17 ноября 1913 года жители современного Ивано-Франковска и близлежащих сел стали свидетелями невиданного ранее зрелища: в сумеречном небе медленно плыла, опускаясь на землю, воздушный шар с двумя аэронавтами на борту.
Кроме любопытных крестьян, которые сбежались посмотреть на такое чудо, к месту высадки поспешили и австрийские жандармы. Пришельцам, что буквально свалились с неба, приказали полностью выпустить газ из шара, после чего летательный аппарат временно конфисковали, а воздухоплавателей взяли под арест.
А за два дня до этого воздушный шар стартовала из столицы Франции. На ее борту были 30-летний французский аэронавт Эмиль Дюбонне и его коллега, 38-летний агент по продаже шампанских вин Велби Журден. Воздухоплаватели утверждали, что имели целью поставить новый мировой рекорд по дальности полета на воздушном шаре, преодолев 2400 километров из Парижа в Одессу.
Эмиль Дюбонне на то время был знаменитостью — прославился как один из пионеров мировой авиации. В 1909 году он получил лицензию пилота №47, а уже через год совершил второй в истории полет над Парижем на моноплане. Впоследствии поставил рекорд непрерывного полета, пролетев на летательном аппарате конструкции Телье 109 километров за 1 час 50 минут.
Как свидетельствуют архивы французского аэроклуба, Эмиль Дюбонне был участником многих международных соревнований по воздухоплаванию, в частности, трижды боролся за самую престижную награду среди аэронавтов — Кубок Гордона Беннета. В январе 1912 года он поставил мировой рекорд по дальности непрерывного полета на воздушном шаре, преодолев 1954 километра от французского Компьена к польской Соколувки. Через полгода это достижение превзошли воздухоплаватели Бьянеме и Румпельмейр, которые пролетели без остановок 2200 километров — из немецкого Штутгарта в российской Рязани.
Полет из Парижа в Одессу должен был стать реваншем Эмиля Дюбонне, который хотел вернуть себе титул рекордсмена.
Впрочем…
“Подлетая к Станиславова, они увидели под собой густой туман и, считая, что уже приблизились к морю, спустились на землю. К дезориентации привели также электрические фонари на городском вокзале, которые они восприняли как морские маяки”, — сообщал официальную версию местный еженедельник.
А вот тогдашние краковские и львовские газеты отметили, что представители австрийской власти заподозрили воздухоплавателей в выполнении шпионской миссии. По данным прессы, по городу распространились слухи, что путешественники были российскими разведчиками, в которых обнаружили важные секретные документы и крупную сумму наличных в немецкой, французской и российской валюте, а также кредитные чеки на полмиллиона франков. Расследованием дела занялись армейские чиновники под руководством майора Гуденуса.
В течение 36 часов, пока длилось следствие, знаменитый воздухоплаватель и его спутник находились в недавно построенном отеле “Унион” (теперь это бизнес-центр “Киев”). К ним приставили охрану, при чем жандарм не выходил из гостиничного номера даже ночью.
Недовольство аэронавта также вызвал счет, который после завершения расследования предъявила им австрийская власть за пребывание в отеле и сохранения воздушного шара — примерно 300 крон (почти 30 тысяч гривен по сегодняшним ценам).
Вернувшись домой после неудачного полета, Дюбонне сообщил журналистам сенсационную причину своего внезапного приземления.
“Когда мы пролетали на высоте 500 метров у Станиславова, воздушный шар обстрелял подразделение австрийских пехотинцев”, — цитировала воздухоплавателя венская газета Neues Wiener Journal.
Хотя австрийская власть отрицала такие обвинения, его объяснение представляется более правдоподобным, чем предположение, что путешественники спутали железнодорожный вокзал с морским портом.
Впрочем Эмиль Дюбонне и его напарник вполне могли иметь до этого путешествия не только спортивный интерес. После начала Первой мировой войны опытный летчик сразу пошел на военную службу и помогал совершенствовать французские боевые самолеты. В 1931 году за выдающиеся заслуги перед нацией Эмиль Дюбонне был отмечен высшей наградой страны — орденом Почетного Легиона.
По Велби Журдена, который был спутником знаменитого воздухоплавателя в этом путешествии, в архивах аэроклуба не сохранилось никакой информации. Вероятно, что он был агентом не только по продаже шампанских вин…