Предположим, вы нашли чужой семейный альбом годов эдак 1920-х. Кто все эти люди? Какая тайна скрывается в подборке снимков? Один из таких секретов был раскрыт в рамках лекций РОСФОТО.
В центре внимания оказался альбом неизвестной ленинградской семьи 1920-х — 1940-х годов. Он содержит профессиональные и любительские фотографии, на которых нет ни пометок, ни подписей. Композиция любительских кадров, сделанных в интерьере и на пленэре, выбор освещения и другие детали позволяют предположить, что владельцы и создатели альбома были неплохо знакомы с техникой фотографирования и ретуши.
Альбом является типичным для своего времени и отражает ряд характерных черт обывательской жизни эпохи НЭПа и более позднего времени.
Часть фотографий сделана в интерьерах ленинградской квартиры; на дачном участке; в Петергофе и в центральной части Ленинграда: в Летнем саду, на канале Грибоедова у Львиного мостика и на набережных Невы. Можно с уверенностью говорить о том, что для семьи ленинградцев, составивших альбом, были важны места их проживания и прогулок, т. к. на нескольких снимках, разделенных по времени создания, встречаются одни и те же пейзажи, например, сквер у Медного Всадника или съемки одного и того же дачного участка.
В годы после Первой мировой войны кардинально меняется силуэт женской одежды — к 1924 году заметно сокращается длина юбок, исчезает корсаж, фасон платьев упрощается, волосы становятся короче. Новая мода основана на геометрических принципах: костюм четко разделяется на две части, лиф и юбку. К 1928 году юбка едва прикрывает колени. Для женской одежды того времени свойственны опущенная на уровень бедер талия, глубокий вырез лифа, обнаженные руки. Дополнением к наряду служила шляпка-капор с широкими полями или шляпа-колокол, полностью закрывающая волосы. Идеалом становится женщина с полумальчишеской фигурой — высокая, стройная, без выраженных бедер и груди. Воплощением его была актриса Грета Гарбо.
Платья девушки силуэтом полностью отвечают модным тенденциям первой половины 1920-х годов. Таким образом, самые ранние портреты в альбоме можно датировать первой половиной 1920-х годов, т. е. эпохой НЭПа.
Подтверждением того, что самые ранние фотографии в альбоме были сделаны в 1923—1925 годах, служит и мужская одежда.
Род деятельности мужчины определить достаточно сложно — в комнате на его рабочем столе находятся счеты, бумаги, чернильница. Возможно, он был счетоводом, бухгалтером или экономистом, который выполнял дома часть работы.
Род занятий женщины установить не удалось. Можно утверждать, что она была знакома с фотографированием, т. к. часть снимков мужчины в квартире и на пленэре явно выполнена ею, а также, вероятно, она играла на гитаре.
В музейно-выставочном центре РОСФОТО проходят лекции, посвященные атрибуции семейного альбома. Расписание — на сайте музейно-выставочного центра.