшего союзника. К сожалению, для вишистов листовки не оказали ни малейшего воздействия, так как были напечатаны на французском языке.

Вечером 7 июня пара истребителей MS.406 атаковала дальний разведчик «Харрикейн» PR. I, сильно повредив его и заставив прекратить выполнение задания. Напряженность достигла точки кипения.

Наступление войск Британского содружества из Ирака

К 8 июня германская авиаций покинула сирийские аэродромы. Формальный повод к объявлению войны исчез. Однако в тот же день, рано утром войска стран Британского содружества начали вторжение в Сирию. Англичанам противостояло около 35000 военнослужащих колониальных войск и подразделения Иностранного легиона. Воздушные силы состояли первоначально из 92 самолетов. Французские войска были прекрасно подготовлены, превосходили британцев в знании местности и стремились не допустить дальнейшего развала огромной колониальной империи. Офицеры были настроены строго провишистски и считали солдат «Свободной Франции» бандой дезертиров, изменивших присяге.

Утром 8 июня три «Харрикейна» предприняли попытку штурмовать на авиабазе Раяк только что прибывшие из Туниса бомбардировщики «Мартин» 167F, но аэродром был пуст. Бомбардировщики атаковали колонну австралийских войск. Появление в тот же день над этим аэродромом английских «Томахауков» поначалу не вызвало никакой реакции у зенитчиков, так как посты наблюдения приняли их за давно ожидаемые истребители «Девуатин». Беспрепятственна обстреляв аэродром из пулеметов, «Томахауки» вернулись на базу без потерь. Когда же шестерка франхгузских истребителей появилась над аэродромом, она была встречена шквальным зенитным огнем, от которого два самолета получили повреждения.

Солдаты 7-й австралийской дивизии. В центре ее командир генерал-майор А.С. Аллен (A. S. Allen)

В полдень того же дня сублейтенант Пьер Ле Глоан сбил в районе Дамаска разведчик «Харрикейн». А часом позже при атаке пары «Харрикейнов» такой же французский истребитель потерял управление и упал в море. Летчик спасся на парашюте. После обеда пара «Девуатинов» атаковала барражирующие над британскими кораблями истребители Фейри «Фульмар» и сразу сбила два самолета. Для прикрытия судов были привлечены «Харрикейны», и уже к 15.30 один из этих истребителей атаковал над побережьем в районе города Тир двухмоторный самолет, возможно «Потез» 63-11, поджег ему один из двигателей, но затем потерял противника из виду. День закончился атакой двух троек бомбардировщиков «Мартин» 167F колонн «Свободной Франции» в районе города Мескин.

Ввиду неспособности истребителей Фейри «Фульмар» противостоять «Девуатинам» еще четыре истребителя «Харрикейн» были переведены с Кипра в Палестину и продолжили патрулировать воздушное пространство над британскими кораблями.

В 15.45 лидер патрульного звена «Харрикейнов» заметил над морем четыре старых двухмоторных бомбардировщика «Блох»-200 с неубирающимися шасси, упрятанными в большие обтекатели. «Харрикейны» спикировали со стороны солнца на ведущего четверки, поразив его несколькими длинными очередями. Подбитый «Блох» развернулся к Бейруту, но сорвался в пике и рухнул в море. Экипаж спасся на парашютах. Выходя из атаки, англичане внезапно попали под точный пушечный огонь появившихся из облаков шести «Девуатинов». Два ведомых «Харри-кейна» тут же были сбиты. Оба пилота погибли. Через час взлетели еще три «Харрикейна», пилоты которых застали над британскими кораблями звено «Девуатинов». Во время короткого боя англичане сумели подбить два французских истребителя, а третий столкнулся с «Харрикейном» в лобовой атаке.

Французы признали потерю только одного «Девуатина», столкнувшегося с английским истребителем. Еще один был серьезно поврежден и разбился при посадке. Два сбитых «Харрикейна» «пошли» на счет сублейтенанта Пьера Ле Глоана. По отзывам британских пилотов, «Девуатин» превосходил «Харрикейн» в скорости, скороподъемности, маневренности и огневой мощи. Французские летчики были очень храбры и агрессивны, но галльская горячность часто мешала им надежно прицеливаться и поражать цель.

Ночью 11 июня три биплана «Потез» разбомбили скопление автотранспорта южнее города Киеве. Днем истребители вишистов продолжали штурмовать колонны индийских и де-Голлевских войск, продвигавшихся кгороду вдоль железной дороги. За день эта группа совершила 21 вылет. Зенитным огнем было повреждено несколько истребителей.

На следующий день англичанам пришлось использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков даже фоторазведчики «Харрикейн» PR.I. Уже в 06.00 один из них, снаряженный двумя 250-фунтовыми бомбами, поднялся с авиабазы в Хайфе и, дозаправившись на аэродроме подскока Рошпина, попытался нанести удар по коммуникациям французов к северу от Мерджаюна. Зенитным снарядом был разбит маслорадиатор, что вынудило пилота посадить самолет на брюхо в глубине вражеских позиций. Чуть позже из-за отказа двигателя сел на вынужденную «Харрикейн» английскою аса В. Вейла, сбившего над Грецией более 20 итальянских и немецких самолетов.

12 июня восьмерка австралийских «Томахауков» перехватила в районе города Тир восемь бомбардировщиков «Юнкерс» Ju88A-5 с итальянскими опознавательными знаками. Прежде чем «Юнкерсы» начали пикировать на корабли, австралийцы сбили три бомбардировщика. Это были первые победы истребителя Кертисс P-40 в войне.

Днем 13 июня на авиабазу Нераб в Алеппо прибыли 13 бомбардировщиков ЛеО 451 и 4 старых «Фармана» 221.

Бипланы «Потез» 25ТОЕ по ночам продолжали терзать коммуникации вокруг Сайды. Позднее к ним присоединились современные двухмоторные «Потезы» 63-11. Утром 14 июня тройка «Бленхеймов» атаковала аэродром Алеппо-Нераб, оставив после себя один сгоревший «Моран-Солнье».

Утром 15 числа «Харрикейн» PR.I вылетел на разведку. Где-то в районе города Киеве он по ошибке был сбит английской зениткой. Десять часов спустя второй такой же «Харрикейн» в том же районе снова был сбит огнем британских сухопутных подразделений во время попытки пилота сбросить вымпел с разведдонесением.

Прикрывающие флот «Харрикейны» не смогли помешать девятке «Юнкерсов» отбомбиться по обстреливающим город Сидон эсминцам. Пикировщики серьезно повредили несколько кораблей, добившись прямого попадания в эсминец «Айзис». Шестерка перехватчиков после долгой погони сбила два и повредила еще два «восемьдесят восьмых», вынудив их к аварийным посадкам. Спустя час, семь истребителей «Томахаук» австралийских ВВС, обнаружив во время штурмовки пару вишистских самолетов «Мартин»-167, сбила оба. Шестерка «Девуатинов», прикрывая бомбардировщики ЛеО 451 в районе Дера, встретилась с восьмью истребителями Глостер «Гладиатор». Старые британские бипланы не позволили безнаказанно растерзать себя. Потеряв три машины сбитыми и две серьезно поврежденными, англичане сбили один истребитель и сильно повредили два других, в том числе «Девуатин» Ле Глоана. Французский ас сел «на вынужденную» в глубине войск союзников, но избежал пленения и пять дней спустя благополучно вернулся в свою часть.

В течение этого длинного летнего дня, французская авиация неоднократно предпринимала попытки атаковать корабли британского флота, поддерживающие огнем продвижение войск на Сидон. Под прикрытием шести «Моранов» MS 406 8 бомбардировщиков ЛеО 451 нанесли повреждения двум эсминцам, а четверка «Мартинов» повредила торпедный катер.

16 июня англичане обнаружили три французских эсминца, прорывающихся на максимальной скорости в Бейрут из североафриканских баз. Британские торпедоносцы Фейри «Суордфиш» преследовали корабли весь день и добились попадания торпеды в концевой эсминец «Шевалье Поль». В пятидесяти милях от берега корабль затонул со всем экипажем. Два других — «Гепард» и «Валми» благополучно достигли Бейрута.

