18 февраля 1906 года скончался Джон Стетсон — американский предприниматель, изобретатель «ковбойской» шляпы. Diletant.ru решил разобраться как менялись головные уборы…
О шляпах можно говорить бесконечно. На первый взгляд кажется, что этот аксессуар в наше время как-то совсем и не актуален, хотя на самом деле все модельеры мира обязательно включают в свои коллекции множество подобных головных уборов. Очень нескучных и всегда необычных, чем продолжают традицию, которая насчитывает ни одно столетие. Благодаря этому в истории шляп накопилось много занимательных фактов. Но, обо всем по порядку…
Древний Египет
В Древнем Египте фараон надевал под корону большой платок из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик.
Античность
В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями — петасос. Если не было ветра и дождя, подвешенный на ремне или ленте петасос отбрасывали за спину. В таком головном уборе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов Гермес. Петасос стал прообразом большинства фасонов современных шляп.
XIV — XV век
Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, высокую коническую шляпу придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. Так как на рубеже XIV и XV веков господствовала французская мода, головные уборы бургундских придворных дам распространились по всей территории Европы.
Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани, а затем обтягивали дорогим материалом. Высота геннина принцесс достигала 1 м, придворных дам — около 60 см. С тыльной стороны головного убора располагалась прозрачная вуаль, иногда закрывающая лицо. Выбившиеся из-под геннина волосы выбривали, оставляя маленький треугольник посреди лба. Из-за моды на высокие геннины в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы. Этот головной убор носили до XVI века.
XV — XVI век
В XV — XVI столетиях в Германии и Франции были популярны соломенные шляпы. «То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб. Все это необходимо женщине для украшения головы. Сотни золотых едва ли здесь хватит», — описывал августинец Готшалк Холлен головной убор модницы XV века.
В Средневековье, еще во времена Карла Великого, появились особые обычаи в ношении головных уборов: достойные люди носили на тулье перья фазана и петуха, а проштрафившиеся — ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы должны были надевать банкроты.
XVI век
В XVI веке появились широкополые шляпы из фетра, сменив популярные до этого шапероны — капюшоны с длинными хвостами. Предположительно, широкополые шляпы появились вследствие антисанитарии в европейских городах и, в частности, из-за традиции выливать нечистоты из окон практически на головы прохожим. Тогда же в обиход вошел реверанс — поклон со сниманием шляпы и описыванием ею полукруга в воздухе. Дамы также носили шляпы с широкими полями, украшая их плюмажем, мехом, лентами и драгоценностями. Популярными стали и чепцы, которые прежде использовали как головной убор для купания и сна.
Во второй половине XVI века европейскую моду диктовала Испания. Популярными стали берет, ток и жесткая высокая шляпа с цилиндрической тульей — прообраз цилиндра.
XVII век
Шляпы в XVII веке шили из различных материалов всевозможных цветов и оттенков, декорировали драгоценностями и перьями. Во Франции мужчины носили фетровые шляпы с широкими полями, которые они приподнимали и прикалывали к тулье, и круглым верхом. На торжественные мероприятия французы надевали «шляпу Людовика XIII» — низкий головной убор, свалянный из меха бобра и обвитый длинным пером.
В Англии мужчины или женщины с помощью головных уборов стремились показать свою оригинальность. Мужские шляпы различались шириной полей, высотой тульи, украшениями, материалом. Англичанки носили чепцы, капюшоны, капоры, платки, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. При выходе на улицу поверх этих головных уборов дамы надевали крупные «пуританские» шляпы.
На Руси шляпы появились в 1630-е годы. Их закупали для царского двора и офицеров регулярных полков. Популярны были головные уборы из фетра и войлока, самыми дорогими были модели, свалянные из бобрового пуха. В армии по шляпе, надетой на командира, могли ориентироваться солдаты.
Благодаря королю Людовику XIV во второй половине XVII века мода на головные уборы резко изменилась. В обиход вошли шляпы-треуголки, которые стали элементом военной формы во Франции, а затем распространились по всей Европе.
XVIII век
В XVIII веке шляпы считались второстепенным дополнением популярных в то время париков, которые определяли манеру ношения головных уборов. В Европе в эпоху барокко дамы носили фонтанж — чепец из кружева. Из моды он вышел в 1713 году благодаря Людовику XIV. На церемониальном приеме в Версале герцогиня Шрусбери появилась без чепца с простой прической, украшенной шнурком и цветами. Французскому королю ее вид очень понравился, что и поставило точку на ношении фонтанжа.
В 1770-х годах фасоны головных уборов изменились. Моду того времени задавала французская королева Мария-Антуанетта. Женские прически стали высокими и сложными, дамские шляпки также выросли в размерах. Некоторые модели достигали метра в диаметре. Их украшали лентами, искусственными цветами, перьями и кружевами.
XIX век
В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появился бикорн, постепенно вытеснивший более громоздкую и неудобную треуголку. В 1797 году англичанин Джон Гетерингтон изобрел шляпу-цилиндр, который вошел в мужскую моду в начале XIX века.
С 1820 года популярным стал боливар. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.
Дамы в XIX веке продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и аграфами с драгоценными камнями. В первой половине XIX века в моду вошла шуте — женская соломенная шляпа с широкими полями, обрамляющими лицо. Массовую популярность она приобрела благодаря театру, где стала появляться в качестве реквизита примерно с 1800 года.
Ко второй половине XIX века женские головные уборы почти утратили свои практические функции. Фасоны шляп менялись стремительно. Журналы мод предлагали до 30 моделей ежесезонно. Поводом для появления нового фасона могли стать политические события, забавные происшествия, новые литературные произведения или театральные постановки.
ХХ век
Начало ХХ века — история широких шляп, затянутых муслином и тюлем. В 1911 году реформатор парижской моды Поль Пуаре предложил дамам короткие стрижки и восточные тюрбаны с «хохолками» из перьев цапли.
Со шляпок начала свой путь в мир моды и легендарная Коко Шанель. В 1920 году она открыла свой первый шляпный магазин в Париже, в 1913 году — в Довиле. Первая мировая война заставила дам обратиться к практичным моделям.
В 20-е годы в моде были короткие стрижки и шляпки-клош, а в 30-е дамы приоткрыли лоб, сдвинув шляпы на один глаз.
В период Второй мировой войны сложности ухода за волосами вынудили дам вспомнить о высоких тюрбанах из шарфов, а для изготовления шляп стали использовать стружку, целлофан и обрезки тканей.
В 1947 году началась эпоха «New Look»: Кристиан Диор вернул любовь к маленьким дамским шляпкам. С именами Пьера Кардена и Андре Куррежа связан всплеск на высокие шляпы-колпаки и плоские шляпки-таблетки в 60-е годы.
Эпоха «хиппи» и новый стиль «унисекс» надолго свели на нет популярность шляп, без которых прежде ни одна дама не выходила из дома.
XXI век
В XXI веке изящные, легкие, зачастую экстравагантные шляпки — это один из модных аксессуаров. Сегодня в коллекциях практически каждого известного бренда представлен огромный выбор шляп на любой вкус. Остается лишь выбрать из всего многообразия свой неповторимый вариант.