Жили-были на юге нынешней России скифы. Одни говорят, что были они земледельцами, сеяли хлеб на продажу. Другие — что скифы были воинственными кочевниками-скотоводами. По мнению третьих, они добывали ртуть и продавали ее в Европу (а там ею амальгировали золотоносные руды) в таких сумасшедших количествах, что в той Европе ртуть так и называли «скифской водой». Подобные утверждения очень забавны — ведь даже самое общее знание о скифах отсутствует полностью. Так откуда же взялась вся эта история?
Описание культуры скифов поражает обилием подробностей. При этом не существует ни легенд, ни сказок, ни былин самих скифов! Нет ничего о них и у якобы окружавших их народов.
Выходит, все, что мы знаем о скифах, взято из сочинений Геродота! Но, может быть, есть материальные свидетельства жизни скифов? О, да! И еще какие! Эти азиаты «с раскосыми и жадными очами», кровопийцы и, наверное, людоеды, оказались запечатленными в искуснейших поделках ювелиров!
Исторические несообразности
В петербургском Эрмитаже много изделий, датируемых IV веком до нашей эры. Общее название коллекции — «Скифское золото», хотя есть изделия из серебра и электрона, природного сплава золота с серебром.
Вот на серебряной вазе из Чертомлыка скиф стреноживает коня. На морде коня уздечка с металлическими кольцами, на спине прилажено типичное английское скаковое седло с одной подпругой, с нагрудником и стременами. Грива коня хорошо острижена.
Один из скифов одет в прекрасного покроя комбинезон; гульфик и трусы прошиты функционально и красиво. Похоже, эти дикари имели хорошие иглы, шильца и нитки. У второго, что согнулся возле коня, полы армяка прошиты двойным швом. Обувь стачана на левую и правую ноги отдельно, чего не было в России даже в наполеоновскую войну.
Заметно, что у сапог есть каблуки и толи ремешки, то ли швы. У скифа, в одиночку укрощающего коня, сапоги прошиты на подъеме; так кроят обувь в последние триста лет. Общее впечатление: ювелиру позировали хорошо одетые пастухи или конюшие какого-нибудь средневекового князя или хана.
Эти поделки названы «скифским золотом» (поскольку найдены в якобы скифской земле и изображены на них якобы скифы), однако историки уверяют, что изготовлены они в ювелирных мастерских Греции. Не могли же эти дикари сами такое изготовить! Зато, наверное, закупали в Греции эти украшения и брали с собой в могилы.
На вазе из кургана Куль-Оба тщательно изображены сцены натягивания тетивы и зубодрания. Но ведь рвать зубы тоже научились не так давно!
Интересно сопоставить «скифских коньков» с бронзовыми средневековыми поделками из Флоренции. Среди последних имеется «флорентийский конек», почти идентичный половинке золотого «скифского конька», причем скифская работа чище по исполнению, изящнее, чем изделия Флоренции. А Флоренция была мастерской Европы.
Все это позволяет сделать вывод, что скифские изделия, скорее всего, относятся к позднему Средневековью. По мастерству исполнения — XV век, не ранее.
Но раз уж решено историками, что золотые изделия оставили именно скифы, и непременно древние, то теперь их с этого не собьешь. Понятно, узнать, как скифы это золото «оставляли», никак невозможно, зато известно, как курганы в южнорусских степях были вскрыты. Это очень поучительная история, изложенная в очерке Харузиной «На раскопках», опубликованном более ста лет назад {«Родник» №11,1905 г.). Здесь рассказывается о раскопках небольшого кургана близ рудника в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии. Копали умелые грабари, досматривали краеведы. Грабари отмечают, что могилу уже вскрывали и вновь засыпали.
«И вот могила вся очищена от насыпной земли и выметена дочиста веничком. В глинистой почве ее дна лежит костяк. Голова, обращенная к юго-востоку, смотрит вверх; руки вытянуты вдоль стана, ноги же согнуты и приподняты, так что коленями упираются в правую стенку могилы. Кости ног окрашены в красную краску, а на дне могилы видны остатки темно-красной краски».
А что, если находки Чертомлыкского и Куль-Обского курганов — просто клады казачества? Казачий общак — кош нужно было где-то хранить. Вот накануне военного похода кошевой с доверенными выборными товарищами и прятали кош в старом кургане, рядом со старым костяком. И метили кости краской. Не древние же скифы красили красной краской кости скелета! Ведь хоронили тело, а не раскрашенный скелет!
Если так, то даже если останки покойников, лежавших в таких курганах, правильно датированы IV веком до н.э., то золото, найденное в них же, к тому веку отношения не имеет.
В случаях, когда кошевой и его товарищи погибали, то закопанный кош никто уже найти не мог, кроме, конечно, грабителей или археологов. Грабители золотишко продавали и переплавляли, а историки — теории выстраивали. Ах, ах, IV век до нашей эры! «Исторический факт»! А на деле — одно только суеверное отношение к хронологии.