23 июня 11 бомбардировщиков ЛеО 451 под прикрытием истребителей подвергли ожесточенной бомбардировке растянутую по пустыне механизированную колонну из 800 автомобилей, танков и бронемашин. Вслед за ними на англичан набросились все способные подняться в воздух самолеты. Попытки противодействия «Харрикейнов» и «Гладиаторов» ник чему не привели. В полдень шестерка «Харрикейнов» под прикрытием четырех таких же истребителей проштурмовала авиабазу Раяк и аэродром подскока Талия, оставив после себя три сгоревших бомбардировщика и несколько поврежденных машин. При третьем за день налете девятки «Харрикейнов» на Раяк им навстречу поднялись девять «Девуатинов». Взлетая под огнем, французские самолеты сумели связать боем прикрытие ударной труппы. За несколько минут Ле Глоан сбил два «Харрикейна», сам попал под огонь английского истребителя, но сумел посадить подбитый «Девуатин» на аэродром. Еще два «Харрикейна» были повреждены.
В пол-шестого вечера над Раяком появились двенадцать «Томахауков» из 3-го дивизиона австралийских ВВС. На перехват взлетели девять «Девуатинов», но на этот раз уставшие французские пилоты не смогли помешать штурмовке аэродрома. В воздушном бою было сбито два французских истребителя.

24 июня «Харрикейны» продолжали штурмовать площадку Талия, повредив несколько самолетов на стоянке. На следующий день семь «Томахауков» во время патрулирования юго-западнее Пальмиры обнаружили четыре «Потеза» 63-11 и по докладам пилотов сбили три из них. Однако сбитыми оказались бомбардировщики ЛеО 451. Необходимо отметить, что по донесениям британской авиации, за всю кампанию не было сбито ни одного ЛеО, хотя фактически французы потеряли пять таких машин. Чисто внешнее сходство этого бомбардировщика с меньшим по размеру многоцелевым самолетом Потез 63-11 приводило к ошибкам в идентификации.

Австралийские солдаты на фоне французских MS.406 аэродрома Алеппо, июнь 1941 г.

С 26 июня все австралийские «Томахауки» наносили удары по аэродромам. Девятка этих машин штурмовала авиабазы Хомс и Раяк. На полосе аэродрома Раяк были застигнуты при заправке топливом истребители «Моран-Солнье». Четыре из них сгорели после прохода «Томахауков» пулеметным огнем по линейке французских самолетов. При возвращении австралийские истребители достреливали боекомплект по наземным целям.

28 июня девятка «Томахауков» сопровождала бомбардировщики «Бленхейм» на бомбежку позиций вишистов. Развернувшись на обратный курс, истребители обнаружили три пары бомбардировщиков «Мартин» – 167, сбрасывающие бомбы на колонны войск союзников к югу от Пальмиры. Австралийские истребители тут же атаковали вишистские самолеты и сбили все шесть на глазах английской пехоты. Лейтенант Роулинсон уничтожил три бомбардировщика.

Месяц закончился атакой десяти «Харрикейнов» по аэродрому в Баальбеке, где англичане сожгли три «Мартина» и повредили «Фарман» 222.

Первого июля семь «Томахауков» вновь штурмовали аэродром в Баальбеке, уничтожив на земле «Потез» 63-11 и «Потез» 29. На аэродроме Хомс «Харрикейны» сожгли еще четыре заправленных перед вылетом бомбардировщика «Мартин»-167.

Тем временем, после длительной схватки в древних руинах, пала Пальмира. Подразделения французского иностранного легиона дрались в Пальмире больше недели, благодаря поддержке старых бипланов «Потез» 25ТОЕ, каждую ночь доставлявших припасы блокированному в пустыне гарнизону. В тот же день войска союзников взяли город Эн-Небк на дороге Дамаск — Хомс – Алеппо. Четверка «Мартинов» с наступлением темноты бомбила Хайфу. От зенитного огня погиб один самолет.

