Славные киевские митрополиты

Как показывает история, звание киевских митрополитов всегда было связано не только с высоким престижем, но и с колоссальной ответственностью. Иным владыкам приходилось подвергаться тяжким испытаниям, особенно в переломные моменты. Их имена сохранились в памяти киевлян спустя много лет.

Макарий, митрополит Киевский и всея Руси в 1494-1497 гг.

Святитель Макарий. Икона работы И. Ижакевича, 1940-е гг.

Святитель Макарий принял самую почетную на Руси митрополичью кафедру в тяжелый момент для Киева. Тогда, в конце XV столетия, город входил в состав Литовского княжества, но время от времени подвергался страшным разрушениям из-за набегов крымских татар. Сам Макарий жил в Вильно, однако посчитал необходимым добраться до места своего митрополичьего служения, позаботиться о восстановлении из руин кафедрального собора – Софии Киевской. В 1497 году владыка отправился в дорогу. На нелегком пути в Киев митрополит Макарий остановился для отдыха в белорусском селе Скриголове. Там была церковь, и святитель провел в ней литургию. Внезапно в село ворвался татарский отряд. Владыке Макарию предложили спрятаться, но он отвечал: “Спасайтесь, детки, а мне нельзя, я отдаю себя воле Божьей”. После этого митрополит мужественно продолжал богослужение. Ордынцы захватили храм и предали святителя Макария ужасной смерти – отрубили голову прямо у церковного престола. Но его тело все же доставили в Киев. В 1547-м православная церковь канонизировала священномученика Макария. Для жителей киевской местности Татарка в 1897 году была освящена Макарьевская церковь, действующая по сей день.

Петр (Могила), митрополит Киевский и всея Руси в 1632-1647 гг.

Митрополит Петр Могила. Мемориальная доска на здании Киево-Могилянской академии.

Святитель Петр сыграл решающую роль в сохранении православных традиций на киевских землях. Выходец из знатного молдавского рода, он получил превосходное образование и в 30-летнем возрасте, в 1627 году, был посвящен в архимандриты Киево-Печерской лавры. Уже через пять лет он занял митрополичью кафедру. В то время Киев входил в состав Речи Посполитой, где традиционную православную веру теснило введенное в 1596-м униатство. Однако Петр Могила присоединился к православному братству, выражавшему интересы преимущественного большинства киевлян. Его авторитет и энергия позволили, вопреки желанию властей, не только сохранять, но и возрождать киевские святыни. Благодаря неутомимому подвижничеству святителя в течение нескольких лет были восстановлены Софийский собор, Михайловский храм на Выдубичах, Кирилловская, Успенская (Богородицы Пирогощей) и Васильевская церкви, церковь Спаса на Берестове, вырос небольшой храм на руинах Десятинной церкви, развивалась Лавра.

Митрополиту Петру киевляне были обязаны также становлением и укреплением школы при братстве, которая при нем обрела статус коллегии, а впоследствии стала академией и получила его имя. Киево-Могилянская академия знаменита как крупнейший в свое время образовательный центр восточноевропейского славянства, alma mater многих выдающихся деятелей украинской истории.

Рафаил (Заборовский), митрополит Киевский и Галицкий в 1731-1747 гг. 

“Тезис Заборовского”. Гравюра в честь Рафаила Заборовского работы Г. Левицкого, 1739 г.

Выходец из Галиции, Рафаил Заборовский впервые оказался в Киеве, когда учился в Могилянской академии. А в 1732 году его определили в древний город “архиепископом Киевским, Галицким и всея Малыя Руси”. Со времен Петра I титул киевского митрополита был на время отменен, но именно при владыке Рафаиле в 1743-м его восстановили.

Известна приверженность Рафаила Заборовского к искусству и архитектуре (царица Анна Иоанновна однажды даже прислала ему готовальню). Под его покровительством в Киеве развернулся талант Иоанна-Годфрида Шеделя, прусского зодчего, строителя громадных колоколен Печерской лавры и Софийского собора. Шеделя считают и автором парадной арки позади митрополичьего дворца в Софии Киевской, которая выходит на Георгиевский переулок. Ниша над въездом и высокий фронтон покрыты сочными лепными украшениями изумительной красоты. Наряду с богатым растительным орнаментом здесь изображены символы митрополичьей власти – митра и панагия, а также герб Заборовского: пылающее сердце в обрамлении пальмовых ветвей. Эту арку с тех пор так и называют “брама Заборовского”.

Евгений (Болховитинов), митрополит Киевский и Галицкий в 1822-1837 гг.

Митрополит Евгений Болховитинов. Изображение первой половины XIX в.

Киевский митрополит первой половины XIX века Евгений (Евфимий Болховитинов) был не только видным церковным деятелем, но и выдающимся ученым-историком. По его инициативе и на его личные средства проводились обстоятельные археологические исследования замечательных памятников древности – Десятинной церкви и Золотых ворот. Сам он подготовил многочисленные научные труды, сохранившие ценность до нынешнего времени; среди них – подробное описание Софийского собора в Киеве. Именно в Софии Киевской теперь покоится прах митрополита.

Владимир (в миру Василий Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий в 1915-1918 гг.

Митрополит Владимир Богоявленский. 

После того как Василий Богоявленский блестяще окончил Киевскую духовную академию, он стал преподавателем, а затем приходским священником в русской глубинке. Безвременная смерть от чахотки его жены и единственного ребенка внушила ему мысль постричься в монахи. В последующие годы этот скромный, но неколебимо твердый в вере подвижник занимал высокие церковные посты, возглавляя Московскую, а затем Санкт-Петербургскую митрополию. Непримиримое отношение митрополита Владимира к пресловутой клике Распутина привело в 1915 году к его “почетной ссылке” подальше от столицы – в Киев. Здесь ему предстояло испить самую горькую чашу.

В январе 1918-го Киев превратился в поле кровавой битвы. На Печерскую лавру, где проживал в своих покоях митрополит Владимир, обрушились тысячи пуль и снарядов. Затем город оказался в руках красногвардейцев и революционных матросов. Повсюду, в том числе и в обителях, орудовали темные личности. Вечером 25 января три резких звонка прозвучали у парадного входа митрополичьей квартиры. Вошли пятеро вооруженных людей; их предводителем был субъект в черной кожанке и матросской фуражке. Незваные гости потребовали у владыки денег, обыскали его спальню, а затем, уже под покровом темноты, вывели митрополита Владимира за ворота Лавры. Вскоре до обители донеслись выстрелы. Той же ночью мертвое тело архипастыря было обнаружено на поляне среди валов Старой Печерской крепости. Его расстреляли разрывными пулями и добили штыками. По свидетельству случайного очевидца, перед смертью владыка благословлял своих убийц… Именем киевского митрополита Владимира открывается скорбный мартиролог православных святых новомучеников – подвижников, пострадавших от гонений на веру Христову в ХХ веке. Его нетленные мощи были обретены в 1992 году и теперь покоятся в Дальних пещерах Лавры.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории