Женские издания, изначально предлагавшие читательницам только развлекательный и бытовой контент, с приходом советской власти претерпели серьезные изменения. Diletant.ru вспоминает, что читали дамы Союза.
Женские журналы изначально носили развлекательный характер. Издания содержали сентиментальные повествования о любви, познавательные стати и материалы об основных приемах воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, ухода за своей внешностью
Существенные изменения произошли в индустрии в 1917 году. Женские журналы были объявлены буржуазными пережитками и закрыты, поскольку они не отвечали главной задаче партии — формированию нового человека. Появились новые издания, где так называемые женские темы перемежались пропагандой и партийными установками.
Один из самых массовых женских журналов — «Работница» — впервые появился в продаже 8 марта 1914 года. Инициатором был Владимир Ленин. Он предложил создать общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник. Издание, выходившее в Петрограде тиражом в 12 000 экземпляров, было первым большевистским массовым легальным журналом, ставившим своей целью защиту интересов женского рабочего движения. В создании этого рупора в свое время принимали участие А. И. Ульянова-Елизарова, Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай и многие другие известные дамы.
В 1914 году вышло семь номеров, из них три были конфискованы полицией и 9 июля журнал прекратил свое существование, чтобы возродиться в мае 1917-го. Во время Гражданской войны журнал не выходил, но с 1923 года стал регулярным и уже московским изданием.
Второй знаменитый советский женский журнал — «Крестьянка» — появился в 1922 году. Его основал Отдел по работе среди женщин ЦК РКП (б).
Пропаганде большевистских идей среди женщин уделялось повышенное внимание, и возникали все новые и новые издания. Например, «Работница и крестьянка», издававшийся с 1932 по 1941 год, «Женский журнал» (1926−1930)
На женских фото тех лет в глаза прежде всего бросается общая неухоженность облика: лицо без косметики, обветренные губы, широкие растрепанные брови, запущенные волосы, в большинстве случаев короткие, ровно подрезанные чуть ниже ушей, зачесанные на пробор. Фигура коренастая, крепкая, шея короткая, плечи широкие, талия отсутствует. Одежда объемная и мешковатая, чаще всего — толстовка, мужской пиджак, а то и ватник. Предпочтение отдавалось «дамам» в спецодежде: в комбинезонах, халатах
В журналах первых советских лет нет схем вышивок или кулинарных рецептов, обзора семейных игр или рекламы бальзама для волос. Зато передовиц, очерков о судьбах старых большевичек, поучительных статей — в избытке.
В 1928 году неожиданно появились классические женские журналы «Искусство одеваться» и «Домашняя портниха». Они были хорошо оформлены, издавались на качественной бумаге с цветными иллюстрациями и удобного большого формата, и даже с приложением выкроек. Оба журнала практически целиком состояли из изображений моделей модной одежды, обуви и аксессуаров. Правда, журналы выходили недолго — всего пару лет — и небольшими тиражами.
В 1922 году при тресте «Москвошвей» открывается Ателье мод. Его задачей было являться неким координирующим теоретическим центром моделирования бытового костюма. Это ателье стало прообразом советских домов моделей в последующие годы. В том же году был выпущен первый номер журнала «Ателье», в работе над которым приняли участие многие известные художники: Кустодиев, Бакст, Грабарь, Бенуа, Сомов, Юон, Петров-Водкин… Авторами статей были Ахматова, Сологуб, Городецкий, Эфрос и Шагинян. На страницах «Ателье» красовались фотографии московских актрис в роскошных туалетах.
В эти же годы выходят и другие журналы — «4 сезона», «Альбом мод», «Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона». В них разрабатывались модели одежды, которые создавались известными живописцами и графиками, работавшими и с «Ателье». Вступал в свои права НЭП, и лишь эта политика и позволила появиться таким «безыдейным» изданиям. Неудивительно, что в 1930-м они были закрыты.
С середины 1930-х вопрос о семье был кардинально пересмотрен, и на страницах журналов этой теме отводится все больше места. Но именно семье — ни о какой любви речь в те времена просто не шла! Вопросы эмоций, чувственности, любви во всех ее смыслах практически исчезли со страниц периодической печати.
Журналы были заполонены многочисленными фотографиями роддомов, беременных женщин и младенцев. Появляются фото врачей, медсестер, акушерок, статьи по уходу за детьми, организации яслей и детских садов, печатаются рекомендации беременным и молодым матерям, в том числе и рецепты блюд, выкройки детской одежды, советы по изготовлению и починке игрушек
К концу 1930-х в журналах появляются даже публикации на темы гигиены и косметики, постепенно возвращаются кулинарные рецепты, советы хозяйкам, мода, выкройки. Обычно это был вкладыш с одной моделью, к которой прилагалось подробное описание. Много места отводилось различным переделкам и перешиву из старых вещей. В «Работнице» даже подчеркивалось, что модели одежды предназначены для перешивания из старых платьев, а выкройки даются на «средний размер».
К началу 1940-х намечается некий переломный момент: в женских журналах все больше места начинает отводиться красоте, модной и красивой одежде. При этом на страницах продолжают соседствовать женщины в ватниках с тугими косами, уложенными на затылке, олицетворяющие собой здоровье, благополучие и плодовитость, и тонкие артистические натуры, чаще всего актрисы.
В войну, конечно, было не до женских журналов. Но сразу по ее окончании в 1945 году вышел первый номер «Журнала мод». На многие десятилетия он стал для советских женщин главным источником информации о моде. В этом же году учреждается и журнал «Советская женщина», отвечавший за формирование и пропаганду образа советской труженицы за рубежом.
Женственность снова становится актуальной лишь с приходом 1950-х. Правда, приобрести качественные вещи все еще трудно, поэтому одежду по-прежнему перешивали, шили на заказ в ателье или у портних, но чаще самостоятельно. Почти в каждом доме была незаменимая вещь — швейная машинка. И новые журналы, в которых, как никогда, было много советов по переделке старой одежды.
Журнал «Крестьянка» к тому времени все больше отходит от «полей», обращаясь лицом к женщине, которой хочется оставаться красивой и в деревне, и в городе. В 1950-е «Крестьянка» характеризуется яркими иллюстрациями, как правило, репродукциями известных «проверенных» художников. Читательницы вырезают репродукции и украшают ими свои дома. Любопытно, что эта мода сохранялась очень долго, особенно в деревнях. Таким образом украшал собственную дачу даже Сталин.
Девушки на обложках журналов 1950-х вновь изящны, красивы, грациозны и обязательно нарядны. Им подражали, на них равнялись. В это время появляются новые журналы: «Модели сезона», «Модели одежды», «50 моделей ГУМа».
В эти же годы появляются и журналы соцстран, преимущественно с рисованными моделями костюмов и аксессуаров, а позже, в 1970-е годы, уже с фотографиями. Наибольшим спросом пользовались польские издания.
Однако самым любимым и популярным среди советских женщин всегда был журнал Burda, который известен в Европе с 1949 года. Именно в тот год Энне Бурда открыла собственное издательство и назвала его своим именем. Журнал привозили подпольно, модели из него перерисовывали и даже перефотографировали. Официально он появился в России в 1987 году; выпускается он по лицензии и сейчас. А в те годы Burda была буквально «окном в Европу» для миллионов советских женщин.