Австралийские солдаты среди руин старого замка крестоносцев в Сидоне, Ливан, июль 1941 г.

3 июля «Девуатины» совершили ряд вылетов в район города Дейр-эз-Зор, сопровождая бомбардировщики ЛеО 451. Во время второго вылета тройка «Харрикейнов» спикировала на строй бомбардировщиков, Один из них был перехвачен истребителем сопровождения, второй «напоролся» на пушечную очередь бортового стрелка, а третий — врезался в атакуемый бомбардировщик. Поврежденный ЛеО развернулся на обратный курс, а столкнувшийся с ним британский истребитель вспыхнул и развалился в воздухе.

Между тем приближалась развязка конфликта. Французы терпели одно поражение за другим. 5 июля бронемашины гвардейской кавалерии из Пальмиры соединились с британскими патрулями из Дамаска, а механизированные индийские войска на востоке Сирии окружили вишистов. На границе с Турцией индийские подразделения блокировали и захватили несколько фортов. На западе значительно усиленные войска союзников с трудом продвигались на север вдоль побережья.

В этот день продолжались атаки бомбардировщиков ЛеО 451 па продвигающиеся,вдоль Ефрата индийские части. Прикрытие осуществляла всего пара «Девуатинов», но их пилотировали лучшие французские летники: капитан Леон Ришар и сублейтенант Пьер Ле Глоан. Заметив пикирующую на бомбардировщики пару «Харрикейнов» и «Гладиатор», они за несколько секунд сбили оба «Харрикейна».

Падение Дамаска, июнь 1941 г.  Сопровождаемый черкесской кавалерией автомобиль командиров Свободной Франции генерала Жоржа Катру (General Georges Catroux) и генерал-майора Поля Луи ле Жентильома (Major-General Paul Louis Le Gentilhomme) въезжает в город

8 июля все французские самолеты, способные пролететь 900 км до итальянского Родоса, были эвакуированы из Сирии. Самая результативная эскадрилья GC III/6 прибыла 9 июля на авиабазу Мезон- Бланш в Алжире. За месяц ее «Девуатины» сбили 19 самолетов. Семь побед одержал сублейтенант Пьер Ле Глоан. лучший истребитель сирийской кампании. Эскадрилья потеряла пять пилотов убитыми, еще один погиб в авиакатастрофе. Три летчика попали в плен, и еще один, лейтенант Мурье перелетел в Турцию и впоследствии присоединился к истребительной группе «Нормандия-Неман», воевавшей на советско-германском фронте.

9 июля продолжались налеты авиации союзников на опустевшие аэродромы вишистов. Десять «Харрикейнов» сожгли на авиабазе Нераб два неисправных «Потеза» 63-11.

Учитывая безнадежность сложившейся ситуации, вечером 11 июля французы прислали парламентеров с запросом об условиях капитуляции. Боевые действия прекратились.

Итоги выглядели так: авиация вишистов использовала 289 военных самолетов, 35 военно-транспортных и 18 гражданских. Потери составили 179 самолетов, из них 44 истребителя, 37 бомбардировщиков, 14 разведчиков, 10 транспортных и 12 бипланов «Потез» 25ТОЕ. Британские ВВС потеряли в воздушных боях не менее 30 самолетов.

Австралийские солдаты на фоне захваченных французских MS.406 из GC I/7, июнь 1941 г.

По словам командующего французских ВВС в Сирии, главной причиной разгрома его сил стали штурмовые удары истребителей союзников по аэродромам. Попытки вывести авиацию из-под этих ударов привели к сосредоточению практически всех боеспособных машин на аэродромах вокруг Алеппо, — на крайнем северо-западе Сирии. Удаленность этой базы значительно снизила эффективность французской авиации.

источники:

  1. Владислав КОРНИЛОВ “Секретная война в Сирии. Хроника сирийской кампании 1941 года” Крылья Родины 1994-07,08
  2. фотографии взяты со страниц Сирийско-Ливанская_операция
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий