«Сказка — ложь, да в ней намек»

Настоящий общественный резонанс вызвала новость о том, что на территории Украины запретили продавать российские книги об Илье Муромце и других легендарных богатырях. Кто-то полагает, что правительство страны увидело в безобидных былинах попытку прославить соседа-агрессора, другие же резонно заявляют, что дело вовсе не в содержании книг, а в месте их издания.

Так или иначе, Илья Муромец оказался героем дня. Сразу же вспомнили, что этот человек существовал не только в былинах, но и в действительности, а его останки покоятся, к слову, в Киево-Печерской лавре. Кем же был настоящий Илья Муромец? Существовали ли прототипы у других богатырей? Об этом — на diletant.media.

«Сказка — ложь, да в ней намек»

Илья Муромец

Знаменитый былинный персонаж, по преданию, сидел на печи до 33 лет, потому что страдал от таинственного недуга. В один прекрасный день к нему наведались волхвы, которые моментально избавили мужчину от многолетней хвори. Муромец времени даром терять не стал — сразу отправится на службу к князю Владимиру и вскоре оказался в числе богатырей.

Когда речь заходит о былинах, отличить правду от вымысла не так-то просто. Но ученые попытались и пришли к выводу, что у Ильи Муромца был прототип, живший в XII веке. В истории он остался как Илия Печерский, или попросту Чоботок (что значит «сапожок»). Да-да, именно такое прозвище было у прототипа легендарного богатыря. В сохранившихся документах об истории появления этого необычного «псевдонима» рассказывается так: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

«Сказка — ложь, да в ней намек»
Сцены из жизни богатыря Ильи Муромца

Впоследствии Илия обосновался в Киево-Печерской лавре, в пещерах которой и покоятся его останки. В 1643 году Илия был причислен к лику святых. Интересно, что мощи святого, являющегося вероятным прототипом богатыря, после научной экспертизы лишь подтвердили это предположение. Во-первых, рост монаха Киево-Печерской лавры составлял почти 180 сантиметров — в XII веке такими параметрами могли похвастаться только самые высокие люди. Во-вторых, исследование показало, что у святого в юности был паралич конечностей, а умер он в 40 — 55 лет от ранения в сердце.

Однако с этим предположением согласны не все. В качестве еще одного возможного прототипа Ильи Муромца иногда рассматривается Илейко Муромец, он же Илья Иванович Коровин, — самозванец, в Смутное время выдававший себя за царевича Петра, якобы являвшегося сыном царя Федора.

Добрыня Никитич

С Добрыней Никитичем, якобы верой и правдой служившим фольклорному князю Владимиру, тоже все не так просто. Историческим прототипом этого персонажа чаще всего называют дядю Владимира Святого, брата его матери Малуши, рабыни и наложницы Святослава. В былинах же существует масса версий, кому и кем приходился Добрыня. В одних произведениях сказано, что Добрыня был сыном Никиты, воеводы из Рязани, в других же озвучивается версия, что богатырь был племянником самого князя Владимира.

«Сказка — ложь, да в ней намек»
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. Виктор Васнецов

Настоящий Добрыня, воевода и дядя князя-крестителя, известен тем, что он помог Владимиру добыть жену — знаменитую Рогнеду. Это сюжет фигурировал как в летописях, так и в былинах, и быстро оброс мыслимыми и немыслимыми подробностями. К слову, известные слова Рогнеды о том, что она не горит желанием быть женой «робичича», могли оскорбить и Добрыню: ведь та самая рабыня, о которой говорила своенравная дочь полоцкого владетеля, была его сестрой.

Также исторический Добрыня был посадником в Новгороде и, по мнению многих историков, принимал участие в крещении новгородцев. Память о дяде Владимира, соотносимом с былинным богатырем, сохранилась в городе надолго: в течение нескольких веков одна из улиц Новгорода называлась Добрыниной.

Алеша Попович

Существуют исторические прототипы и у третьего богатыря — Алеши Поповича. Наиболее вероятный из них — ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Он был известным храбрецом, служившим под началом Всеволода Большое Гнездо, а затем поддерживавшим его сына Константина в борьбе за владимирский престол.

Согласно преданиям, Попович сходился в поединках с лучшими воинами Юрия Всеволодовича, брата и главного противника Константина, и всех их с легкостью побеждал. После того, как Константина не стало, и князем все-таки оказался Юрий, Александр Попович перешел на службу к Мстиславу Старому и вместе с ним сложил голову в 1223 году во время битвы при Калке.

«Сказка — ложь, да в ней намек»
Алеша Попович. Иллюстрация Андрея Рябушкина к книге «Русские былинные богатыри»

Но есть и другие версии. Согласно одной из них, прототипом Алеши Поповича был сын боярина, соратник Владимира Мономаха Ольберг Ратиборович. Именно он метко расстрелял из лука половецкого хана Итларя, прибывшего в Переславль на переговоры, — эта история красиво описана в «Повести временных лет». Возможно, так и родилась былина об Идолище поганом — поганый Итларище со временем превратился в Идолище. А непонятное слово Ольберг трансформировалось в привычное русскому уху имя Алеша.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории